Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Мастер-класс
Тема: Формирование пространственных навыков ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушенным зрением
Цель – это узнать, как научить ребенка дошкольного возраста ориентироваться в пространстве.
Давайте вспомним, когда ребенок начинает овладевать пространством?
Правильно он начинает им овладевать с самого раннего детства, когда познает собственное тело. Вспомним русские потешки и пестушки:
Водичка водичка
Умой мое личико (погладить ладонями лицо)
Чтобы глазоньки блестели
(указательными пальцами погладить веки глаз)
Чтобы щечки краснели,
(погладить щеки)
Чтоб смеялся роток, (показать на рот)
Чтоб кусался зубок. (щелкнуть зубами)
Или… Сорока – ворона кашу варила … (узнавание пальчиков)
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
Этот пальчик – это я (обе руки положить себе на грудь)
А это вся моя семья. –
Но постепенно ребенок растет, и мама начинает говорить возьми ложку в правую руку, а где та самая рука. Как это можно объяснить маленькому ребенку?...
Очень просто - одеть на правую руку браслетик, наклеить наклейку который ребенок будет ощущать и видеть.
Игра: «Будь внимателен» - показать правую руку, поднять ее наверх, опустить вниз, спрятать за спину… Какая это рука? – правая, давайте прохлопаем вместе пра-ва-я!
- Что ты будешь делать правой рукой? А ты? (мыть пол, подметать, писать…)
1. Рано утром на полянке
На зарядке Обезьянки
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп,
На право повернулись,
На лево повернулись
Хлопнули и улыбнулись.
Эй ребята что вы спите!?
На зарядку становитесь
Справа – друг и слева – друг
Вместе все - в веселый круг.
Под веселые напевы повернемся вправо, влево
Руки вверх, руки вниз,
Снова вверх и наклонись.
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направок другу.
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг – назад и два – вперед
Вправо влево поворот!
Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага, вперед дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились. Потолкались.
Повернулись…
Разбежались!!!
«Дождик» игра с разноцветными султанчиками под музыку.
«Снежинки» игра со снежинками
Вывод: Итак, для чего же нам надо знать стороны? Т.к. весь мир поделен на правую и левую сторону. Готовность к школе…..
Для дошкольных образовательных учреждений одной из приоритетных задач является подготовка детей с особенностями в развитии к школьному образованию. Решая данную задачу, педагоги способствуют оптимальной адаптации и безболезненному вхождению в новые условия.
Я работаю в детском саду, которое посещают дети с нарушенным зрением.
Нарушения зрения сопровождаются вторичными отклонениями. Природа вторичных нарушений разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность, влияет на развитие познавательной деятельности на формирование речевого статуса.
За счет полного или частичного выпадения зрительных образов, отмечается резкое сужение круга представлений (снижен объем). Представления детей – фрагментарны,, схематичны, низкий уровень обобщенности (генерализованность), вербализм и «инфантильны» .
Особую трудность дети с нарушенным зрением испытывают при усвоении оптико-пространственных представлений (Е.Н. Подколзина 1998, Л.И. Солнцева 2000, Л.И. Плаксина 1998, А.Г.Литвак 1985).
На 2 этапе ребенок учится ориентировка в малом пространстве или в большом что легче? Сначала дети будут учиться на объемных предметах или на плоских?
2 этап Ориентировка в малом пространстве.
Горизонтальная ось
1. «Найди слева справа»
2. «Город»
3. Лего-игра
Двухмерное пространство – по вертикальной и горизонтальной оси
«Геометрическое поле» положить фигуры слева, другие справа.
«Посади цветы на полянке» (цветы синий, красные на левой клумбе)
«Какие фигуры поменялись домиками?» (на память)
Вертикальной оси - слайды
«Расположи там, где я скажу» (аналогия на листе фигуры)
«Сочинение рассказа» Компьютерные игры
3 этап Ориентировка в большом пространстве Определение от себя левой правой сторон
«Займи свой домик», «Разложи мячи», «Поезд», «Почтальон», «Что находится вокруг тебя», «Контролер», « Телефон»
4 этап Ориентировка от другого – хотелось бы остановиться. Как ребенку объяснить, найти стороны у человека находящегося напротив.
1 вар-т: сначала стороны определяет когда другой стоит перед ним спиной. Затем берутся правой или левой рукой не отпуская друг друга поворачиваются и называют стороны. Вывод что осуществляется перекрест. - демонстрация
Игры: «Поздороваемся» «Сердце Кая» «Солнечный зайчик» «Мое отражение»
Итог: сегодня мы узнали, как научить детей ориентироваться в правой и левой стороне и через какие этапы проходит усвоение пространства. Использовать игры можно с любыми детьми.
Спасибо вам за работу мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, мой опыт был полезен. Желаю вам удачи и это будет первоначальный вклад в вашу педагогическую копилку. (оставить распечатки)
Рефлексия:
На: Формирование пространственных представлений у детей дошкольн
Такой труд надо опубликовать, тем более,что в своих кругах онем мы уже наслышаны