Submitted by Ольга Евгеньевна Кулагина on Wed, 31/03/2010 - 11:58
Кулагина О.Е.
Некоторые особенности воспитания детского голоса.
Методы вокального воспитания детей опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, прежде всего, возрастную. Педагог встречается не со сложившимся аппаратом и психикой, а с интенсивно растущим и развивающимся организмом ребенка, с его измненяющимися возможностями.
Рассмотрим основные этапы формирования и развития детского голоса:
1.У детей младшего школьного возраста (7-10 лет) сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции бережного развития голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует серебристое, преимущественно головное, звучание.Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит легко и естественно.
2.Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
3.Следующий период развития детского голоса — мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования.
4.Известно, что мальчики в возрасте 8-11 лет с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятия в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает в себя особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.
5. С15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.
На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.).
Значительная часть детей, начинающих обучение пению, уже приходят с различными недостатками голоса, искаженными ощущениями. На таких учащихся необходимо сразу же обратить внимание, так как всякая плохая привычка, чем больше запущена, тем более стойкий характер она принимает. Исправление недостатков голоса — нелегкий период воспитания, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и самого учащегося. Затем, от урока к уроку, в процессе музыкальных занятий и общения, необходимо выявить особенности психики, уровень интеллектуального развития и воспитания учащегося. Только тогда можно наиболее верно и точно поставить учебные задачи и подобрать репертуар.
В начале работы с каждым учеником самым ответственным моментом является выработка доверительных отношений, установление контакта с обучающимся. Это необходимо для наиболее полного раскрытия всех способностей ученика – исполнительских и вокальных. На первом уроке лучше всего предложить ученику исполнить хорошо знакомое произведение в свойственной ему манере и удобной тесситуре. Так ученику будет легче показать свой вокальный потенциал, поскольку удобная тесситура позволит ярче выявиться тембру и типу голоса. Здесь также диагностируются недостатки данного голоса и намечаются возможные варианты их устранения.
На первых порах педагог сам объясняет, каким должен быть звук, и обращает внимание ученика на те ошибки, которые он совершил в процессе воспроизведения звука. Через некоторое время учащийся уже в состоянии самостоятельно проанализировать разницу между «эталонным звуком» и тем, который спел он сам, а также, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку. С первых шагов необходимо развивать у обучаемого активное, сознательное отношение к певческому звуку. Оно основывается на слуховом восприятии и контроле. Постепенно ученик начинает различать особенности звука, слышать изменения его качества. Результатом становится развитие так называемого «вокального слуха». Под этим термином понимают умение слышать различные особенности певческого звука и распознавать по ним, как работает в данный момент голосовой аппарат.
Обучение по специальности должно осуществляться в тесном сочетании с занятиями по предметам историко-теоретического цикла, пением в хоре и ансамбле, чтением нот с листа, занятиями по общему курсу фортепианопосещением концертов и спектаклей, прослушиванием аудио- и видеозаписей,- что расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает слух и музыкальный вкус,а такжеформируетосознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству.
Важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки). Но! Чем, младше ученик, тем меньше должна быть деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.
Уроки с начинающими наиболее продуктивны, если их продолжительность составляет не более 20-25 минут. Этому есть объяснение: не обладающий выносливостью голосовой аппарат быстро устаёт от непривычной мышечной работы, вследствие чего учащийся не может точно выполнить предложенные ему вокально-технические задачи. На фоне мышечной усталости быстро наступает утомление нервной системы, рассеивается внимание.
Работа над голосом начинается в зоне примарных тонов. Они находятся обычно на среднем участке диапазона, звучат ненапряжённо и легко, способствуют выявлению естественного тембра голоса. Для каждого ученика педагог подбирает индивидуальные упражнения, которые позволяют устранить дефекты данного голоса и помочь в выработке верных навыков.
Упражнения являются обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков ученика. С исполнения упражнений начинается урок. В упражнениях применяются в основном звонкие согласные, так как они имеют высоту звучания и на этих звуках работают голосовые связки, и гласные, так как ровность звучания на всём диапазоне зависит от их равной «вокальности». Упражнения служат не только материалом для «распевания» – подготовки голосового аппарата к работе, но и позволяют формировать верные навыки, необходимые для исполнения произведений, что является неотъемлемой частью обучения.
Для этой цели подбираются вокальные сочинения, не представляющие особых вокально-технических трудностей. Как правило, это детские песни, старинная музыка, обработки народных песен и песни русских и зарубежных композиторов.
Разучивание произведения необходимо начинать со знакомства с текстом. Следует вместе с учеником разметить дыхание, кульминации, обратить внимание на синхронность или, наоборот, несовпадение кульминаций в музыке и слове.С самого начала надо фиксировать внимание не только на технических задачах, но и на художественной стороне исполнения, что позволяет раскрыть индивидуальные особенности начинающего певца. Репертуар для начальных этапов обучения должны составлять произведения с удобным диапазоном, базирующиеся на примарных тонах, не представляющие больших стилистических трудностей. Благотворно влияют на развитие голосового материала вокальные сочинения старинных авторов: К. Монтеверди, А. Кальдара, Марчелло, Г. Генделя, И. С. Баха. Строгий стиль их произведений, «инструментальное» пение позволяют раскрыться красоте тембра голоса, воспитать ровность и ненапряженность звука, ознакомиться с основными видами украшений – трелью, мордентом; динамическими градациями – филированием, контрастной динамикой. Нарочитая «бесстрастность» старинной музыки дает возможность думать о технологии и, лишь во вторую очередь об эмоциональном воплощении произведения, что на начальном этапе необходимо.При использовании в учебной работе вокальных произведений зарубежных авторов не следует сразу прибегать к пению на языке оригинала, так как недостаточное знание и понимание иностранного языка учащимися сдерживает формирование у них музыкально-образного мышления.
Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту и содержанию произведений.Поэтому подбор репертуара должен осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки.