Урок обучения грамоте и письма "Дорогами добра" (знакомство со звуками [ д], [д'])
Submitted by татьяна михайловна смирнова on Sat, 03/04/2010 - 09:26
Урок обучения грамоте и письма «Дорогами добра»
Цели:
обучающие:
познакомить детей со звонкими звуками [д],[д'], учить дифференцировать эти звуки по твердости-мягкости; упражнять обучающихся в чтении слогов, слов и текстов; сформировать зрительно-двигательный образ строчной буквы "д";
развивающие:
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, развивать речь;
воспитательные:
воспитывать доброе отношение друг к другу и окружающему миру.
Форма урока
Комбинированный урок с применением ИКТ и интерактивных средств обучения.
Оборудование урока
Компьютер, интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, листы с рисунком буквы Д для каждого ученика
Межпредметные связи
Обучение грамоте, письмо, окружающий мир
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
Дети продолжают учиться слышать, акцентировано произносить в заданной последовательности звуки в слове, дифференцировать их по признаку твердости-мягкости, перекодировать их в буквы и переводить (при чтении) буквенную запись слова в звуковую форму, соотносить слова со схемами, запомнят и сохранят в памяти графические образы печатной и письменной буквы "д".
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята!
Начинается урок, ты проверь себя, дружок-
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
II. Сообщение темы и целей урока.
- Мы начинаем урок обучения грамоте и письма, на котором познакомимся с новыми звуками и буквой, их обозначающей, научимся ее писать, будем читать и, конечно, постараемся это делать дружно и весело.
Слайд № 1.
III. Изучение нового материала
1. Стадия вызова, мотивация.
- Ребята, наш урок сегодня необычный, мы отправляемся в путешествие в лес, и не одни.
Скажите, кого бы вы хотели взять с собой?
(Предполагаемый ответ – кота Леопольда)
-Почему именно его?
(Предполагаемые ответы – он хороший, добрый и т.д.)
- Хорошо, путешествовать будем с Леопольдом, тем более, что ему нужно встретиться со своим другом – мальчиком Данилой. Только, чур, условие: давайте мы тоже будем такими же добрыми, отзывчивыми и наш путь станет Дорогою добра! Договорились7
( учитель кликает по рисунку бабы-яги – она исчезает)
-Ну что, отправляемся в путь?
( учитель нажимает на центр слайда – звучит мелодия «звуки леса»)
2. Актуализация ранее изученного материала.
- Куда мы пришли?
( К реке)
- Да-а, посмотрите какие водовороты! Чтобы перебраться на другой берег нужно пройти их, но сначала нужно выполнить задание. Готовы?
-Вы видите два водоворота и буквы, необходимо отправить каждую букву в свой водоворот, при этом обязательно ее назвать, если выполните правильно, то буква исчезнет в водовороте.
3. Звуковой анализ слов.
- Скажите, наш попутчик кот Леопольд какие дела делал?
(добрые)
- Правильно, вот он хочет, чтобы и вы всегда делали только добрые дела. А какие добрые дела вы можете сделать?
- Молодцы, видите, как много вы можете сделать! А сейчас мы с Леопольдом просим вас составить схему слов ДОБРЫЕ ДЕЛА.
( двое у интерактивной доски, передвигая квадратики и кружочки и дополняя их необходимыми элементами – точка для обозначения звонкости, ударение, запятая для обозначения мягкости, остальные за партами, используя свои схематические изображения звуков)
-Произнесите слово ДОБРЫЕ, какой звук слышится первым, охарактеризуйте его.
- Произнесите слово ДЕЛА, а какой звук слышится здесь первым, охарактеризуйте его.
- Назовите, чем похожи и чем отличаются эти звуки.
4. Конструирование буквы Д.
- Звуки [д] и [д’] обозначаются одной буквой – буквой Д. Посмотрите, буква Д есть и кота Леопольда, только вот беда – одну букву он хотел подарить вам, а она рассыпалась, давайте сделаем доброе дело – поможем ему собрать.
5. Чтение слогов и слов с буквой Д.
- Мы продолжаем путешествовать по лесу. Скажите, а по какому лесу мы сейчас идем? А все ли у нас в порядке, все ли на месте, проверьте.
( Не хватает Леопольда)
(при нажатии на слайд слышатся лесные звуки, завывания)
- Это Баба-яга обиделась и украла Леопольда. Попробуем его спасти?
- А поможет нам Царевна – лягушка.
- Лягушка произносит слоги, но мы их не слышим, а только видим, ваша задача – прочитать слог и догадаться, какое слово задумала лягушка, начинающееся с этого слога. Если угадаете правильно – это слово появиться рядом со слогом.
( До – дом
Ду – душа
Ид – идеал
Уд – удовольствие
Да – дарит
6. Физкультминутка «Лягушки»
-А теперь давайте передохнем и превратимся в лягушек.
На болоте две лягушки, две зеленые подружки (прыгают)
- Смотрите, Леопольд вернулся! Мы смогли его выручить! Значит, наше путешествие продолжается и мы оказались около прекрасной яблоньки. Посмотрите какие красивые румяные яблоки. А яблочки-то необычные на ней растут – со слогами. Только вот беда – ветром все слоги сдуло. Давайте еще доброе дело сделаем – поставим слоги на место, но так, чтобы на соседних яблочках слово получилось.
Написание строчной буквы д.
- Ребята, читать вы хорошо умеете, а писать-то букву Д мы еще не научились. Откройте прописи на странице 22. Посмотрите на букву д, из каких элементов она сотоит7 Попробуйте ее составить из своих элементов. (один у доски)
- Отлично, посмотрите как пишется буква д ( показ учителя на доске под счет)
- Попробуем в воздухе ( дети обводят в воздухе под счет)
- Молодцы! А теперь попробуем в прописи написать.
9. Чтение поврежденного текста.
- Ну вот мы и помогли Леопольду найти своего друга Данилу. Давайте попробуем прочитать, что это про него написано, кто догадается?
- Молодцы! Что вы можете сказать про этого мальчика, - какой он?
- Хотели бы вы иметь такого друга?
- Отлично! А теперь последнее задание и тогда кот Леопольд сможет встретиться со своим другом: посчитайте, сколько раз услышали звук [д] в этом тексте.
- Давайте проверим – нажмите на шарик, он лопнет и тогда покажется ответ.
IV. Подведение итогов урока.
- Ну вот мы и погуляли по лесу, наше путешествие подошло к концу, скажите чему вы сегодня научились, что нового узнали?
V. Рефлексия.
- Ребята, я хочу попросить вас раскрасить букву Д- но использовать можно только один цвет: если урок вам понравился, вам было интересно, узнали и запомнили что-то новое, то раскрашиваем зеленым цветом, а если было скучно, вы что-то не поняли или не запомнили – тогда красным.
А кот Леопольд в благодарность за помощь дарит вам свой подарок!
(при нажатии на кота Леопольда звучит песня «Если добрый ты», дети в это время раскрашивают букву Д)
На: Урок обучения грамоте и письма "Дорогами добра" (знакомство
С уважением, Антонина Александровна