- Как можно назвать звуки, обозначающие эти буквы?
- Шипящие
- Запишите их.
III.Актуализация знаний
Тема нашего урока «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
У вас на столах лежат яблоки и лимоны. Напишите на яблоках, что вы ожидаете от урока, что вы узнаете нового, чему научитесь. А на лимонах напишите свои опасения. Прикрепите фрукты каждое на свое дерево. (Озвучиваются ожидания и опасения)
IV.Изучение нового.
- А теперь внимание на таблицу.
1.Работа с таблицей
Прочитайте слова
ВСКАЧЬ ВБОК
НАВЗНИЧЬ ВВЕРХ
НАОТМАШЬ ВМИГ
СПЛОШЬ ВСЛУХ
НАСТЕЖЬ ВСЛЕД
-Какой частью речи являются эти слова?
- Сделайте вывод о том, как пишутся наречия на шипящую.
Вывод: После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.
2.Работа с таблицей
ЗАМУЖУЖНЕВТЕРПЕЖ
- А как вы думаете, почемув этих наречиях на шипящую нет мягкого знака?
- Видимо, они являются исключениями из правила.
V.Словарная работа
- Сделайте буквенную запись слов.
ПРО[Ч'] СПЛО[Ш]
НАСТЕ[Ш] НЕВМО[Ч']
НАОТМА[Ш] НАВЗНИ[Ч']
НЕВТЕРПЕ[Ш] ВСКА[Ч']
НАПРО[Ч'] ЗАМУ[Ш]
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте работу, поставьте на полях карандашом оценку. (Взаимопроверка)
VI.Закрепление изученного
1.Работа в парах.
- С любыми тремя наречиями из данных составьте и запишите словосочетания. (Самостоятельная работа)
- Давайте послушаем несколько пар.(2 – 3)
Ударил наотмашь, упал навзничь, ушел прочь, открыл настежь, вышла замуж,…
- Молодцы.
2. Работа с офтальмотренажером.
- Давайте поможем нашим глазкам отдохнуть.
2.Самостоятельная работа по вариантам
I вариант. Допишите, если необходимо, Ь. Подчеркните наречия-исключения.
- Выберите то задание, которое вы считаете, что сможете выполнить.
I вариант - с.49, упр.3 (учебник)
Найди три орфографические и одну пунктуационную ошибки. Письменно исправь их.
След лося завёл меня в дремучий осинник и потерялся. Я сделал большой круг, чтобы сново найти звериную тропку. И вот прямо из чащи открылось мне круглое лесное озеро. Оно было прекрастно, как чудесный цветок.
По берегам его сплош обступили вековые сосны. От солнца деревья казались совсем красными.
Вода была спокойна. Лишь солнечный луч сверкал в ней золотой россыпью, отражались белые облака голубое небо и зеленые макушки сосен.
-Какие ошибки вы нашли? Докажите, что ваш выбор верен.
- Оцените свою работу на полях.
2.Групповая работа (по 4 ученика)
-Объединитесь в группы и постарайтесь разгадать кроссворд. Чья группа быстрее и правильнее справится с заданием? Приступайте.
По горизонтали:
2. для рисования, для фотографий.
4. Приятный . розы.
5. Получать подарки – это .
6. на определенную тему. Написать хорошее .
8. правительства. колхоза.
9. корабля состоял из опытных лётчиков.
10. Способность к творческому воображению . Богатая .
По вертикали:
1. Это было недавно . новое платье.
3. Глава . Политика . Российское .
7. – это государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.
- Подведем итоги групповой работы. Какая же группа сегодня была более дружной и активной, старательной и быстрой?
(Дети высказывают свое мнение)
Итог урока
1
- Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо поработали. А что вы узнали нового, расскажите нашему постоянному помощнику – Зайчику, ответив на его вопросы.
№1. Как пишутся наречия с шипящей на конце?
№2. В каких наречиях после шипящих на конце Ь не пишется?
4
3
№3. Приведите несколько примеров на данную
орфограмму
№4. В каких частях речи есть такая же орфограмма? Приведите примеры, доказывающие ваш ответ.
- Я вами очень довольна. А вы? На столах лежат карточки трех цветов. Если вы считаете, что работали очень активно и все на уроке у вас получилось поднимите карточку зеленого цвета; если считаете, что могли работать лучше – поднимите карточку желтого цвета, а если не все получилось, вы были неуверены в себе – поднимите карточку красного цвета. Молодцы!