Submitted by Наталья Александровна Емельянова on Wed, 14/04/2010 - 14:53
ПравописаниеНЕ с причастиями
Задачи урока:
·Изучить правописание НЕ с причастиями; выработать навык выбора орфограммы.
·Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
·Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю.Побудить учеников видеть прекрасное в природе родного края через восприятие и анализ текста дальневосточного автора.
Слайд 1 (Запись: Число. Классная работа)
1.Мобилизующий этап
Слайд 2-4(«Бегущий» текст стихотворения. Текстдемонстрируются с эффектом
- Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы!
- Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.
2.Повторение изученного материала.
Учитель:Как пишутся с НЕ имена существительные и прилагательные? Приведите примеры.
- А как пишется НЕ с глаголами? Всегда раздельно?(Слитно, если не употребляются без не - негодовать, неистовствовать)
Учительобъявляет цель урока.
- А сегодня мы познакомимся с правописанием Не с причастиями и закрепим навык применения этого правила при выполнении различных упражнений
Слайд 5(Тема урока)
Запись темы урока в тетрадь.
3.Изучение нового материала.
Образовательный гипермедийный комплекс на платформе «1С: Образование 3.0» 1С:Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография.«Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?», кадр 1:
Учитель:Как вы думаете, когда НЕ пишется с причастием раздельно?
Вася:Я думаю, всегда раздельно. Как глагол. Причастие – форма глагола.
Лиза:А я думаю, как прилагательное. Когда есть противопоставление, тогда раздельно, а если нет, то слитно.
Учитель.Кто же прав? Вася или Лиза? Посмотрим, от чего зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ причастиями.
- Правило о написании НЕ причастиями вы сможете составить самостоятельно, поработав со своей карточкой №1
(Приложение 1. Карточки 3-ёх уровней сложности)
Несколько учеников (визуалы) работают за компьютерам сцифровыми образовательными ресурсами Единой коллекции по теме «Правописание НЕ с причастиям»:
http://school-collection.edu.ru/«Раздельное написание НЕ с полными причастиями» (№139146)
http://school-collection.edu.ru/«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Вариант 1 (№138931)
http://school-collection.edu.ru/«Правописание НЕ с краткими причастиями». (№139965)
Учащиеся, выполняя интерактивные задания, наблюдают за происходящими изменениями в правописании и делают выводы о написании НЕ с полными и краткими причастиями.
Учитель.Ребята, сделайте вывод о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями.
Слайд 6(Алгоритм, открывающийся поэтапно)
Учитель проверяет работу, начиная со слабых учеников. Корректируется общий вывод.
Учитель. Откройте § 29 учебника стр.160. Давайте сравним наши выводы и материал учебника.
Справка:(не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим;
Учитель.Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Как называются словосочетания, записанные в ваших карточках? Сформулируйте задание к этому упражнению.
К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из справки синонимы.
Учитель.Выберите правильный вариант написания причастия сНЕ, графически объяснив свой выбор.
Упражнение выполняет весь класс, один ученик у доски комментирует свою работу.
Слайд 8 -10(Упражнение. Фразеологизмы - синонимы)
Используя возможности интерактивной доски, ученик из справки перетягивает с помощью электронного пера (функция «Выбрать») синоним к соответствующему фразеологизму, затем с помощью функции «Перо»графически выделяет орфограмму и объясняет выбор слитного или раздельного написания с НЕ.
Учитель.Какое условие слитного и раздельного написанияНЕс причастиями не отражено в примерах (НЕ с краткими причастиями и противопоставление с союзом а).
- Как пишется НЕ с краткими причастиями и при противопоставлении с союзом а?
Слайд 11-12(Примеры раздельного написания НЕ с причастиями)
Ученики повторяют правило.
Работа с текстом. ХКК ГОС ОО (региональный компонент)
Слайд 13(Портрет Р.Фраермана)
Учитель.У вас на карточке №2 отрывок из произведения писателя-дальневосточника Р.Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Прочитайте его. (Приложение 3. Карточка-текст)
Слайд 14(Текст с пропуском знаков препинания во 2-ом предложении)
1. Тут обогнул он кусты невысокой калины, ронявшей ягоды в снег, и поглядел на рощу. 2. Вся белая от шелковистых каменных берёзок и молодого снега, она показалась ему вымыслом, никогда не снившимся ему, всегда окружённому лесом. 3. Каждая ветвь была резка, словно отчёркнута мелом, стволы как бы дымились, светлые искры пробегали по их коре. 4. И в этой серебряной роще, среди неподвижных деревьев, неподвижно стояла Таня и плакала.
(Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»)
Вопросы по тексту:
Учитель.Вам понравился этот фрагмент?
- А чем он понравился? (Он красивый, образный)
- Что делает его красивым, какие средства выразительности используются в этом тексте? (Сравнения, метафоры, эпитеты)
- К какому стилю речи относится текст? (Художественный)
- Для какого типа речи характерна такая образность? (Описание)
- Есть ли в этом тексте причастие с изучаемой орфограммой? Назовите номер предложения.
- Выпишите это предложение, графически объяснив условия правописания НЕ с причастием.
Слайд 15(Предложение 2)
Класс работает в тетрадях, один ученик - с комментированием на интерактивной доске.
Ученик, работающий на интерактивной доске, Пером выделят орфограмму, графически объясняя раздельное написание НЕ с причастием.
Слайд 16(Текст с расставленными запятыми)
- Какие ещё части речи, употреблённые с НЕ есть в этом отрывке? Назовите.
Физминутка
Работа с учебником.Индивидуальные задания.
Учитель.Вернёмся к изучаемой теме. Сейчас два ученика поработают у доски с индивидуальными заданиями.
(Приложение 4. Индивидуальные задания)
Задание 1. Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось раздельно.
Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады.
Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось слитно.
Дорога в Каменку пролегала мимо покрытых ещё не скошенной травой заливных лугов.
Задание 2. На интерактивной доске. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните свой выбор.
Человек не*знающий меры будет г..ревать и в бога…тве.
Слайд 17(Индивидуальное задание 2)
Работая на интерактивной доске, ученик электронным пером вставляет пропущенные орфограммы.
- А со всем классом мы приступим к выполнению упражнения 366
1. Прочитайте задание к упражнению 366, в котором вы должны определить слитно или раздельно пишется НЕ со словом, объяснив графически свой выбор.
2. Выполните его самостоятельно по вариантам (задание записано на доске):
1-ый вариант- 1,5 предложение
2-ой вариант - 2,4 предложение
Те, кто работали у доски, в тетрадях выполняют предложение 3.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы вашего товарища, пользуясь текстом-ключом, который дан на доске.
На доске демонстрируется предложения упражнения 366 с выделенными и графически объяснёнными орфограммами.
Слайд 18(Текст-ключ)
Учитель.А теперь проверим, как выполнены индивидуальные задания.
- Катя перестраивала предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями. (Проверка)
- А вот Василий делал совсем не простое задание. Ему нужно было вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Получилось ли у него это? (Проверка)
Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», класс -7, тема -5 («НЕ с причастиями»), вариант - 386 (выражения).
Учитель.Постарайтесь учесть допущенные ошибки при выполнении следующего задания, которое будет оценивать независимый эксперт, программа-тренажёр «Фраза».
Учитель.Вашему вниманию представлено упражнение программы-тренажёра «Фраза». Выполните первые 10 предложений упражнения поочерёдно, помогая друг другу. Помните, что вы в любой момент можете обратиться к правилу, нажав опцию «Подсказка».
Слайд 19 – 21(Упражнение программы «Фраза»)
- Поднимите руки те, кто при выполнении упражнения не допустил ни одной ошибки.
- Молодцы! А если у вас были ошибки, не расстраивайтесь, возможно, нужно быть более внимательными.
Закройте ноутбуки, нужно дать глазам отдохнуть.
Физминутка
1.Сомкнуть глаза – открыть. 2. Посмотреть в окно на самую дальнюю точку – на кончик носа. 3. Перевести взгляд на потолок, в пол, влево, вправо.
5.Промежуточный итог.
Учитель.Сегодня вы узнали об условиях правописания Не с причастиями, потренировались в выборе условия правописания и графическом его объяснении. Проверили свои знания с помощью независимого эксперта, программы-тренажёра «Фраза».
- А сейчас сможете применить полученные знания, выполняя следующее задание.
Слайд 22
Цифровой диктант.
Учитель.Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; правило не вызубренное, а осознанное. (1 1 2 2 1 1 1)
Один ученик вслух называет код.
Слайд 22(Ответ)
- Если у вас все ответы правильные, поставьте себе «плюс».
6.Итог урока.
Учитель.С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? (Правописание НЕ с причастиями). Как пишутся причастия с НЕ?
Учитель.Назовите условия слитного написания НЕ с причастиями.
Когда причастия пишутся с НЕ раздельно?
Ответы детей.
Домашнее задание.
- А давайте вспомним, с чего мы начали наш урок.
Слайд 23(Фрагмент стихотворения)
- Может кто-то из вас захочет сочинить свою историю о НЕ и частях речи.
Слайд 24(Домашнее задание)
(Приложение 5 Домашнее задание по выбору)
§ 29,
ВЫБИРАЙ:
1.Творческие натуры могут сочинить свою историю о Не и частях речи.
2.Упражнение 364
3.Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написанияНЕс причастиями.
1)незамеченный - не замеченный
2)неокрашенный – не окрашенный
3)неоттаявшая – не оттаявшая
4)неизбалованный – не избалованный
4.Презентации, тесты, кроссворды
Учитель.Дома каждый из вас сможет закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание на индивидуальной карточке, которое считаете наиболее приемлемым для себя.
Учитель оценивает работу школьников на уроке.
- Наш урок заканчивается. Спасибо за работу!
На следующем уроке возможно использование ЦОР:
http://school-collection.edu.ru/тест «Правописание НЕ с причастиями» (№139847)
http://school-collection.edu.ru/электронное задание «Правописание НЕ с причастиями» (№140059)