Этап автоматизации звуков логопедической практике – это этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Для автоматизации звука обычно используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям. А, между тем, активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Одно из них - активное включение в практику логопеда рисуночных методик.
Рисуночные методики можно использовать с разными целями:
- для установления контакта с ребенком;
- пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
- сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
- изучения динамики коррекционного процесса и т.д.
Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.
Мастер – класс
Тема: Автоматизация звука Р
Цель: Обучить аудиторию нетрадиционным приемам эффективной логопедической работы по автоматизации звука Р
Задачи:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
развитие просодической стороны речи(высота голоса);
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
Методическое оснащение: карандаши (простые и красные), листы, цветы
Ход:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Орг момент: Сейчас я вас заколдую и мы начнем играть:
1-2-3-4-5- начинаем мы играть
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА
Нас с вами пригласили на ДР. Именинница, имя кот начинается со звука Р.
А поедем мы на машине. Посмотрите на свои листочки, найдите машину. Заводим мотор – ддддд-дрррр. Поехали
По шассе машина мчит
И старательно рычит РРРР
А из трубы дым идет. Возьмите карандаши и рисуем дым от точки до точки и рычим Р-Р-Р-Р.
АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Что - то мы забыли. Лучший подарок для женщины – цветы. Остановимся и наберем цветов.
Мы ромашки собираем
Вместе слоги повторяем
Поскольку это не первые занятия, то дети уже знают символы звуков и умеют их рисовать.
Давайте прочитаем: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
А теперь вы - рисуем и читаем. И в обратную сторону АР-ОР-УР-ЫР-ЭР
ПРОСОДИКА
Поехали дальше. Подъезжаем к дому. Забор. Забор не простой, то высокий- то низкий. Рисуем палочки снизу –вверх и поем. РА-ра, РО-ро…
АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОВАХ
5. К дому подъехали. А где же он? Один квадрат. Мы его сейчас дорисуем. Нарисуем те части дома в названии которых есть звук Р.
Крыша
Труба
Рама
Крыльцо
Кирпичи
ЗВУКО-СЛОГОВОАЯ СТРУКТУРА
Открывается дверь, выходит именинница.
Поздороваемся: ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ. (прохлопаем).
Поздравляем с ДР. Будем дарить подарки, а где же они? Нарисуем.
Повторяем чистоговорки и рисуем подарки
АВТОМАТИЗАЦИЯ В ЧИСТОГОВОРКАХ
РА-РО-РЫ-РУ - в руки ручку я беру
РО-РЫ-РУ-РА - нарисую комара
РА-РЫ-РУ-РО -нарисую я ведро
РА-РО-РУ-РЫ -нарисую я шары
Вот какие подарки красивые получились.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Какой же ДР без угощений. Посмотрите на листочки, на них нарисован стол. Давайте расставим на нем угощения. Нарисуйте угощения , в названии которых есть звук Р.
А теперь придумайте предложение к вашей картинке. Предложение должно быть красивым, длинным (все части речи).
На столе стоит торт с розовыми розочкам.
Ну, вот и подошел к концу наш праздник. Гости расходятся по домам. Возьмите свои картинки и маме дома расскажите, где мы были, вспомните все слова со звуком Р.