I.Слово учителя о личности и творчестве В. М. Шукшина.
Принято считать, что «все мы родом из детства». Вот только: будучи
взрослыми, становятся гордостью нации, другим уготованаболее скромная судьба...Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал поодного села Сростки на Алтае, играл в лапту, рыбачил, случался, отстаивая добро и справедливость.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой.
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот: «Ничего!
Я споткнулся о камень.
Это к завтраму все заживет».
Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к ВасилиюМакаровичу Шукшину. Рядом с мальчишеством было и другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.
В 17 лет Василий Шукшин покидает родной дом, чтобы заработать себе кусок хлеба. Кем он только не был: и разнорабочим, и слесарем, иземледельцем, и маляром, и грузчиком, и комсомольским работником,и учителем даже!
В 1954 г. поступает во ВГИК на режиссерский факультет. Деревенские кумушки посмеивались: «Васька Шукшин из грязи-то в князи!»
А он, вопреки всем трудностям, много и жадно учился, делая себя, никогда не жил расслабленно, никогда не щадил себя, как будто боялся неуспеть осуществиться во всех своих творческих замыслах.
Выходили книги рассказов, по его сценариям снимались фильмы он сам много играл, стал пробовать себя в режиссуре - как много ему было отпущено природой! Последняя его работа - участие в съемках фильма «Они сражались за Родину», где Шукшин играет главную роль. Стояла на Дону в то лето изнурительная жара. А Василий Макарович не только снимался, но еще и писал ночами. Именно в то лето на Дону им создана сказка «До третьих петухов», написаны последние рассказы. Нет, он не щадил себя. И сердце писателя не выдержало - разорвалось... Умер он от сердечной недостаточности.
Всмотримся в его лицо на портрете. Лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жесткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.
Его другу Игнатию Панкратову запомнились руки Шукшин «Было в них что-то неизъяснимо притягательное и властное: они могут вмиг засупонить хомут, собрать мотор автомобиля, определить сочность земли и зрелость зернышка, смонтировать ленту кинофильма, написать рассказ - много могут эти руки...»
Шукшин вошел в нашу культуру быстро, стремительно, уверенно. Многие задавались вопросом: «Почему?» Думается, вернее других об этом сказал Михаил Шолохов: «Не пропустил он момента, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно».
Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шоферы, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники - нам большая Россия. Его писательское кредо образно передал в своем стихотворении «Памяти Шукшина» Евгений Евтушенко:
В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ...
Когда мы взошли
на тяжелой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце, как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Анализрассказа«Чудик»
Начнем со словарной работы. Уточним лексическое значение слова «чудик».
Чудо - нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью (по словарю Ожегова).
Чудик - так мы называем в повседневной жизни людей, необычных в своих поступках. Тут слышится насмешка и снисходительное любование, пренебрежение и даже восхищение. (В словарях этого слова пока нет, оно на сегодня неологизм).
Подберем синонимы этого слова:
-странный, добрый, непутевый,
-двадцать два несчастья, дурачок.
Чудик-человек, который постоянно попадает в досадные ситуации.
Проследим по тексту, как к герою Шукшина относятся окружающие люди. Три сцены будут в орбите нашего внимания.
Сценаспятидесятирублевкой
(Один из учеников пересказывает сцену в магазине, где Чудик объявляето находке).
•Как бы поступили вы?
•А Чудик как поступает?
•Как через лексические средства языка Шукшин передает нюансы гневного состояния героя?
(«Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик дажезадрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтобы его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку».
- Изменение внутреннего состояния героя передается через глаголы: «задрожал от радости», «глаза загорелись», «стал быстро соображать».
-В словах «повеселее», «поостроумнее» приставка «по-» передаст приподнятое настроение: ведь его поступок принесет радость владельцу денег.
-50 рублей называет «бумажкой», «зеленой дурочкой». Суффиксы имеют оттенок пренебрежения.)
• Почему же Чудик не вернулся за своими деньгами?
(Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за «бумажкой», хотя позже он долго будет казнить себя за рассеянность.)
Сценавпоезде
а)Один из учащихся передает содержание эпизода - разговора Чудика с попутчиком, «с каким-то интеллигентным товарищем».
б)Дежурный по словарю дает лексическое толкование слова
интеллигент»:
1.Человек, обладающий большой внутренней культурой:
2.Человек умственного труда, обладающий знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
·Подходит ли определение «интеллигентный» к попутчику Чудика?(- Интеллигентный человек никогда бы не отвернулся от героя, рассказывающего о святости материнских чувств.
-Грубость, высокомерие этого человека несовместимы со словом «интеллигентность».
-Подкупают больше доброжелательность и непосредственность Чудика.)
Сценавсамолете
·Какие новые грани души главного героя раскрываются перед нами?
(- Он любит людей.
- Искренен с ними, бросается на помощь без просьб (ищет че-
люсть соседа, приглашает в гости к брату).)
·А как люди порой реагируют на общительность Чудика?
(- Главный герой раздражает тех, кто «не хочет слушать живого человека».
- От Чудика отвернулся попутчик, «ничего не сказал, опять
зашуршал газетой».)
Ребята обращают внимание на чванство соседа Чудика, на фразу: «Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз», свидетельствующую о черствости незнакомца. Не хотелось бы встречаться в жизни с такими бездушными людьми.
·Идеализирует ли Шукшин своего героя?
(- Чудик рассеян (потеря денег).
- Может показаться невоспитанным (пристаёт с разговорами к незнакомым людям).
- Достиг не самых больших высот грамотности (сцена с телеграммой – это свидетельство уровня образованности).
Но все перечисленные недостатки героя – ничто по сравнению с его светлой душой.)
·Какую сцену в рассказе можно считать кульминационной?
(- Пребывание в доме снохи.
- Разрисовал коляску, потому что хотел услужить снохе.)
·Как же встречает гостя жена брата?
(- Чудик вызывает раздражение.
- Шукшин использует ремарки, которые передают состояние женщины: «спросила зло», «зло, неверно».)
Инсценировка-диалог Чудика с братом
После прослушивания диалога поставить вопросы: «Чем похожи Чудик и его брат? Что их волнует?»
Ребята (Чудик с братом) сидят на первой парте, а на второй – сноха.
Чудик (перебирая струны балалайки, начинает петь)
Тополя-а-а…
Тополя-а-а…
Сноха (встаёт, зло спрашивает). Можно не орать?! (пытается на мужа замахнуться рукой)
Чудик. Пойдём на улицу.
(герои встают и пересаживаются на стулья перед классом). Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке, сколько злости!
Чудик (успокаивает брата). Брось, не расстраивайся. Не надо. Никакие они не злые, они психи. У меня такая же.
Брат. Ну чего вот невзлюбила?! За что? Ведь она невзлюбила тебя… А за что?
Брат (отрасстройства закуривает).А вот за то, что ты никакой не ответственный, не руководитель. Знаю ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте... Она и меня-то тоже ненавидит - что я не ответственный, из деревни.
Чудик. В каком управлении-то?
Брат. В этом ... горно... Не выговорить сейчас. А зачем выходить было? Что она, не знала, что ли?
Ч уд и к. А в чем дело вообще-то? (громко спрашивает Чудик не брата,кого-то еще.)Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так, смотришь, выходец из деревни. Надо газеты читать!...
Б р а т. А сколько я ей доказывал: в деревне-то люди лучше, незаносистые.
Чудик. Деревня, видите ли!... Да там один воздух чего стоит! Хоть пей его, до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...
(Молчание.)
Чудик. Выйдешь вечером на веранду...(вздыхает)начинаешь фантазировать: вот бы мать с отцом были живы, ты бы с ребятишками ехал - сидели бы на веранде, чай с малиной попивали. Ты, Дмитрий, не ругайся с ней. А я как-нибудь поласковей буду, она, глядишь, отойдёт.
Б р а т. А ведь сама из деревни! (как-то тихо и грустно изумляется)Авот... Детей замучила, дура: одного на пианинах замучила, друг в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а не скажи, сразу ругань.
Чудик (бьет кулаком по колену).Не понимаю: зачем они стали злые?
В обмене мнениями об инсценированном диалоге учащиеся отмечают, что брат сердцем понимает Василия Егоровича, потому что сам ощущает к себе презрение жены. Очень важно в обобщении подчеркнуть, что, несмотря на свою «простоту». Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена:
В чем смысл жизни? Что есть добро и зло?
Чтение вслух последних строк произведения.
• Зачем Шукшину понадобилось сообщать читателю биографические данные: фамилию, имя, отчество, сколько лет герою, кем работает, что любит?
(- Несмотря на то, что герою 39 лет, он бежит босиком по траве, радуясь, как ребенок, «парному дождику», счастливый вырвался на волю, где никто не показывает на тебя пальцем.
-«Обожал собак» - по своей природной доброте и потому, чтос их стороны чувствовал привязанность и благодарность.
-«Обожал сыщиков» - по своей полной неспособности бытьпохожим на них, хотя «в детстве мечтал быть шпионом».)
Работасклассомпотеориилитературы
Обратимся к доске и попробуем текстом рассказа доказать, что В.М. Шукшин действительно наследует и развивает традиции русской(классической литературы в своих рассказах.
Каждый ряд учащихся получает задание: показать, анализируя текстрассказа, живую ткань этих традиций в творчестве В. М. Шукшина.
Одна группа исследует характер главного героя через его поступки.Другая - анализирует речь героя как средство его социальной характеристики. И, наконец, третья группа определяет назначение юморав творчестве Шукшина: является ли он средством высмеивания недостатков людей, их слабостей или у него другая роль - усилить в читателе чувство симпатии к герою?
·Согласны ли вы с названием рассказа «Чудик»? Обоснуйте свою точку зрения.
(Звучат ответы детей.)
Обобщениеучителя
Я согласна, ребята, с вами, что человек приходит в мир радоватьсяи удивляться жизни: небу, людям, песням. Приходит, чтобы творить добро.Это только кажется, что доброта - неотъемлемое качество каждого человека. В жизни это далеко не так. И когда с грубостью, чванством сталкиваются герои Шукшина, нормальные люди, в которых еще не иссяк запас теплоты, честности, любви, жалости, которые привлекают своей незащищенностью, даже робостью перед хамством, то со стороны они кажутся странными, чудиками. Это они, чудики, люди, длякоторых жизнь - чудо, время добра и только миг - зла, заставляют насжить по совести, повелевают почаще заглядывать в свою душу: не сталили мы равнодушными, жестокими, расчетливыми? Не черствеем ли мы, взрослея...?