ØПроверка ранее усвоенных знаний; (ее цель: подведение мыслительной деятельности учащихся к изучению новой темы);
Опрос учащихся:
1.«По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу».
-О чем идет речь? (кровь)
2. Что представляет собой кровь?
3.«Подхватили кислород,
И скорей-скорей вперед-
А то клеткам в организме
Его, ох, не достает».
-О чем идет речь? (эритроциты).
4.Как гемоглобин выполняет свои функции?
5.Каковы функции крови?
6.При каком условии кровь может выполнять свои функции?
ØСообщение темы, цели и задач урока (на доске).
ØПравила работы с рабочими картами урока.
II.Изучение нового материала
Актуализация знаний учащихся об эволюции кровеносной системы хордовых(таблица).
- Рассмотрите схемы кровеносной системы позвоночных животных. По какому пути шла эволюция системы органов кровообращения?
Вывод:таким образом эволюция системы органов кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.
Состав кровеносной системы.
Наше тело опутано густой сетью кровеносных сосудов, пронизывающих каждый сантиметр тканей. Это кровеносная система – дорога, несущая кислород, питание и тепло каждой клетке нашего организма.
Проблемный вопрос:
«Почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении?»
(поэтапный рассказ с элементами беседы и составление опорного конспекта на доске)
Øкровеносная система; (работа с таблицей);
Øвиды и строение кровеносных сосудов, связь строения с выполняемыми функциями; (просмотр диска);
Øсердце: строение и функции (работа с таблицей);
Выполните задания 1 и 2 из ваших рабочих карт.
История открытия малого и большого кругов кровообращения.
XVIIвек Уильям Гарвей–английский врач, основоположник физиологии. (фото на доске).
Большой круг кровообращения (объяснение по таблице и составление опорной схемы).
О2 СО2
↑ ↓
БКК: от ЛЖ→ артерии→ капилляры → вены → к ПП
Рассказ о сосудах, снабжающих сердце кровью.
Малый круг кровообращения (объяснение по таблице и составление опорной схемы).
О2 СО2
↓ ↑
легочные капилляры легочные
МКК: от ПЖ → артерии → легких → вены → к ЛП
Проблемный вопрос:«Почему мышечный слой левого желудочка сердца толще правого?»
-Выполнить задание 3 и 4 в рабочих картах урока,с последующим взаимоконтролем.
III.Закрепление.
1.Работа у доски (2-е учащихся описывают путь крови по большому и малому кругам кровообращения, используя «правило креста»).
2.Выполнение практической работы
«Моделирование кругов кровообращения».(задания 5 и 6).
Цель работы: применить на практике полученные на уроке знания о строении кровеносной системы, о классификации кровеносных сосудов и характере крови в них.
Учитель инструктирует учащихся о ходе выполнения работы.
После выполнения работы учащиеся формулируют выводы в ходе беседы с учителем.
3. Выводы:
- кровеносная система человека состоит из сердца (4-х камерного) и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров;
- сердце выполняет функцию насоса, т.е. нагнетает кровь в большой (путь крови от ЛЖ → к ПП) и малый (путь крови от ПЖ → к ЛП) круги кровообращения.
Взаимоконтроль.
Подсчет баллов и подведение итогов.
IV. Домашнее задание: §20 и §21. Выполнить упражнения в рабочих тетрадях 81, 83, 84, 86, 87.
Дополнительная информация
•У зародыша человека на первой неделеразвития образуются кровеносные сосуды — артерии и вены. На 25-е сутки у плода начинает биться сердце — сначала оно двухкамерное, как у рыб, затем трехкамерное и лишь на втором месяце развития становится четырехкамерным.
•Полный оборот крови через два круга кровообращения совершается у взрослого человека за 20—28 сек., у подростка— за 18 сек. За сутки кровь оборачивается по телу 1500 — 2000 раз.
•Скорость движения крови в аорте 0,5 м в сек., а по капиллярам — 0,5 мм в сек.
•Толщина стенок артерий — 0,8—0,9 мм. Диаметр различных артерий человека — от 0,4 до 2,5 см, средний диаметр капилляров — около 7 мкм, это чуть меньше диаметра эритроцитов.
•У человека в состоянии покоя до 50% крови может находиться в «депо крови» — в печени и селезенке, откуда в случае необходимости выбрасывается в кровяное русло.
•Общая длина кровеносных капилляров ворганизме человека около 100 тыс. км, что в 2,5 раза превышает длину экватора, а общая
внутренняя площадь — 2400 м2.
•Капилляры в 50 раз тоньше человеческого волоса, а площадь поперечных сечений всех капилляров 50 м2, что в 25 раз больше поверхности тела.
•В теле человека насчитывается 100—160 млрд капилляров. Если бы была возможность вытянуть их все в одну линию, то получилась бы «нить» в два раза длиннее земногоэкватора.