8. Синтаксическая пятиминутка. (3 мин.) Резервный этап урока
9. Подведение итогов. (2 мин.)
10.Домашнее задание. (0.5 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. - Сегодня на уроке мы с вами должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы
станет ваше сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос
«Почему мы любим родную природу?».
- Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению». (Записано на доске).
III. - Но прежде чем самим написать такое сочинение, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.
- Читайте текст.
- За что автор любит Среднюю полосу России?
- Какие поэтические характеристики автор даёт русскому снегу?
- Как он характеризует дождь?
- Обратите внимание на характерный приём описания автором природы любимого им края - его стремление показать «контрасты и перемены». (Находят в тексте). Какие языковые средства он для этого использует?
- Вы, наверное, обратили внимание на то, что в тексте много предложений односоставных. Что это за предложения? Почему их так
много? Какова их роль? (Сообщение ученика).
- Как вы думаете, удалось ли автору передать своё отношение к Средней полосе России? Найдите строчки, в которых выражается это
отношение.
- Определите стиль этого текста, его жанр и тип речи.
- А какие ещё типы речи бывают? (Сообщение ученика).
- Как вы думаете, какой тип речи подойдёт для вашего будущего сочинения? (рассуждение). Будет ли это рассуждение в чистом виде? (рассуждение с элементами описания). Естественно, говоря о природе, нельзя обойтись без описания.
IV. - Посмотрите, как изображают родную природу художники
(Презентация). И послушаем, как воспевали русскую природу поэты. (Выступления учащихся. Оценки).
V. - Сейчас запишем слова и выражения, которые могут пригодитьсяв работе, и вместе с тем повторим орфографию.
Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).
VI. -Теперь более подробно поговорим том, как будет строиться ваше сочинение.
Прежде всего, давайте вспомним, какова композиция любого сочинения-рассуждения. (После ответа учащихся вывешивается таблица с композицией рассуждения или проецируется на доску. Обговаривается речевое оформление рассуждения, средство связи частей. Схема переносится в тетрадь). Найдите эти элементы в тексте упражнения.
VII. - Опираясь на эту схему, составим план сочинения. Главное в такой работе - определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение-рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы: (Вывешивается таблица или проецируется на экран).
1) основной тезис соответствовал теме сочинения,
2) доказательства были убедительными,
3) части рассуждения - тесно связанными,
4) выводы — чётко сформулированными.
-Запишите себе в тетрадь: Почему мы любим родную природу?
План: (проецируется на экран)
1. Почему мы любим родную природу?
2. а) это то место, где мы родились и выросли;
б) многообразие животного и растительного мира;
в) такие разные времена года;
3.Не любить родную природу невозможно.
- Вывод должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.
- Послушайте, как говорит о родной природе, например, В. Астафьев: Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей глаза растительности.
- Вот ещё одно высказывание. Г. Титов. (Презентация).
Холмы и овраги, луга и озёра, реки и степи, стога и скирды хлеба - всё
это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное
понятие - Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь
с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как
личность.
VIII. - Назовите грамматические основы и составьте схему предложения. (Предложение спроецировано на экран, грамматические основы учащиеся называют устно, а схему составляет один ученик у доски. Оценки)
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
X. Домашнее задание.
-Итак, дома в тетрадях по развитию речи вы напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы любим родную природу?», опираясь на составленный план. Хочу обратить ваше внимание на то, что необязательно строго придерживаться этого плана. Вы можете что-то опустить, что-то добавить своё, что-то изменить. Это
приблизительный план, на который вам стоит ориентироваться, чтобы ваше сочинение получилось логичным и убедительным. Напомню, что каждую часть, каждую микротему необходимо начинать с красной строки. Открывайте дневники и записывайте: упр.№151.