Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химия и жизнь, 9 класс

Submitted by Elena Batina on пн, 29/03/2010 - 14:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Batina Elena
Место работы, должность: 
Доцент кафедры естественноматематических дисциплин ГОУ ЯО ИРО
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
познакомиться с применением знаний по химии в практической деятельности человека и общества
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

На усмотрение учителя. Основной - учебник по химии 9 класса (авт. О.С. Габриелян).

Используемая методическая литература: 

Список литературы приведен в конце конспекта.

Используемое оборудование: 

Все необходимые тексты представлены в приложениях к урокам.

Используемые ЦОР: 

По усмотрению учителя, в авторском конспекте не предполагались.

Краткое описание: 
Блок-тема "Химия и жизнь "представляет собой разработки заключительных занятий по химии в 9 классе в модульном варианте. Тема включает три модуля.

 

Разработка занятий по химии в модульном варианте

Блок – тема «Химия и жизнь»

9 класс, 6 часов

Батина Е.В., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО


 

Модуль 1 «Химия и здоровье»

Модуль 2 «Химия и промышленность»

Модуль 3 «Химия в быту»


 

Цель: познакомиться с применением знаний по химии в практической деятельности человека и общества.


 

Модуль 1«Химия и здоровье».

Цель: убедиться в необходимости химических знаний для сохранения и укрепления здоровья; познакомиться с историческими сведениями о применении различных химических процессов для обеспечения жизнядеятельности.


 

№ УЭ


 

Содержание УЭ и инструкции по выполнению заданий

Источники информации

УЭ-0

Цель: ознакомиться с содержанием модуля и источниками информации.

  1. Ознакомиться с содержанием модуля.

  2. Ознакомиться с оборудованием и материалами урока, выяснить их отношение к изучаемой теме.

  3. Ознакомиться с источниками информации.

  4. Обсудить основные цели и задачи урока (коллективно).

Основной источник информации - § 27.

УЭ-1

Химия в повседневной жизни человека (входной контроль)

Цель: повторить и конкретизировать знания о роли химии в повседневной жизни человека.

Задание. Обсудите следующие вопросы:

  • Жили ли наши предки без химии?

  • Приносит ли химия только вред, или это только так принято считать?

  • Какие химические процессы известны с глубокой древности?

  • Возможна ли наша современная жизнь без химии?

  • Так чего же не было у наших предков в достаточном количестве – химии, или химических знаний?


 


 


 


 


 

Вопросы обсуждайте коллективно, предварительно ознакомившись с ними. Сделайте краткий вывод о роли химии в современной жизни человека.


 

УЭ-2

Наша домашняя аптечка

Цель: познакомиться с историей применения лекарств, установить взаимосвязь химических знаний и изучения лекарств, определить, какие лекарственные вещества и препараты необходимо иметь в домашней аптечке.

Задание. Ознакомьтесь с текстом №1. Составьте список известных вам препаратов из домашней аптечки с указанием группы и названия препарата или вещества. Сведения занесите в таблицу


 

 

Проверьте свою домашнюю аптечку на наличие необходимых лекарственных препаратов.


 

Текст № 3

УЭ-3

Химические средства гигиены и косметики.

Цель: познакомиться со средствами гигиены, косметики, парфюмерии, ролью химических знаний для правильного их применения.

Задание 1 .Прочитайте текст. №2.ответьте на вопросы

Задание 2 Возьмите имеющуюся у вас зубную пасту и прочтите рекомендации, изложенные на тюбике, обратите внимание на подбор включенных в нее составных частей, а также на рекомендации по ее использованию.

Задание 3.Ответьте на вопрос: Зачем нужно на ночь очищать лицо от косметики?

Задание 4. Вспомните и проанализируйте имеющиеся в вашем доме косметические средства и определите, какие относятся к декоративной, а какие — к. лечебной косметике.


 


 

УЭ-4

Химия и пища

Цель: повторить материал о химических веществах пищи, познакомиться с новыми сведениями о составе питательных веществ, пищевых добавках, научиться узнавать их в составе продуктов питания.

Задание 1. Ознакомьтесь с набором материалов. Определите их связь с предлагаемой для изучения темой.

Задание 2. Прочитайте предложенный текст. Распределите сведения из текста в таблицу, отмечая только номер предложения.

Таблица 1


 

 

Задание 3. Проанализируйте таблицу. Определите для себя дальнейший путь изучения темы. Если вам необходимо, проконсультируйтесь с учителем и составьте план дальнейшей работы. В случае недостатка литературы обратитесь к учителю.

Задание 4.

Работайте с источниками информации и дополнительными материалами. Если это необходимо, обратитесь к одноклассникам и учителю. Используйте для работы схемы и таблицы. В инструкции выбирайте для себя те задания, сведения о которых отмечены у вас в таблице в графах 2 и3, т.е. то, что вы еще недостаточно хорошо знаете. По мере изучения материала делайте отметки в таблице 1 (Изученный пункт обводите в кружок).

Задание 5. Прочитайте текст §39 на стр. 180-181 о жирах как химических веществах.. Обратитесь к упр. 5 на стр. 183.Ответьте на вопрос: известно, что процессы гидролиза жиров протекают медленно, и это имеет большое значение для организма. Почему?

Задание 6. Найдите в учебнике биологии сведения о витаминах. Выясните, почему витамины необходимы для жизнедеятельности организма человека. *Убедитесь, что витамины не являются питательными веществами.

Задание 7. Пользуясь учебниками химии 9 и 10 классов, ознакомьтесь с химическим составом углеводов – глюкозы, крахмала, сахарозы. Полученные сведения занесите в таблицу.

Таблица 2

 

Ответьте на вопросы и занесите ответы в таблицу.

  1. Как определить наличие крахмала?

  2. Как распознать раствор глюкозы?

  3. *Как отличить растворы глюкозы и сахарозы?

Задание 8.Прочитайте текст учебника химии 9 класса на стр. 185 –186 (до структуры). Убедитесь в правильности информации, содержащейся в тексте. Прочитайте о функциях белков на стр. 187-188. обратите внимание на вопрос в тексте на стр. 188. ответьте на вопросы:

  1. Почему белковое голодание особенно опасно для организма?

  2. Как определить наличие белков в пищевых продуктах?

  3. *Можно ли заменить белки жирами и углеводами и наоборот?

Задание 9. Рассмотрите этикетки с продуктов питания. Отметьте содержащиеся в них питательные вещества. Обратите внимание на коды пищевых добавок, вкусовые добавки, красители, консерванты. Пользуясь текстом № 2 выясните, какие добавки содержатся в продуктах и с какой целью они использованы. Результаты своих исследований занесите в схему. (Ознакомьтесь с содержанием примечаний на доске).

Таблица 3.

Название продукта:__________________

Ответьте на вопросы:

  1. Чем вызвана необходимость использования добавок?

  2. *Чем вредны, по-вашему, такие продукты?


 

Учебник химии 9 кл.,

учебник хмиии 10 кл (авт. Цветков Л.А.)

учебник биологии (раздел «Человек и его здоровье»)

УЭ-5

Резюме и контроль.

Задание 1 Как вы думаете, безвредно ли бесконтрольное применение лекарств? Известны ли вам случаи неправильного употребления лекарственных препаратов и их последствия?

Задание 2 Возможно ли, чтобы современный человек не пользовался средствами парфюмерии и косметики?

Задание 3. Проанализируйте таблицу 1 после изучения УЭ _4. У вас не должно оставаться неизвестных фактов. Ответьте на вопросы:

  1. Следует ли при покупке продуктов питания обращать внимание на этикетки?

  2. Какие продукты предпочтительнее использовать в пищу – натуральные или синтетические?

  3. Так ли вредны пищевые добавки, как это принято считать?

  4. *Есть ли необходимость в витаминизации пищи?


 

Приложения к модулю 1


 

Текст №1 Лекакрства.

Одно из самых важных достижений химии — создание лекарственных веществ. На этой основе возникла даже новая наука фармакология. Предположительно около 95 % лекарственных препаратов создано за последние несколько десятилетий. Открытие первых лекарств относится к глубокой древности. Упоминание о них встречается в папирусах и манускриптах древнего Египта, Китая, Грузии и других стран. Еще за 16 веков до н.э. Конечно, это не были искусственно полученные лекарства, а применяемые в лечебных целях растения или специально обработанные органы животных. Потом их стали называть «средствами народной медицины». На Руси сведения о лекарственных растениях записывались в древние списки — травники.

Причину благотворного воздействия этих лекарств, механизм их воздействия лекари не могли объяснить из-за низкого уровня развития экспериментальной медицины, но наблюдения и опыт постепенно накапливались. До нашего времени дошли имена великих врачей древности — Ибн Сины (Авиценны), Эскулапа, Гиппократа, Парацельса — которых до сих пор чтит благодарное человечество.

Например, давно было замечено, что корень валерианы, как и корень ландыша, оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Листья подорожника — противовоспалительное. Много веков назад обнаружены целебные свойства змеиного яда. Конечно, речь идет не об укусах ядовитых змей, которые могут быть смертельны, а о мазях на его основе. Недаром в специальных змеепитомниках — серпентариях — специально содержат этих змей, чтобы получать от них яд, который ценится на вес золота. От ревматизма и других воспалительных заболеваний суставов люди избавлялись, подвергая себя укусам муравьев и пчел. В настоящее время отечественной фармакологией создан крем «Софъя» с пчелиным ядом, устраняющий заболевания суставов, остеохондроз. Некоторое время почти универсальным средством от множества болезней считались пиявки. Врачи полагали, что с их помощью из организма удалялась «дурная кровь». Потом о пиявках стали забывать, поскольку появились новые лекарственные средства. Сейчас снова начали их применять.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда раненые солдаты погибали от заражения крови, поскольку в раны в полевых условиях попадала инфекция, шла напряженная работа по поиску лекарств, с помощью которых можно было бы отвести эту страшную беду. Уже к концу войны был получен первый антибиотик — пенициллин, спасший жизни многих людей. Это лекарство было получено из плесени.

Постепенно выяснилось, что излечивающее воздействие оказывает не все растение, а определенное вещество, которое в нем содержится. Люди научились его извлекать. И вот тут уже все стало зависеть от химии. Химики, выделив вещество, установили состав и строение образующих его молекул. После этого исследования перешли в область синтеза. Синтез лекарств начал бурно развиваться, а фармакология вышла на уровень фундаментальных медицинских наук, без которой не обходится ни одни врач. Особое внимание было сосредоточено на поиске средств для лечения болезней, считавшихся неизлечимыми. Например, сахарный диабет. Он возникает при недостаточном поступлении в кровь гормона инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой. Сахарный диабет — тяжелое заболевание всего организма, вызванное нарушением углеводного обмена веществ. Синтез инсулина принес если не полное выздоровление, то облегчение состояния диабетиков.

В настоящее время трудно представить нашу жизнь без лекарств. В каждом доме есть аптечка, в которой хранятся нужные препараты. Даже если в доме никто не страдает какими – либо заболеваниями, необходимо иметь различные лекарства. Конечно, вы уже знаете некоторые из них. И вам известно также, что для удобства применения используют различные формы лекарственных препаратов: мази, капли, таблетки, микстуры, капсулы, кремы, гели, пластыри.

Сейчас создание лекарственных веществ переживает расцвет. Вы можете в этом убедиться, если заглянете в вашу домашнюю аптечку.


 

Текст №2 Будем красивыми

Не будем больше говорить и о лекарствах — ведь они напоминают нам о болезнях. А поговорим, например, о косметике и парфюмерии, которыми пользуется каждый человек, независимо от пола и возраста. А все это без химии тоже не существовало бы.

Слово парфюмерия происходит от французского слова «раrfumе» — приятный запах, духи. К парфюмерии относят духи, одеколон, туалетную воду и т.п. продукцию. Иногда душистое туалетное мыло называют парфюмерным а также, шампуни и другие средства гигиены.

Слово косметика происходит от греческого «косметик» — искусство украшать. Сюда относят всевозможные средства улучшения внешности человека: разнообразные кремы, лосьоны, пудры, губные помады, лаки, дезодоранты и т.п. Различают врачебную (медицинскую) косметику, которая исправляет внешние дефекты, оказывая на них лечебное воздействие, и декоративную косметику которая помогает просто скрывать дефекты или подчеркивать выигрышные особенности лица.

Вам уже ясно, что парфюмерия и косметика — понятия близкие и имеют прямое отношение к здоровью человека. Не случайно все эти изделия проходят обязательную медицинскую проверку.

Вероятно, в магазинах вы видели большое разнообразие этих изделий, но, прежде, чем их приобретать, надо убедиться, подходят ли они вам. Это, во-первых, может определить врач и рекомендовать вам, чем именно пользоваться, потому что широко рекламируемые средства могут именно у вас вызвать аллергию, то есть защитную реакцию организма. А во-вторых, нужно внимательно ознакомиться с надписью на этикетке или упаковке, где приведен состав и характер действия данного средства. В достаточно сложный состав кремов, например, кроме масляной основы, входят всевозможные вытяжки, экстракты из растений, душистые компоненты, увлажняющие компоненты и другое. Обычно указывается способ применения и для кого предназначено данное средство. Ведь разнообразие парфюмерно-косметических средств, так же, как и разнообразие лекарств, объясняется тем, что каждое из них рассчитано на конкретные особенности организма, свойства кожи, цвет волос и т.п. Надо учитывать все это и даже стиль и цвет одежды. А в конце дня перед сном кожу лица нужно очистить от декоративной косметики.

Парфюмерно-косметическая промышленность — это мощная индустрия, использующая весь арсенал химической науки. Возьмем хотя бы мыло (рис. 97). Начнем с обыкновенного жирового мыла, которое изготавливаются из непищевых жиров. Оказывается, мыло в своей основе — это соль, образованная высокомолекулярными жирными кислотами и металлами. Варка мыла - процесс длительный, чисто химический. Жир варят, постепенно добавляя в него щелочь. А когда процесс заканчивается, в полученное мыло добавляют душистые вещества. Это тоже полученные химическим путем эссенции, иногда питательные кремы и глицерин для смягчения кожи при мытье. Так получают парфюмерные сорта мыла.

Вы чистите зубы утром и вечером пастой, которая создана при содружестве химиков и медиков. Казалось бы, что мудреного в густой белой массе, содержащейся в тюбике? А ведь у нее сложнейшая рецептура изготовления. В ней множество составных частей. Например, уже доказано, что соединения фтора препятствуют возникновению самой распространенной болезни зубов - кариеса. И в зубные пасты начали добавлять соли, содержащие элемент фтор. (Найдите его периодической системе элементов.)

Для укрепления десен пасты начали изготавливать на воде из лечебных источников. Специальные пасты назначают врачи при лечении других заболеваний зубов и десен.

Несколько десятков лет назад для чистки зубов использовали порошок мела (СаСО3), практически не содержавший добавок. Сейчас его уже не производят, так он как слишком грубо воздействовал на зубы и не предохранял их от болезней.


 

Текст №3

  1. Под словом «пища» мы понимаем большое разнообразие продуктов питания.

  2. Основу пищи составляют питательные вещества: белки, жиры, углеводы.

  3. Большое значение имеют витамины, хотя они не являются питательными веществами.

  4. В составе пищи всегда имеются минеральные соли.

  5. Вода – очень значимое вещество, но также не является питательным компонентом пищи.

  6. Жиры это ценные питательные вещества и представляют собой сложные эфиры глицерина и высших жирных кислот.

  7. Жиры должны обязательно присутствовать в составе пищи, т.к. процессы гидролиза жиров протекают медленно, и это имеет большое значение для организма.

  8. Встречаются жиры растительного и животного происхождения.

  9. Углеводы – это кислородсодержащие органические вещества, к которым относятся крахмал, глюкоза, сахароза.

  10. Углеводы, в основном, содержатся в составе растительной пищи.

  11. Глюкоза является основным источником энергии в клетке.

  12. Белки – это сложные органические вещества, молекулы которых построены из аминокислот.

  13. В составе белков около 20 аминокислот, причем некоторые в растениях не встречаются.

  14. Белки составляют основу животных продуктов питания.

  15. Для усиления вкуса и запаха пищи используют различные добавки.

  16. Это синтетические вещества, идентичные натуральным по цвету, запаху, вкусу, но не всегда совпадающие по химическому составу.

  17. Для длительного хранения пищи используют различные консерванты.

  18. В составе продуктов добавки обозначают кодом «Е».

  19. Не все добавки безвредны; некоторые лучше не использовать в пищу.

  20. Иногда в составе продуктов встречаются витамины.


 

Пищевые добавки

На импортных пищевых товарах добавки маркируются буквой Е и обозначаются трехзначной цифрой. Нужно знать, какую конкретную информацию несет в себе маркировка-индекс:

• Е 100 — Е 182 — красители.

• Е 200 — Е 299 — консерванты. Такие вещества, как соль, сахар, уксус, в эту группу маркировок-индексов не входят. Информацию об этих консервантах записывают на этикетках без буквенно-цифровой индексации, отдельно.

• Е 300 — Е 399 — вещества, которые замедляют процессы брожения и окисления в продуктах питания (например, прогоркание сливочного масла).

• Е 400 — Е 409 — стабилизаторы. Эти добавки обеспечивают продуктам питания длительное сохранение консистенции, присущей каждому из них: известную нам консистенцию знаменитого торта *Птичье молоко», мармеладов, желе, пастилы, йогуртов и т. д.

• Е 500 — Е 599 — эмульгаторы. Эти вещества позволяют сохранить равномерность распределения дисперсной фазы в среде, поддерживать, например, такие эмульсии, как нектары, растительные масла, пиво и другие в однородной системе, препятствовать образованию осадков в них.

Е 600 — Е 699 — ароматизаторы, то есть соединения, усиливающие или придающие вкус пищевым продуктам (напиткам, кремам, конфетам, сухим сокам и др.).

• Е 900 — Е 999 — антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, сахарному песку, соли, соде, лимонной кислоте, разрыхлителям теста, а также такие вещества, которые препятствуют образованию пены в напитках.

Каждая страна мира имеет свои стандарты по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, особенно таких, которые могут нанести вред здоровью человека. Многие нормы применения пищевых добавок в России ниже их аналогов в зарубежных странах. Поэтому школьники должны обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию, некоторые являются канцерогенами, то есть далеко не безопасны для здоровья.

Такие авторитетные органы, как Госсанэпиднадзор и Общество защиты прав потребителей, не рекомендуют употреблять продукты питания, содержащие добавки с маркировками:

• Е 131, Е 141, Е 215 — Е 218, Е 230 — Е 232, Е 239 являются аллергенами;

• Е 121, Е 123 способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, а в больших дозах — и пищевые отравления;

• Е 211, Е 240, Е 330, Е 442 содержат канцерогены, то есть могут провоцировать образование опухолей.


 

Модуль 2 «Химия и промышленность» (2 ч.).

Цель: познакомиться с применением химических знаний в промышленности и производстве жизненно важных продуктов.


 

№ УЭ

Содержание УЭ и инструкции по выполнению заданий

Источники информации и указания по ее использованию


 

УЭ-0

Постановка целей и задач. Ознакомление с содержанием модуля, источниками информации.

Задачи:

  • Познакомиться с применением химических знаний в современном производстве;

  • Выполнить задания модуля;

  • Сделать вывод о значении химии для современной промышленности

Коллективное обсуждение задач изучения темы.


 


 


 


 

УЭ -1

Химическое производство

Цель: Задание. Вспомните и запишите в схему изученные в курсе химии 8 – 9 классов химические производства.


 

Обсуждайте вопрос коллективно.


 


 

УЭ-2

Современная химическая промышленность.

Цель: конкретизировать сведения о химической промышленности, ее роли с современном обществе.

Задания. 1. Ознакомьтесь с содержанием текста №1

2. Ответьте на вопрос: существуют ли современные продукты, при получении которых не используются химические знания? Приведите примеры.

3. Обратите внимание на определения химической промышленности и химической технологии.

Дополните предложения (допишите слово.):

Химическая промышленность – это -----------------.

Химическая технология – это --------------.

Если мы говорим о каком –либо конкретном химическом производстве, какой термин надо использовать? Например:

Химическая-------------------переработки нефти.

Нефтеперерабатывающая------------------------.


 

Работайте в тетради. Сделайте необходимые записи.


 


 


 


 


 

УЭ-3

Производство неорганических веществ..

Цель: повторить и конкретизировать знания о производстве неорганических веществ, изученных в курсе 9 класса.

Задание. Просмотрите свой учебник химии (по оглавлению)

Найдите материал о производстве неорганических веществ (металлов, строительных материалов, стекла, керамики). Воспользовавшись учебником и дополнительной литературой, заполните схему – таблицу.


 

 


 

Учебник химии 9 класса. (О.С. Габриелян), учебник класса

(Ходаков)


 

Если это необходимо, обратитесь к учителю


 


 


 


 


 


 


 


 


 

УЭ -4

Производство органических веществ.

Цель: повторить и конкретизировать знания о производстве органических веществ, изученных в курсе 9 класса

Задание. Просмотрите главу в учебнике химии 10 класса о природных источниках углеводородов и их использовании и §42, стр. 162-163 вашего учебника. Заполните таблицу, аналогичную приведенной в УЭ – 3, внесите в таблицу следующие продукты: бензин, керосин, соляр (газойль), полиэтилен, капрон, синтетический каучук (изопреновый).


 


 


 


 

Учебник химии 10 кл. автор Л.А. Цветков.

Таблицу выполните в тетради.


 

УЭ-5

Защита окружающей среды

Цель: рассмотреть положительные и отрицательные стороны химического производства.

Задание. Вспомните, что вы изучали в курсе химии, географии, биологии о мерах по охране окружающей среды.

Укажите, что, по – вашему, является основной причиной загрязнения окружающей среды. Отметьте, что наиболее сильно влияет на загрязнение воздуха, воды, почвы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Э 6

Резюме и контроль по изученной теме.

Цель: выяснить степень усвоения материала по изученной теме.

  1. Просмотрите проработанный вами материал.

  2. Сделайте выводы - предположения о перспективах развития химической промышленности и ее роли в развитии цивилизации и состоянии окружающей среды. Свои выводы оформите в виде небольшого плаката (рассказа, тезисов, схемы и т.д.).


 


 


 


 

Приложения к модулю 2


 

Текст №1 Химическая промышленность и химическая технология.

Многие химические реакции, с которыми вы познакомились в лабораторных условияхили аналогичные им, осуществляют в промышленных условиях при произ-водстве важнейшей для повседневной жизни химической продукции.

пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические препараты, удобрения, мыло и моющие средства, красители, пестициды, косметика и парфюмерные изделия и даже компоненты пищи — все это только некоторые виды продукции, выпуск которой полностью или частично зависит от химической промышленности. Одиннадцать первых мест по объему производства принадлежат следующим химическим соединениям:

Н2S04, NH3 N2, СаО, 02, С2 H4, Na0Н, С12, HCl’, Н3 РО4, НNО3. Эти-то вещества и используют в больших количествах далее для получения столь необходимых видов продукции, как названные выше.

Даже если речь идет о «100% -ном природном продукте», это означает лишь то, что в нем нет синтетических добавок, и совсем не означает, что при получении не использовали какие-либо химические технологии.

Химическая промышленность — это отрасль народного хозяйства, производящая продукцию на основе химической переработки сырья.

Основой ее является химическая технология — наука о наиболее экономичных методах и средствах массовой химической переработки природных материалов (сырья) в продукты потребления и промежуточные продукты, применяемые в различных отраслях народного хозяйства. Главная задача химии и химической технологии — производство разнообразных веществ и материалов с определенным комплексом механических, физических, химических и биологических свойств.-

(Сырьем называют природные материалы (природные ресурсы), используемые в промышленности для получения различных продуктов и еще не прошедшие промышленной переработки).


 

Модуль 3 «Химия в быту».

Цель: познакомиться с ролью химии в повседневной жизни человека, правилами безопасного использования средств и препаратов бытовой химии.



 


 

УЭ


 

Содержание УЭ и инструкции по выполнению заданий

Источники информации и указания по ее использованию.

УЭ-0

Цель: ознакомиться с содержанием модуля и источниками информации.

  1. Ознакомиться с содержанием модуля.

  2. Ознакомиться с оборудованием и материалами урока, выяснить их отношение к изучаемой теме.

  3. Ознакомиться с источниками информации.

  4. Обсудить основные цели и задачи урока (коллективно).

Коллективное обсуждение.

Постановка задач.


 

УЭ-1

Химия в повседневной жизни человека.

Цель: повторить, обобщить и конкретизировать сведения о роли химии в повседневной жизни человека.

Задание. Обдумайте вопрос о применении химических препаратов в быту. Вспомните, какие препараты бытовой химии используются у вас дома. Сведения занесите в таблицу.

 


 


 


 


 

УЭ-2

Наша одежда и обувь

Цель: познакомиться с наиболее часто применяемыми химическими волокнами и материалами.

Задание 1.Выясните, какие ткани и материалы используют для изготовления одежды. Сведения занесите в таблицу.

Сделайте вывод по результатам таблицы, какое значение имеют современные химические материалы для изготовления нашей одежды и обуви и оцените степень необходимости их использования.

Задание 2. Рассмотрите таблицу в приложениях. По предложенной этикетке с одежды определите, какие меры по уходу за изделием следует предпринять.


 


 

Рассмотрите образцы тканей и волокон, ознакомьтесь с табл. 11 на стр. 202 – 203.


 


 


 


 


 


 


 

Учебник химии 10 кл. авт Л.А. Цветков, глава 9


 


 


 


 


 

УЭ-3

Моющие и чистящие средства.

Цель: познакомиться со свойствами и правилами применения моющих и чистящих средств.

Задание 1. Ознакомьтесь с текстом.

Задание 2. Проведите эксперимент:

  1. определите реакцию среды предложенных моющих средств с помощью универсального индикатора;

  2. проверьте моющее действие предложенных средств в обычной холодной, теплой, соленой (аналог морской) воде.

Результаты оформите в свободной форме.


 

Учебник химии 10 кл (Цветков Л.А.)


 


 


 


 


 


 

УЭ-4

Химия на грядке.

Цель: познакомиться с использованием химических веществ – минеральных удобрений на приусадебном участке.

Задание 1 Просмотрите информацию о минеральных удобрениях

Задание 2. Выделите основные питательные элементы, необходимые для растений. Определите, в состав каких удобрений они входят.

Задание 3.Обратите внимание на сроки внесения удобрений. Ответьте на вопросы 1, 3 стр.216.

Задание 4. Составьте таблицу.


 

 

Учебник химии 9 класса стр. 204 - 216


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

УЭ-7

Резюме и контроль.

Цель: выяснить глубину усвоения материала и его практическую значимость для правильного применения препаратов бытовой химии.

  1. Просмотрите выполненные задания.

  2. .Отметьте наиболее значимое из этой темы для себя.

  3. Проверьте свои знания по предложенным учителем материалам.

  4. Оцените значимость полученных знаний для применения препаратов бытовой химии по предложенной шкале:

    • Имеют большое значение для меня

    • Имеют значение

    • Я это частично знал

    • Я знал это раньше

    • Я все это знаю


 


 


 

Получите индивидуальное задание.


 


 


 


 


 


 

Отметьте галочкой правильный для вас ответ.


 


 

Литература

  1. Векснер С.И. Современные требования к уроку. Пособие для учителя. М., 1985.

  2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2002.

  3. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М. Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999.- 384 с.: ил.

  4. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М., ., «Просвещение»1985.

  5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение» 1972.

  6. Онищук В.А. Урок в современной школе.: Пособие для учителей. М., Просвещение 1981. —191 с.

  7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого.М., 1984.

  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 512 с.

  9. .Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С.30).

  10. .Шамова Т.И, Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения// «Химия в школе». 1995, №2.

  11. .Шелинский Г.И., Смирнов А.Д. Методика обучения химии: Пособие для учителей. М., Просвещение 1965. 18,5п.л.

  12. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1999.

  13. Чернобельская Г.М.. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М. Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

  14. Емельянова Е.О. Модульные карты- средство организации решения экспериментальных задач// «Химия: методика преподавания в школе», 2001, №9.

  15. Торосян В.Ф. Конструирование учебных элементов в системе модульного обучения// «Химия: методика преподавания в школе», 2004, №2.

  16. Беспалов П.И. Основы модульной технологии обучения//«Химия: методика преподавания в школе», 2004, №3.

  17. Ксенофонтова И.Н., Шиленкова Ю.В., Шиленков Р.В. Модульная технология: изучаем металлы//«Химия в школе». 2002, №2.

  18. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: «традиционные методики», модульно- блочные и цельноблочные технологии// «Химия в школе». 2002, №2.

Прикрепленный файл Size
Блок-тема 9 кл.doc 163.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн