Submitted by Наталья Алексеевна Львова on пн, 29/03/2010 - 10:20
Сюжетно-ролевая ретроспективная игра
по истории средних веков
«Город мастеров»
по теме «Европа XI- XIII»
6 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с организацией ремесленного производства в средневековом городе.
Задачи урока:
1. Обучающие: сформировать у учащихся яркий, многогранный образ средневекового европейского города в период расцвета ремесла и торговли.
2. Развивающие: продолжить формирование образных и логических способностей, умений анализировать исторические источники, объяснять понятия, рассуждать.
3. Воспитательные: знакомясь с жителями средневекового города и их занятиями «изнутри», учить сопереживать, соучаствовать в решении проблем трудового населения городов.
Оборудование:
* картины «Средневековый город», «В мастерской ремесленника» и др.
* карта «Европа в 11-13 вв.»
Опережающее задание:
* прочитать параграф 18 «Ремесло в средневековом городе», Книга для чтения статья «Средневековый город», любую дополнительную литературу.
* Разбиться на 3-4 команды, распределить следующие роли: мастер, подмастерья, ученики.
* Подготовить вывеску мастерской, приветствие, текст договора о найме ученика на работу.
Особенность урока:
* на всех этапах игры задания оцениваются и их результаты фиксируются на доске в сводной ведомости:
Мастерские
Конкурсы
Ткачи
Ювелиры
Кузнецы
Булочники
1. приветствие
2. профессиональный экзамен
3. ремесленная мастерская
4. «строги цеховые правила»
5. обобщение
План проведения урока-игры:
1. Организационный.
2. Профессиональный экзамен горожанина.
3. Ремесленная мастерская.
4. Цеховой Устав.
5. Разреши противоречие.
6. Подведение итогов.
Этапы игры:
1 этап. Ребята рассаживаются «мастерскими» под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле. После общего приветствия горожане – мастеровые знакомятся друг с другом, называя свой адрес и объясняя по вывеске профиль мастерской.
2 этап.«Профессиональный экзамен горожанина»
«Профессиональный экзамен» должен подтвердить причастность присутствующих к жизни средневекового города.
Задание 1. Укажите, как называется (команды по очереди):
А) как называлось управление делами города самими горожанами (самоуправление)
Б) глава городского совета (бургомистр)
В) производство изделий на продажу и заказ (ремесло)
Г) здание, где заседал городской совет (ратуша)
Д) владелец города, покровительствовавший ему и управлявший им (сеньор)
Е) город, избавившийся от власти и покровительства сеньора (коммуна)
Ж) городской богач, знатный человек (патриций)
З) укрепленное поселение, жители которого занимаются ремеслом и торговлей (город)
Задание 2. Решить задачу:
Задача 1.
В начале средних веков кузнецы ценились особенно высоко; позднее самыми почитаемыми и богатыми мастерами стали ювелиры.
Чем объяснить такое отношение к кузнецам в начале средних веков? Почему позднее первое место заняли ювелиры?
Задача 2.
В документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства в эти города от пошлин и уплаты налогов на городскую землю. Эти и другие льготы они давали всем жителям новых городов, несмотря на то, что там были и крепостные, бежавшие от своих феодалов.
Объясните эти факты?
Задача 3.
Граф Корнуэльский (Англия) в апреле 1183 г. подал жалобу в суд на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и др., обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.
Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян?
Задача 4.
В правилах городского совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел бредущий по середине мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких оград с каждой из сторон.
Как этот факт характеризует средневековый город, чем было вызвано это предписание?
3 этап. «Ремесленная мастерская»
Задание 1.Вопросы командам (по очереди):
А) какие были размеры мастерской?
Б) какие были орудия труда в мастерской, охарактеризуйте их?
В) кто работал в ремесленной мастерской?
Г) какие две роли выполнял мастер в мастерской?
Д) кто был его правой рукой основным помощником?
Е) был ли подмастерье полностью свободным?
Ж) при каких условиях подмастерье мог стать мастером?
З) кто такие личные подмастерье?
Задание 2. «Договор о найме»
В мастерской работали и ученики. С их родителями мастер заключал договор. Послушаем, какие договоры заключили ваши мастера - слушаем по очереди команды, уточняем:
- Почему ученикам устанавливали долгий срок обучения?
- В договор нередко вносился пункт о последствиях в случае бегства ученика. О чем это свидетельствует?
- Каково было положение ученика в доме мастера и мастерской? Чем он занимался?
4 этап. «Строги цеховые правила»
Мы с вами присутствуем на общем собрании мастеров цеха. Мы должны принять Устав цеха – правила, обязательные для всех членов цеха. Старшина цеха, избранный нами составил их и предлагает нам их обсудить. Какие пункты устава вы принимаете, какие нет, почему? Объясните, исходя из позиции средневеково ремесленника. Каждой команде выдается текст Устава, 2-3 минуты на обсуждение.
«Цеховой устав»
Работу во всех мастерских начинать строго по удару колокола 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя одновременно не более 4 учеников, не считая собственных детей.
Каждому мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами (весы, линейки и т.д.), а также в качестве них использовать предметы домашнего обихода (ведра, веревки и т.д.), или части собственного тела (локти, ступни, пригоршни и т.д.).
В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока каждый претендент на звание мастера изготавливает свой шедевр и представляет его цеховым старейшинам.
Если для ремесленников какой-либо специальности требуется сырье (шерсть, кожа, метал и т.д.), а подобное производится в нашем городе, то им запрещается приобретать такое же сырье в других местах, даже лучшего качества.
Мастер, который изобретает новый станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
Вопросы к тексту устава:
Что такое устав?
Какую цель преследовали цеховые правила?
Что грозило нарушителям устава?
Могли ли в городе торговать ремесленники, не входившие в цехи города?
Цех не только устанавливал рабочие правила, он регламентировал всю жизнь мастера, так ли это?
Какие пункты устава вы принимаете, какие – нет, почему?
5 этап. Разреши противоречие.
Объясните, как два этих утверждения могут быть одновременно справедливыми и противоречивыми:
1.Цехи способствовали развитию ремесла
2.Цехи сдерживали рост промышленного производства в городах (каждая команда должна привести не менее двух доказательств)
6 этап.Подведение итогов: что нового сегодня узнали? Оценка знаний и умений учащихся, домашнее задание параграф 18.
Уважаемая Наталья Алексеевна! Я считаю, что проведение таких уроков спосбствует активизации познавательной деятельности учащихся. Они развивают интерес ребят к истории. Вы разработали замечательные задания, с помощью которых ребята смогут сделать необходимые акценты по данной теме. Хотелось бы предложить Вам лучше использовать разбивку команды на мастера, подмастерьев и учеников. Можно предложить в качестве домашнего задания показать сценку работы в мастерской. Или на самой игре предложить задание, которое бы показало положение каждого работника мастерской.
На: ремесло в средневековом городе
Уважаемая Наталья Алексеевна! Я считаю, что проведение таких уроков спосбствует активизации познавательной деятельности учащихся. Они развивают интерес ребят к истории. Вы разработали замечательные задания, с помощью которых ребята смогут сделать необходимые акценты по данной теме. Хотелось бы предложить Вам лучше использовать разбивку команды на мастера, подмастерьев и учеников. Можно предложить в качестве домашнего задания показать сценку работы в мастерской. Или на самой игре предложить задание, которое бы показало положение каждого работника мастерской.