С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Цель эксперимента: формирование у учащихся первоначальных навыков системного мышления, способности к самостоятельной импровизации в педагогическом процессе, умений вести целенаправленную работу по развитию диалектического мышления и творческого воображения у дошкольников.
Комментарий был изменен с момента создания (Ulia0777, ср, 21/04/2010 - 18:10).
Основной целью проектного метода в ДОУ является формирование у детей первоначальных навыков системного мышления, способности к самостоятельной импровизации в педагогическом процессе, умений вести целенаправленную работу по развитию диалектического мышления и творческого воображения у дошкольников, развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектно – исследовательская деятельность в моей работе также включает ТРИЗ технологию, где возможно достигнуть не только умений нетрадиционно строить процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, но и сформировать основы системного мышления учащихся, способность самостоятельно решать задачи.
В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого. Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета…) Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше.
Размещено чт, 22/04/2010 - 06:56 пользователем Ольга Валерьевна Комарова.
Уважаемая Юлия, я вижу, что вы большое внимание уделяете исследовательской деятельности в детском саду. Это говорит о том, что вы сами человек творческий , вам интересна ваша работа и не безразличны дальнейшие успехи ваших маленьких исследователей.
Юлия, привет! Мой педагогический стаж более 17 лет, 2 месяца мне пришлось проработать на практике в детском саду. Я поняла одну удивительную вещь: объяснить сложное намного труднее, чем элементарное. Я преклоняюсь перед воспитателями, мастерски владеющими не только методикой проектно-исследовательской деятельности, но и другими...
Моя педагогическая лесенка начиналась именно с дошколят, когда было только нововведением иностранный язык в детском саду. И этот период в своей жизни я всегда вспоминаю с большим умилением и радостью! Успехов ВАМ, коллега!
На: Дошкольники
На: Дошкольники
На: Дошкольники
На: Дошкольники
На: Дошкольники
На: Дошкольники
Уважаемая Юлия, я вижу, что вы большое внимание уделяете исследовательской деятельности в детском саду. Это говорит о том, что вы сами человек творческий , вам интересна ваша работа и не безразличны дальнейшие успехи ваших маленьких исследователей.
На: Дошкольники
Юлия, привет! Мой педагогический стаж более 17 лет, 2 месяца мне пришлось проработать на практике в детском саду. Я поняла одну удивительную вещь: объяснить сложное намного труднее, чем элементарное. Я преклоняюсь перед воспитателями, мастерски владеющими не только методикой проектно-исследовательской деятельности, но и другими...
На: Дошкольники
На: Дошкольники
Моя педагогическая лесенка начиналась именно с дошколят, когда было только нововведением иностранный язык в детском саду. И этот период в своей жизни я всегда вспоминаю с большим умилением и радостью! Успехов ВАМ, коллега!
На: Дошкольники