Возрождение интереса к истории и культуре родного края возможно через организацию в школе исследовательской работы по изучению лингвокраеведческого материала на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное время. Краеведческая работа помогает учителю-словеснику выработать у учащихся языковое чутье, трепетное и уважительное отношение к традициям своего народа, к живому слову. При этом знакомство детей с богатством, красотой, силой и выразительностью русского языка увязывается с изучением родного края, что, безусловно, обогащает учеников новыми знаниями, практическими умениями, развивает их творческие способности, прививает интерес к языку, истории, географии.
Возможны различные подходы к организации исследовательского поиска и использованию краеведческого материала на уроках русского языка.
В значительной своей части лингвокраеведческая работа в сельской школе осуществляется во внеурочное время в связи с различными формами внеклассной работы по русскому языку. Она связна с выявлением, сбором, систематизацией, анализом местного языкового материала и предполагает несколько этапов:
1) подготовительную работу, призванную ознакомить учащихся с правилами и требования по сбору диалектного материала;
2) фиксацию учащимися речи местных жителей (старожилов родного села, деревни) в ходе непосредственного общения;
3) систематизацию словарного материала, диалектных фонетических и грамматических особенностей.
При организации лингвокраеведческих исследований необходимо обращать внимание на явления традиционной духовной культуры (верования, обряды, обычаи), особенности быта. На основе записей, сделанных в ходе бесед со старожилами села, изучения соответствующей топонимической и этнографической литературы, можно вместе с детьми сделать стенды, посвященные истории заселения, крестьянскому жилищу, крестьянской одежде, народному календарю, составить картотеку обрядовых песен (например, исполняемых на Рождество, Старый Новый год, Масленицу, Троицу), песенок-потешек (например, подобного содержания: «Дождик, дождик, пуще, будет трава гуще» или «Дождик, дождик, перестань, мы поедем во Рязань»), загадок, пословиц, поговорок.
Лингвокраеведческий материал должен найти самое непосредственное применение во всех массовых формах школьной внеклассной работы по русскому языку, в том числе в конкурсах, викторинах, лингвистических турнирах, олимпиадах, днях, вечерах и неделях русского языка.
Использование краеведческого материала возможно на всех этапах изучения русского языка и должно быть взаимосвязано с изучением прошлого и настоящего родного края, его истории, культуры, языка.
|