Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека
Submitted by Екатерина Александровна Прохоркина on вс, 28/03/2010 - 20:50
Тема урока: « Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека».
Цель урока: сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.
Задачи урока:
рассмотреть вопросы загрязнения атмосферы, почв, природных вод;
знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;
уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;
развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности гражданина за судьбу своей малой и большой Родины.
Оборудование урока: учебники, тетради, карточки, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем решать с вами серьёзные проблемы.
2. Сообщение темы и целей урока
Тот, кто не делает добро,
когда имеет возможность делать его, будет страдать сам.
- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».
- Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.
3. Повторение пройденного материала
- Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экология – наука о среде обитания.
- А что такое экосистема?
Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.
Экологическая катастрофа - это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей
- Я раздала вам на парты листы с кроссвордом. Заполните кроссворд а затем мы его проверим.
1. Весь мир, в котором мы живем? (Природа)
2. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек) .
3. Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (Неживая)
4. Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения)
5. Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, змей и лягушек? (Животные)
6. Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая)
- Мы с вами разгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа?
- Всё в природе взаимосвязано – животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует обособлено, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».
4. Изучение новой темы
- Что же такое равновесие?
- В словаре Ожегова даётся такое определение равновесия.
Равновесие – это устойчивое соотношение между чем либо.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — в природе, относительная устойчивость видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, биотического круговорота веществ и др. биол. процессов в любых природных сообществах.…
- Мы с вами узнали, что в природе существует экологическое равновесие. Но почему, же в настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого?
- Приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия.
Например: уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.
- Но есть и другие причины, которые ведут к нарушению природного равновесия (загрязнения, деятельность человека, вырубка лесов, осушение водоёмов).
- Давайте с вами решим такую задачку.
Экологическая задача.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо на одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить город кислородом в 900 000 человек?
- Есть у русского народа пословица «Как аукнется, так и откликнется».
- Это очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.
- А сейчас мы с вами рассмотрим, к чему могут привести загрязнение биосферы, воды, почв, атмосферы и как это влияет на экологическое равновесие.
- И первое что мы с вами рассмотрим – это биосфера и человек.
- Что такое биосфера?
Биосфера (от греч. bios — жизнь и сфера), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.
Далее слайд «загрязнение биосферы. Виды загрязнений».
Ингредиентное загрязнение (поступление в биосферу чуждых ей элементов: газообразные, жидкие, твёрдые)
Энергетическое загрязнение (шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное)
Деструкционное загрязнение (вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель, урбанизация и другое)
Биоценотическое загрязнение – воздействие на состав, структуру популяций живых организмов
- Какое влияние оказывает человек на биосферу?
- Загрязнение биосферы может привести к необратимым последствиям и такому даже страшному явлению для человека и для всего живого – это мутагенезу, в результате чего могут рождаться уроды и у животных и у людей.
Мутагенез (от мутации и ...генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений — мутаций.
- А что такое атмосфера?
- К чему может привести загрязнение атмосферы? (изменение климата, негативное влияние на здоровье человека, различные злокачественные новообразования, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя).
- Следующий вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнения почв.
- Что такое почва?
Почва - верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов.
- Какие источники загрязнения почв вы знаете?
В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель
Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
жилые дома
бытовые предприятия
бытовой мусор
пищевые отходы
фекалии
строительный мусор
пришедшие в негодность предметы домашнего обихода
мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.
- Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
- Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.
- И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.
- Какую роль играет вода в жизни человека?
Известно:
вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
Состоят из воды:
-растения на 90%
-животные на 75%.
Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.
- К чему может привести загрязнение вод?
- Какие меры предпринимают по охране вод?
Сбережение и более эффективное использование;
Очистка сточных вод;
Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.
5. Закрепление нового материла и подведение итогов урока
- Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?
- К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?
- Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?
- И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.
- Экологическое равновесие – это важно или нет?
6. Домашнее задание и выставление оценок
Д/З: найти статьи в газетах или интернете о нарушении экологического равновесия и на основе этого материла сделать листовку с призывом сохранения окружающей среды.