Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по соцальному проектированию в школе






Метод проектов
в воспитательной 
работе
(методические рекомендации)


















Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица

В соответствии со Стратегией модернизации содержания образования его важнейшим результатом рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Поэтому целями современного образования являются развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству; развитие способности к созидательной деятельности, толерантности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В соответствии с этими целями основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Он способствует становлению организационной культуры личности, развитию самостоятельности, интеллектуально – творческих способностей учащихся. 
“Брошенный вперед” - таков точный перевод с латинского слова “проект”. Это прототип, прообраз какого-либо объекта, либо вида деятельности, а проектирование, в свою очередь превращается в процесс создания проекта. Основой данного метода является: креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. 
Применение технологии проектирования возможно при наличии определённых условий:
• наличия проблемы, требующей решения;
• социальной, практической, теоретической, познавательной, значимости результатов проектной деятельности;
• возможности применения исследовательских, творческих методов при проектировании;
• структурирования этапов выполнения проекта;
• организации самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Технология проектной деятельности используется в современной школе как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В процессе внеурочной воспитательной работы, в процессе дополнительного образования приемлема разработка различных видов проектов: исследовательского, творческого, игрового, информационного, практико - ориентированного, социального. 
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая решения. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем, деятельностно - практического расширения знаний об обществе. Проектный коллектив учащихся, действующий с целью совершенствования социальной действительности, помогает приобрести навыки коммуникации, способность общественного действия, реализовать потребность творческого саморазвития.
Одна из разновидностей социального проекта – школьный социальный проект, направленный на улучшение условий школьной жизнедеятельности, школьного микроклимата. Проектные коллективы, включающие учащихся и советников - учителей, могут разработать свои проекты на основании заказа Совета школы, ученического самоуправления, общественности или в рамках специально организованного конкурса «Школьный социальный проект». В любом случае важна выработка алгоритма организации проектной деятельности. Он, к примеру, может быть таков:
1. Выявление проблемы.
2. Определение темы проекта.
3. Анализ потребностей.
4. Формулирование цели проекта.
5. Выдвижение идеи, гипотезы решения проблемы.
6. Разработка задач, направлений проектной деятельности.
7. Деление коллектива на группы.
8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
9. Разработка общего плана, механизма реализации проекта, планирование работы групп.
10. Непосредственная разработка проекта. 
11. Презентация проекта.
12. Внутренняя и внешняя оценка проекта. 

I этап - определение круга проблем, которые могут быть решены в ходе проектной деятельности. Сделать это можно в самых различных формах: социологических опросов, разведки дел, «горячей линии», сигнального планшета «Внимание, проблема!», конференции и т.д.
Следующий шаг - создание вокруг каждой проблемы инициативных групп, выявление лидеров проектов, которые, уточнив суть проблемы, определят чёткие границы её рассмотрения и сформулируют тему проекта.
Например, в ходе анкетирования педагогов была выявлена проблема узости культурного кругозора старшеклассников. Инициативная группа, выбравшая данную проблему, уточнила её суть – необходимость стимулировать культурное саморазвитие старшеклассников. Тема проекта, сформулированная в ходе обсуждения, звучала так: «Расширение культурного кругозора через разностороннее знакомство с выдающимся произведением», или «Музей одного произведения». Образное название проекта необходимо для удобства, рекламы, это своеобразный брэнд проекта.
II этап – анализ целесообразности проектирования. На этом этапе важно определить, для каких социальных групп осуществляется проект, в чём выражаются потребности адресатов проекта, предполагаемую пользу от него. 
В нашем примере проект «Музей одного произведения» осуществляется для учащихся старших классов, удовлетворяя их потребность в самосовершенствовании, творческой самореализации. Проект дополнит знания и духовно-ценностные установки, полученные учащимися на уроках, нейтрализует негативное воздействие массовой поп-культуры.
III этап – этап целеполагания. Для чего реализуется проект? Каков его конечный результат? Предельно краткая, точная формулировка цели проекта – залог его результативности.
При формулировке цели проекта важно учесть её реалистичность. Необходимо также продумать, существуют ли критерии, с помощью которых можно будет оценить результативность проекта.
Так, в проекте «Музей одного произведения» целью является вполне достижимая активизация мотивов самовоспитания общей культуры старшеклассников. Её нетрудно отследить, к примеру, с помощью анкетирования, изучения динамики количества посетителей «Музея» и т.п.
IVэтап – выдвижение гипотезы, идеи проекта. 
Чтобы реализовать цель активизации мотивов самовоспитания, была выдвинута гипотеза, что это можно сделать, регулярно, подробно и с привлечением различных жанров рассказывая старшеклассникам только об одном выдающемся произведении в своеобразном «музее» этого произведения.
V этап - постановка задач. Они делят цель на конкретные части, направления, действия по её достижению. Что необходимо организовать, подготовить, продумать, провести, изучить для достижения главной цели проекта? На этот вопрос необходимо ответить, выдвигая задачи проектной деятельности.
К примеру, цель активизации мотивов самовоспитания общей культуры старшеклассников в нашем примере предполагалось реализовывать по направлениям: диагностика интересов, разработка содержания программ выступлений, оформление программ, анализ результатов и т.п. Направления деятельности конкретизировали задачи:
• диагностика интересов, определение перечня выдающихся достижений искусства для их помещения в «Музей»;
• организация групп для творческой презентации произведения – художников-оформителей, искусствоведов, актёров, экскурсоводов;
• подготовка администраторов «Музея»;
• ежемесячная многожанровая презентация одного из произведений мирового или отечественного искусства; 
• рефлексия, обмен мнениями после презентации и т.д.
V этап – деление коллектива на творческие, проблемные группы в соответствии с направлениями и задачами деятельности. Процесс формирования творческих групп может быть самым разнообразным – по выбору направления деятельности, по выбору лидера группы, в игровой форме. Перед каждой группой ставится задача по реализации одной или нескольких задач разработки и реализации проекта. 
VI этап – определение ресурсов для разработки и реализации проекта. Важно определить, кто поможет в проектной деятельности, какая литература необходима, источники материального обеспечения, социальных партнёров.
В проекте нашего «Музея», к примеру, используется помощь педагогов музыки, литературы, изобразительного искусства, разнообразные Интернет-ресурсы, материальная база дополнительного образования школы и партнёрство с учреждениями культуры.
VII этап – важнейший этап разработки механизма и плана реализации проекта. Проектный коллектив продумывает принципы, ценности, организационную структуру проекта, функции его структурных элементов, взаимосвязи между ними, форму и содержание конечного результата.
В разработанных коллективом структурных рамках происходит планирование деятельности. Общий план разработки и реализации проекта с указанием содержания деятельности, сроков, исполнителей конкретизируется планами работы каждой группы.
VIII этап – непосредственная разработка проекта. Работая в группах, учащиеся разрабатывают различные аспекты проекта, его составные части; затем проектный коллектив создаёт из наработанного группами единое целое.
IX этап - презентация проекта с целью его рекламы, экспертной оценки. Такая презентация может происходить и в сугубо деловой, и в творческой форме, и в форме конкурса презентаций (компьютерных, творческих). Учащиеся имеют возможность видеть результаты своей работы, её завершение расценивать как ситуацию успеха, праздника.
X этап – внутренняя и внешняя оценка проекта. Анкетирование участников и адресатов проекта, анализ и самоанализ – важнейшая составная проектной деятельности. Важно определить критерии результативности проекта, проанализировать количественные и качественные характеристики отдельных его сторон (динамика роста, востребованность, динамика уровня развития, уровень социальной адаптации, полученные навыки и т.д.)
При внешней оценке проекта определяются:
• значимость и актуальность выдвинутых проблем, 
• корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; 
• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; 
• коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); 
• характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; 
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; 
• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; 
• эстетика оформления результатов проведенного проекта; 
• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.








Социальный проект «Музей одного произведения»

Тема проекта: «Расширение культурного кругозора старшеклассников через разностороннее знакомство с выдающимся произведением искусства».
Идея проекта: ежемесячная многожанровая презентация одного из выдающихся произведений искусства в воображаемом «музее одного произведения».
Адресаты проекта: учащиеся 8-11 классов.
Цель проекта: активизация мотивов самовоспитания общей культуры старшеклассников.
Гипотеза проекта:
регулярный, подробный рассказ с привлечением различных жанров об одном из выдающихся произведений мировой или отечественной культуры в своеобразном «музее» этого произведения будет способствовать активизации мотивов самовоспитания общей культуры старшеклассников.
Задачи проекта: 
• развитие умения отличать подлинное искусство от подделок, находить глубинный смысл произведения;
• формирование навыков комплексного искусствоведческого анализа произведения искусства;
• расширение культурного кругозора учащихся;
• отбор шедевров мировой культуры дополнительно к школьным предметам для творческого представления адресатам проекта;
• обучение учащихся навыкам работы экскурсовода;
• развитие способностей учащихся к сценическому творчеству;
• создание картотеки и медиатеки шедевров мировой культуры;
• развитие социальной активности учащихся через культурно -просветительскую деятельность.
Ресурсное обеспечение:
• педагоги - консультанты с навыками искусствоведения и сценического творчества;
• электронные энциклопедии живописи, литературы, музыки, театра и т.п.
• выход в Интернет;
• социальное партнёрство с библиотеками, музеями, театрами, кинотеатрами;
• место и материалы для оформления, обобщения и хранения фондов «Музея»;
• театральный реквизит, костюмы, декорации, аппаратура.
Механизм реализации проекта:

















Сценарий творческой презентации проекта.

ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?
И ПОЧЕМУ ЕЁ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?
СОСУД ОНА, В КОТОРОМ - ПУСТОТА,
ИЛИ ОГОНЬ, ПЫЛАЮЩИЙ В СОСУДЕ?

1. В ЭТИХ СТРОКАХ - СМЫСЛ НАШЕГО ПРОЕКТА «МУЗЕЙ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
ЭТО НЕОБЫЧНЫЙ МУЗЕЙ. 

 2. ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ ОН ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ НА ВСТРЕЧУ С ЕДИНСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИЗ ЧИСЛА МИРОВЫХ ШЕДЕВРОВ. НО ЗАТО КАКАЯ ЭТО ВСТРЕЧА! СОРОК МИНУТ ПОЭЗИИ, МУЗЫКИ, ВОСПОМИНАНИЙ ПО ПРИНЦИПУ «ВСЁ О ШЕДЕВРЕ…»

1. ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ – ВОСЕМЬ ВСТРЕЧ С ИСКУССТВОМ В ГОДУ – И КАЖДАЯ - ЭТО ШКОЛА ЭСТЕТИКИ, НРАВСТВЕННОСТИ, ШКОЛА ПОСТИЖЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО…. ВЕДЬ МЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, СОВСЕМ НЕ УМЕЕМ НАХОДИТЬ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА. «СПАСИБО» ПОП-КУЛЬТУРЕ.

ТЫ НЕ МОЖЕШЬ НЕ ЗАМЕТИТЬ-
КРАСОТА ЖИВЁТ НА СВЕТЕ.
ТЫ ДУШЕ ЕЁ ДАРИ.
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ,
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ С УЧАСТИЕМ ПЕРСОНАЖЕЙ – КИНОРЕЖИССРА НИКТИТЫ МИХАЛКОВА, ПЕВИЦЫ АЛЛЫ ПУГАЧЁВОЙ, ПОЭТЕССЫ АННЫ АХМАТОВОЙ, СЕКРЕТАРШИ

Н.М:
 КТО ПОСЛЕДНИЙ?
АЛЛА:
 ДА ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО Я, ХА-ХА. ПОСЛЕДНИЙ АНЕКДОТ - САМА ПУГАЧЕВА В ОЧЕРЕДИ!...
СЕКРЕТАРША:
ЧТО Ж ДЕЛАТЬ, АЛЛА БОРИСОВНА, ПРИДЁТСЯ ПОДОЖДАТЬ, ВОТ, АННА АНДРЕВНА ЖДЁТ И НЕ РОПЩЕТ. ПРИСЯДЬТЕ, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, ТРЕТЬИМ БУДЕТЕ. У ВАС ЧТО?
Н.М.:
«УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ». «ОСКАР» И ВСЁ ТАКОЕ…
СЕКРЕТАРША:
ПРЕКРАСНО.ВЫ У НАС ПОЙДЁТЕ В МАРТЕ, ВСЛЕД ЗА «АЛЫМИ РОЗАМИ» АЛЛЫ БОРИСОВНЫ.
АХМАТОВА:
 А Я, ПРОСТИТЕ, КОГДА?
СЕКРЕТАРША:
А ВЫ, АННА АНДРЕЕВНА, В МАЕ – САМИ ПОНИМАЕТЕ - ВЕСНА, СОЛОВЬИ - И ВАШЕ …..(ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА) АЛЛО! ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПЁТР ИЛЬИЧ. КАК ПРОШЛО? ИЗУМИТЕЛЬНО. ВАША «ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ» СТАЛА ПРОСТО ХИТОМ У НАШИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. ХОТИТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»? ПРЕКРАСНО. СЕНТЯБРЬ БУДУЩЕГО ГОДА ПОДОЙДЁТ? ДОГОВОРИЛИСЬ. (ЗВОНОК) АЛЛО! - ВСКАКИВАЕТ - ЗДРАСЬТЕ, ТО ЕСТЬ ХЭЛЛОУ, ТО ЕСТЬ ГУТЕН ТАГ, ГОСПОДИН БЕТХОВЕН. «ЛУННАЯ СОНАТА»? НУ, КОНЕЧНО. МЫ СЧАСТЛИВЫ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В ОЧЕРЕДЬ. ЭТО БУДЕТ… НОЯБРЬ БУДУЩЕГО ГОДА МЕЖДУ «ДЖОКОНДОЙ» И «НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ».

2. А ЕСЛИ СЕРЬЁЗНО, ТО ЭТО КАК РАЗ И ЕСТЬ ФАНАСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРЕКТА - ОТБОРА ШЕДЕВРОВ ДЛЯ МУЗЕЯ. ИМ ЗАНИМАЕТСЯ ГРУППА ЭКСПЕРТОВ. 
ВОТ ПРИМЕР.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «СОБРАНИЕ ПРОЕКТНОГО КОЛЛЕКТИВА»

ИТАК, РЕБЯТА, ОПРЕДЕЛИЛИСЬ – В ЭТОМ МЕСЯЦЕ - «МЕТЕЛЬ» ПУШКИНА.

НА ФОНЕ ВАЛЬСА СВИРИДОВА

НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ?
- МЫ ОТБЕРЁМ МАТЕРИАЛЫ ОБ ИСТОРИИ НАПИСАНИЯ ПОВЕСТИ, ИСТОРЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ, ОБ ИЗДАНИЯХ ПОВЕСТИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ О НЕЙ. А ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ – ОБОБЩИМ ВЕСЬ СЦЕНАРИЙ В КАРТОТЕКУ ШЕДЕВРОВ. ПРИГОДИТСЯ.
ИСПОЛНИТЕЛИ?
- МЫ ОФОРМИМ ЯРКИЕ ЦИТАТЫ ИЗ ПОВЕСТИ, НАЙДЁМ ЗАПИСЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЭМЫ СВИРИДОВА «МЕТЕЛЬ», ИСПОЛНИМ РОМАНС ТОГО ВРЕМЕНИ, НУ И КОНЕЧНО, СЫГРАЕМ НА СЦЕНЕ ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ, ВАЛЬС СТАНЦУЕМ. НАЙДЁМ КАРТИНЫ, ПОДХОДЯЩИЕ К ЭПОХЕ. ПОРТРЕТ ПУШКИНА ПОВЕСИМ, К НЕМУ СВЕЧИ, ЦВЕТЫ…
  ПРОДЮСЕРЫ?
- МЫ НАЙДЁМ ПОМЕЩЕНИЕ – ШКОЛЬНЫЙ ЗАЛ, СКОРЕЙ ВСЕГО. РЕКЛАМУ РАЗВЕРНЁМ. ЗРИТЕЛЕЙ ПРИГЛАСИМ. А ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОПРОСИМ ЗРИТЕЛЕЙ ОСТАВИТЬ ЗАПИСИ В ЖУРНАЛЕ ОТЗЫВОВ И ПРДЛОЖЕНИЙ.

ТЫ ПСМОТРИШЬ - И МИНУТЫ
ОСТАНОВЛЕНЫ КАК БУДТО,
КАК РОСИНКИ, ИХ БЕРИ!
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ!
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!

Критерии и показатели результативности проекта.
1. Востребованность (динамика количества посетителей «Музея»)
2. Удовлетворнность (участников, адресатов проекта)
3. Уровень культурного кругозора (динамика)
4. Уровень развития творческих способностей.
5. Развитие познаний и навыков в области искусствоведения.
6. Динамика интереса к произведениям высокого искусства.











 


»  Размещено в сообществах:   
Клуб любителей социального проектирования

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн