–Здравствуйте, Ирина Львовна, очень рады, что Вы согласились принять участие в мастер-классе. В чём, по Вашему мнению, заключается значимость социального проектирования?
-Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.
-В каких социальных проектах Астраханская область принимала участие?
-Уже десятый год шагает по стране Всероссийская акция «Я – гражданин России». Учредителями Акции являются Федеральное агентство по образованию, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский региональный Центр гражданского образования, дирекция партнёрства «Сивитас-Россия».
Астраханская область ежегодно принимает участие в Акции.
Организует и проводит её Министерство образования и науки АО, Центр гражданского образования Астраханского института повышения квалификации и переподготовки.
В марте 2005 года Астраханский Центр гражданского образования стал участником международной программы: «К демократическим ценностям через гражданское образование». Центральным компонентом программы является проект «Я – гражданин России».
Принимая участие в Акции «Я - гражданин России», команда учащихся, при поддержке педагогов, выявляет, формулирует и предлагает вариант решения проблемы, актуальной для их учреждения (организации, микрорайона, села, района, города).
Неоднократно успехи астраханских школьников отмечало жюри Всероссийского этапа Акции. За свою общественно-полезную деятельность и проявленную активную гражданскую позицию наши ребята награждались поездкой во Всероссийский детский центр «Орленок».
-Проводятся ли обучающие мероприятия по социальному проектированию? Как часто?
-За время реализации проекта при поддержке Благотворительного фонда Сивитас-Россия» в Астраханской области было проведено двенадцать обучающих семинаров по технологии социального проектирования, в которых приняли участие более двухсот участников - директора школ, учителя, родители, представители общественных организаций, специалисты учреждений дополнительного образования, заместители руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе, социальные педагоги и др.
-Ирина Львовна, с какого времени Астраханская область принимает участие в социальных проектах на федеральном уровне?
-В 2002 и 2004 годы команды Астраханских школьников (школы с. Восток, Енотаевского района, школы одарённых детей и ребята Аксарайской СОШ Красноярского района) стали победителями Всероссийской Акции. Их социальные проекты «Школьный двор моей мечты», «Дети – сироты», «Благоустройство школьного двора» не смогли оставить равнодушными ни их учителей, родителей, ни членов жюри областного и Всероссийского этапов конкурса, ни представителей муниципальных органов власти.
В 2007 году на Всероссийский финал Акции «Я-Гражданин России» В ВДЦ « Орленок» поехали команды сразу двух городских школ: МОУ СОШ № 12 г. Астрахани, (проект «Создание музея национальных культур») руководители: Острикова М.В., Пихтина ОА., Тимофеева М.В., Дербукова Е.Б.. В этом году астраханские дети впервые попали в число 12 сильнейших команд из всех регионов России и выиграли президентский грант в номинации « талантливая молодежь» в размере 30 тыс. рублей.
2008 год- команда из МОУ « Аксарайская СОШ Красноярского района» АО вновь становится победителями и участниками Всероссийского финала с проектом « Тропа здоровья» и вновь привозят президентский грант в размере 60 тысяч рублей.
2009 год. Команда Лиманской СОШ № 1 став победителями областного финала также принимают участие во Всероссийском финале Лиманские школьники представляют проект «Милосердие» и снова их отмечают грамотами и президентским грантом.
В настоящее время, более двух тысяч Астраханских школьников, знакомы с технологией социального проектирования, практически половина из них являются активными участниками школьных команд, реализующих на практике эту технологию и, тем самым, преобразуя окружающую их действительность.
Как показывают данные наших социологических опросов -70% проектов, реализующихся на территории Астраханской области, имеют практическую направленность.
К ним относятся:
· проекты, нацеленные на улучшение условий повседневной жизни людей
· оказание помощи определенным группам нуждающимся (инвалидам, детям сиротам, ветеранам, пожилым людям, и др..
· проекты, направленные на защиту местного сообщества от вредного воздействия (плохой экологии, алкогольной и наркотической зависимости и т.д.),
· проекты, направленные на благоустройство школьных территорий, улиц города,
· проекты, направленные на организацию досуговой деятельности школьников.
Региональные и местные органы власти часто проявляют заинтересованность в реализации социальных проектов и оказывают инициативной группе ребят посильную помощь, как например:
· помощь в планировании мероприятий команды,
· в поиске новых ресурсов среди государственных учреждений и НКО,
· в поиске других источников финансирования проектов,
· в предоставлении дополнительной информации посредством глубинных интервью с компетентными специалистами, возможности добровольной работы в местном сообществе.
Позитивный опыт участия Астраханских педагогов и школьников в социальном проектировании открывает возможности для дальнейшего тиражирования этого замечательного опыта, формирования социальной компетентности подростков и желания активно включаться в преображении окружающей действительности.