«Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развить интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося».
Сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.
Основные виды научно-исследовательской деятельности школьников по литературе:
•проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирования возможных вариантов ее решения;
•аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация конкретных данных;
•экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
•проектно-поисковый: поиск, разработка и зашита проекта.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
- работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
- работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
- работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
- работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Людмила, как мы договаривались, передаю информацию, отражающую специфику проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы.
|
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
Юлия Витальевна, большое спасибо. Я согласна с вами, что исследовательская деятельность на уроках литературы и русского языка актуальна.
С уважением, Людмила Шептухина.
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову. Проекты создаются при помощи программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher; дидактический материал (опорные конспекты) – в текстовом и графическом редакторе.
Но, на мой взгляд, что касается литературы, важность проекта заключается в глубине исследования, анализа поэтического и прозаического текстов, критических статей, а не сводить его к мастерству технического оформления, множеству анимаций, ибо в литературе главное - это слово...
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
Практически любой проект по литературе предусматривает межпредметную интеграцию. Например, проект по истории создания "Капитанской дочки" предполагает большую работу с историческими документами, критической литературой, статьями по культуре, изобразительному искусству, янализ прозаического текста, его лингвистический, исторический и культурологический аспекты.
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
Предлагаю проект совместной работы учащихся 6 и 8 класса по теме "Емельян Пугачёв. Кто он? Герой или самозванец?" А так же проект для учеников начальных классов "Сказкотератия"
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы