Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Официально-деловой стиль, личные документы

Фото пользователя Елена Петровна Шашкова
Submitted by Елена Петровна Шашкова on вс, 11/04/2010 - 17:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шашкова Елена Петровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №1, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Кемеровская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Обобщить и расширить знания по теме "Официально-деловой стиль". 2. Сформировать языковую компетенцию при анализе языковых особенностей официально-делового стиля. 3. Сформировать коммуникативную компетенцию при создании личного документа.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

Компьютер, доска, интернет, документкамера.

Краткое описание: 
Использование ИКТ на уроке русского языка в 11 классе по теме "Официально-деловой стиль, личные документы"
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Конспект урока

 по теме  «Официально-деловой стиль, личные документы».

 

Добрый день, ребята!

       Сегодня на уроке нам предстоит расширить знания по стилистике и научиться создавать личный документ.

Но прежде обратимся к тексту. Вашему вниманию предлагается текст ЕГЭ.

      1.  Работа по тексту части С.

Вопросы к тексту:

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Какую проблему поднимает Н. Галь в данном тексте?

Каково отношение автора к поднятой проблеме, определите  авторскую позицию?

Что такое канцеляризмы?

(Это канцелярский штамп; понятие «канцелярит» ввел
К.И. Чуковский).

А в каком стиле уместно использование канцеляризмов и почему?

(Только в официально-деловом стиле уместно использование канцеляризмов, клише, штампов, так как  они употребляются в относительно замкнутой системе). Итак,  тема нашего урока «Официально-деловой стиль, личные документы».

      2. Вспомним основные признаки официально-делового стиля.

1. Какую функцию реализует официально-деловой стиль в русском языке?

(Функцию сообщения).

2. Какие языковые средства используются в этом стиле?

·        Лексика официальная, канцелярская;

·        употребление слов в прямом, нормативном значении;

·        использование клише и штампов;

·        употребление сложных союзов, отыменных предлогов, конструкций с отглагольными существительными, номинативных предложений с перечислением;

·        почти полное отсутствие экспрессивной лексики.

Мы перечислили, конечно, не все признаки. Но нам сегодня предстоит познакомиться более подробно с особенностями этого стиля.

    3. Приступим к работе на компьютере. Откройте папку «Практикум по стилистике» и выполните задание №1. Перед вами слова и словосочетания, внимательно прочитайте их и выделите курсивом только те, которые, на ваш взгляд, употребляются в официально-деловом стиле:

нетрудоспособный, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, ответчик, обвинительный приговор, поставить на вид, прогулка, посоветовать.  

     Итак,  какие слова и словосочетания с официально-деловой окраской? Сверимся с записью на слайде.

Слайд №1 "Слова и словосочетания с официально-деловой окраской:

нетрудоспособный,  жилищный фонд, принять к исполнению, страховой полис, надлежащий, предписывать, ходатайствовать, ответчик, обвинительный приговор, поставить на вид.

       Почему не все слова, с которыми вы работали, относятся к официально-деловому стилю?

(Потому что часть из них употребляются в других стилях).

Определите стилистическую принадлежность этих слов.

      4. Обратимся к языковым особенностям официально-делового стиля.

 Язык официально-делового стиля – это язык деловых бумаг, документов. Очень важно для делового человека не только соблюдать деловой этикет, но уметь грамотно составлять документы. Для этого необходимо знать языковые средства. Давайте  подробно с ними познакомимся. 

      Слайд №2. Язык деловых бумаг, документов.

В деловых бумагах широко используются следующие языковые средства:

·                  термины и профессионализмы, в первую очередь, юридические, дипломатические, бухгалтерские: импорт, контракт, просрочка спрос, надбавка и другие;

·                  нетерминологические слова, употребляющиеся преимущественно в административно-канцелярской речи: настоящий, надлежащий, должный, вышеуказанный и другие;

·                  имена существительные – названия людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением: свидетель, наниматель, истец, ответчик и другие (примите к сведению, что существительные, обозначающие должности и звания, употребляются в деловой речи только в форме мужского рода – профессор Емельянова);

·                  отглагольные существительные: исполнение, нахождение; особое место занимают существительные с приставкой не: невыполнение, несоблюдение и другие;

·                  сложные отыменные предлоги, выражающие стандартные аспекты содержания: в целях, в отношении, в силу, по линии и другие (предлог по употребляется с П.п. для обозначения временных отрезков – по достижении восемнадцатилетнего возраста);

·                  устойчивые сочетания атрибутивно-именного типа: единовременное пособие, вышестоящие органы, установленный порядок, предварительное рассмотрение и другие;

·                  сказуемые оказать (помощь), провести (расследование), произвести (ремонт) и другие;

·                  «нанизывание» родительного падежа в цепочке имен существительных: для применения мер общественного воздействия и другие;

·                  утверждения через отрицание, в которых адресат санкционирует административные действия:  Министерство не возражает, Ученый совет не отвергает и другие.

      Отмеченные особенности официально-делового стиля являются объективным фактом языка, их применение в текстах документов закономерно и закреплено традицией. Но откуда пошла эта традиция в оформлении документов и что на Руси считается документом?

      5. Лексическая работа. Обратимся за помощью в интернет, чтобы узнать происхождение и значение слова «документ». (Слово «документ» произошло от латинского слова dokumentum, что означает доказательство, свидетельство. В русский язык слово вошло в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имевшие правовую значимость. В дальнейшем у слова документ развились два новых значения:

1) узкое, бытовое: паспорт, удостоверение;

2) переносное, расширительное: все то, что может свидетельствовать о чем-либо, подтверждать что-либо (произведение искусства –  это документ эпохи).

     Слайд №3. К официально-деловому стилю относятся только служебные документы, которые  разграничивают две сферы общественной  практики: административно-управленческую и научно-техническую. Существует около 60-ти видов управленческих документов, которые делятся на несколько больших групп по своему функциональному значению:  

·        директивные и распорядительные,

·         административно-организационные,

·        информационно-справочные,

·        деловые письма,

·        финансовые и учетные документы,

·        личные.

     Каждый из них имеет определенную текстовую форму.

     Мы же с вами сегодня рассмотрим линейную запись личного документа – заявления.

      Ребята, скоро вы окончите школу, и вам нужно будет поступать в высшее учебное заведение или устраиваться на работу. При поступлении  в каждом учреждении в первую очередь подается заявление. Немаловажным условием вашего успеха будет грамотное оформление этого документа. Как показывает жизнь, недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека. Поэтому наша задача  сегодня на уроке научиться культуре оформления личных документов.

     6. Что собой представляет документ «Заявление»? Обратимся вновь за помощью в интернет и найдем информацию об этом документе.

(Заявление – это документ, содержащий просьбу какого-либо лица).

Кому может быть адресовано заявление?
(Оно адресуется организации или должностному лицу учреждения).

 Слайд №4 Заявления

      7. Вашему вниманию, ребята, предлагаются два текста заявления, сравните, чем похожи и чем отличаются документы?

             Первое заявление адресовано должностному лицу.

                          Декану исторического факультета
      Кемеровского государственного университета

                                    проф. Соколову И.С.           
                                       студента 3 курса             
                                       исторического
факультета

                                       Иванова Н.А.

                               

                                   заявление.

   Прошу освободить меня от занятий 26.01. 2009г. в связи  с посещением библиотеки им. Ленина для ознакомления с архивными материалами по теме курсовой работы.

 

        Дата                                                                   Подпись

 

                   Второе заявление адресовано организации.

 

                                                                 В отдел фотокопий

                                                    Государственной библиотеки РФ

                                                                       от акад. Жереха Н.И.,

                                                              проживающего по адресу:

                                                        Москва, ул. Волгина, д.6, кв13

 

                                                     Заявление

   Прошу сделать мне фотокопию книги Выготского Л.С. «Вопросы теории и истории психологии», т.2. – М.,1982, необходимую для научной работы.

 

        Дата                                                                   Подпись        

 

  

           8. Письменная работа. Составление заявления.
Вы познакомились со структурой заявления, а сейчас попробуйте по образцу составить свое заявление о поступлении на работу на листах бумаги формата А4.  Для этого откройте в папке задание №2. Здесь вы найдете правила, которые помогут вам создать документ.

Слайд №5

                                Правила оформления заявления

1.     Наименование адресата пишется вверху с отступом в треть строки (если оно представляет собой название организации, то ставится в винительном падеже; если это название должностного лица – в дательном падеже).

2.     Фамилия, имя, отчество заявителя – под адресатом, с предлогом от или без него.

3.     После слова заявление ставится точка, если нет предлога от.

4.     Текст заявления пишется с красной строки, просьба выражается с помощью клише: Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т.п.) или Прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и т.п.) и употребляется без местоимения я.

5.     Конструкции для ввода аргументации: ввиду того что …, в связи с тем, что …, на основании того, что…, потому что…, так как…

6.     Дата ставится слева; подпись – справа.
По окончании выполнения задания сдайте заявление на проверку.

9. Проверка одного по выбору заявления через документкамеру, его анализ.

Урок окончен, всем спасибо за работу.

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн