Тема: Речь, предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Ход урока
Слайд1
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Слайд 2
II. Чистописание
Дети записывают:
1. число, месяц;
2. вид работы;
3. упражнение 1, стр. 3;
4. фонетическая зарядка
- Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы и, ш, й, к. (Буква и обозначает гласный звук, буква ш обозначает согласный звук, он глухой, всегда твёрдый, буква й обозначает согласный, всегда мягкий, звонкий непарный звук, буква к обозначает согласный, парный глухой.)
Слайд 3
Вспомните и назовите несколько имён, начинающихся на буквы и, к (Ира, Игорь, Коля, Катя, Иван, Илья, Кирилл, Инна, Ксения.)
Слайд 4
III. Работа по теме урока и развитие речи
Слайд 5
- Ребята, сегодня мы будем путешествовать по сказкам, они нам помогут узнать, как одно предложение отделяется от другого, что содержит предложение, какие знаки препинания ставятся в конце предложений.
Давайте вспомним: какую речь вы знаете? (Мы знаем устную, письменную и внутреннюю речь.)
Слайд 6
Из чего состоит устная и письменная речь? (Устная и письменная речь состоит из предложений.)
Слайд 7
Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Слайд 8
Отгадайте загадку:
Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Слайд 9
Учитель вывешивает рисунок лисы. Читает текст К.Д. Ушинского.
Слайд 10
Лиса Патрикеевна
У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленка, мягкой травушкой выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
- Что интересного услышали?
Составьте предложения о лисе.
Несколько предложений учитель записывает на доске:
У лисы рыжая пушистая шерсть. Лиса хитрое животное. У лисицы
острые зубы. Лиса живёт в лесу. Лиса роет норы.
Слайд 11
- Посмотрим, чем предложение отличается от простого набора слов.
О чём говорится в этих предложениях? (В этих предложениях говорится о лисе.)
Учитель разбирает с классом несколько предложений, спрашивает, понятно ли, что хотел сказать автор.
- А вот я придумала: лиса, журавль. Понятно, что я хочу сказать? Почему не понятно? Дополните эти слова так, чтобы была закончена мысль. О чём говорится в предложении? (Подружились лиса с журавлём.)
Аналогичная работа проводится с сочетаниями:
Лиса, гости. – Позвала лиса журавля в гости.
Журавль к ней. – Пришёл журавль к ней.
- Какой вывод вы можете сделать?
Правильно, предложение должно выражать законченную мысль, слова в нём должны быть связаны между собою по смыслу.
Назовите, из какой сказки эти предложения?
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию к сказке «Лиса и журавель».
Слайд 12
- Назовите сказки, где лиса является главным героем.
По ходу ответа учитель вывешивает на доску иллюстрации к сказкам: «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Лиса и заяц».
1. Упражнение 2, с.3
- Послушайте начало сказки. Определите, сколько предложений в тексте?
Учитель читает текст.
- Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой.)
Слайд 13
Откройте учебник на странице 3, прочитаёте текст упражнения 2. Как на письме одно предложение отделяется от другого? (На письме одно предложение отделяется от другого поставленными знаками препинания.)
Сколько предложений в тексте? Из чего состоит предложение (Предложение состоит из слов.)
Сколько слов в первом, втором, третьем предложениях?. О чём говорится в предложениях? (В предложениях говорится о лисе и журавле.)
2. Комментирование предложений
Далее следует комментирование предложений учениками с записью на доске и в тетради.
- Как называется знак препинания в конце написанных предложений? (В конце написанных предложений стоит точка.)
3. Работа по развитию речи
- Расскажите, что было в сказке дальше?
4. Работа с учебником
Учитель показывает иллюстрации к сказке А.С. Пушкина на форзаце в начале учебника.
Слайд 14
Откройте учебник, рассмотрите иллюстрации. К какой они сказке? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
Кто её написал? (Эту сказку написал Александр Сергеевич Пушкин.)
Слайд 15
Составьте предложение о том, что видите. (Мы видим у окна трёх девиц, короля, смотрящего на них. Царевича и царевну Лебедь, плывущую на волнах.)
Далее учитель или хорошо читающий ученик с выражением читают отрывки из произведения с доски к иллюстрациям.
Слайд 16
* * *
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
-«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
- «Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
- Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
- Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
* * *
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
- Какие знаки препинания стоят в конце прочитанных предложений? (В конце предложений ставится точка.)
Слайд 17
Какие вам ещё известны знаки препинания? (Нам известны – вопросительный и восклицательный знаки.)
Слайд 18
Прочитаёте на странице 5 сведения о языке.
IV. Физкультминутка
Слайд 19
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
(Взмахи руками.)
Облетел, обходил,
(Ходьба на месте.)
Крылья, ноги натрудил.
(Приседания.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
(Наклоны головой.)
Отвечал он, пролетая:
(Руки вверх, влево, вправо.)
«Лучше нет родного края!»
V. Закрепление пройденного
Слайд 20
1. Упражнение 4, с. 5
- Прочитайте строчки из стихотворения А.Л. Барто. Подумайте, какие знаки препинания пропущены во второй части стихотворения. (Во второй части стихотворения в первом предложении пропущен вопросительный знак. Во втором предложении пропущен вопросительный знак. В третьем – точка.)
Спишите вторую часть стихотворения, вставляя недостоющие знаки препинания.
2. Работа с учебником
Слайд 21
Учащиеся читают обращения авторов на странице 6.
VI. Итог урока
- Что полезного узнали на уроке? Как определяются предложения в устной и письменной речи? (В устной речи паузой, на письме – знаками препинания.)
Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
Как связаны слова между собой в предложении? (Слова связаны между собой по смыслу.)
По каким сказкам совершали путешествие? Отгадайте кроссворд.
Слайд 22
1. Кто пригласил в гости журавля? (Лиса.)
2. Заяц его не съел, волк его не съел, медведь его не съел, а лиса съела. Кого? (Колобок.)
3. Что лиса меняла и на что в сказке «Лисичка со скалочкой»? (Скалочка.)
4. Прекрасная царевна лебедь превратила его сначала в комара, потом в муху и шмеля. (Князь).
5. В какую посуду журавль налил угощенье для лисы? (Кувшин.)
6. Кто оказался в мешке у лисы в сказке «Лисичка со скалочкой»? (Собака.)
- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Сказка.)
Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.
До свидания.
Слайд 23
(Е.И. Николаева Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык 1 класс». В 2-х частях)
На: Речь, предложение.
С уважением, Антонина Александровна