При создании теста наиважнейшими являются вопросы, связанные с содержанием теста, которые должны оптимально отражать содержание учебной дисциплины. Требование оптимальности предполагает использование определенной методики отбора включающей вопросы целеполагания, планирования и оценки качества содержания теста. Этап целеполагания – наиболее трудный и самый важный. В процессе целеполагания необходимо решить, какие результаты учеников учитель хочет оценить с помощью теста. Конкретизация целей –необходимость. Цели обучения:
-когнитивные (познавательной области)
-аффективные (эмоционально-деятельностной области)
В основу классификации целей положен уровневый системный подход достижений учащихся (И.Я.Лернер, В.П.Беспалько), который позволяет структуировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.
Конкретизированные цели обучения (разработанные М.В.Клариным)
Обобщенные учебные
Цели, планируемые преподавателем
|
Примеры конкретизированных учебных целей, достигнутых учеником
|
Знание на уровне запоминания и воспроизведения
|
Знает смысл употребляемых терминов, основные понятия и определения, формулы, законы, принципы
|
Знание на уровне понимания
|
Понимает и интерпретирует термины, интерпретирует понятия и определения, преобразует словесный материал на схемах и графиках
|
Умения по применению знаний
в известной ситуации
|
Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, а также формулы, законы и принципы в знакомой ситуации
|
Умения по применению знаний
в незнакомой ситуации
|
Использует законы и принципы в новых ситуациях, осуществляет перенос известных методов на незнакомые ситуации
|
Анализ
|
Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями
|
После определения целей тестирования и их конкретизации необходимо разработать план и спецификацию теста. Для этого делается примерная раскладка процентного соотношения содержания разделов и определяется необходимое число заданий по каждому разделу дисциплины исходя из важности раздела и числа часов, отводимых на его изучение в программе.
ПРИМЕР технологической матрицы
|