Submitted by Юлия Анатольевна Бастракова on Sat, 27/03/2010 - 13:30
Ход урока.
Сегодня мы с вами заканчиваем изучение ССС и этот урок – обобщение всего пройденного материала. Тема урока: «Путешествие эритроцита» (сл. 1) и эпиграфами урока я взяла слова французского писателя Абу и русского публициста Д.И. Писарева (сл. 2) (цитаты). Вперед за знаниями, чтоб стать свободными и великими, добиться поставленной цели и осуществить свою мечту уж если вы выбрали медицинский профиль.
И если урок называется: «Путешествие эритроцита» давайте составим маршрут его движения. (Учащиеся составляют план урока, сл. 3).
План урока:
1. Место образования. Кроветворные органы.
2. Строение и функции эритроцита. (сл. 4)
3. Сердечно – сосудистая система.
а. Сосуды.
1. Артерии.
2. Капилляры.
3. Вены.
б. Круги кровообращения.
в. Сердце.
4. Место разрушения эритроцитов.
5. П.р. «Определение уровня физиологического состояния человека методом
регрессии».
6. Буклет учащихся «А вы знаете что…».
! Перед утверждением плана урока раздаю задания.
1. Работа по карточке « Строение ССС»
Из перечня сосудов (1-5) выберите ответы на вопросы (I-XIV)
5. Решите задачу. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и одни сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в 1 минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см3 крови.
Мой план.
1. Место образования. Кроветворные органы.
2. Строение и функции эритроцита. (сл.)
3. ССС. Общий план строения и значение. (сл.)
а. Общий план строения кровеносных сосудов.
1. Артерии. Строение и значение. Виды артерий. (сл.)
2. Вены. Строение и значение. Виды вен. .(сл.)
3. Строение венозных клапанов. Причины движения крови по венам.(Работа с ПК – индивидуальная) (сл.)
4. Сравнение вен и артерий. (Работа с ПК – индивидуальная).(сл.)
5. Капилляры. Строение и значение. (сл.) и (сл.)
4. Круги кровообращения (сл.) их значение.
а. малый круг к/о.
б. большой круг к/о.
в. сердечный круг к/о.
5. Сердце. (сл.) Стихотворение.
Стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце»
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы
Потому что нет ему покоя, до всего есть дело.
а. Строение сердца. (сл.) Поперечный разрез. (Работа с ПК – индивидуальная)
б. Строение сердца. Слои.
в. Клапаны сердца. (сл.)
г. Нервная регуляция работы сердца. (сл.)
д. Автоматия сердца.
е. Работа сердца. Сердечный цикл. (сл.) Задача.
6. Место разрушения. Строение и работа селезенки. (сл.)
а. белая пульпа. (сл.)
б. красная пульпа. (сл.)
7. Практическая работа «Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии».
8. Презентация буклета учащихся.
Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии.Регрессией в статистике называют зависимостьодной средней величины от ряда других величин. Например,известно, что, чем человек выше, тем больше должна быть массаего тела. Эта зависимость может быть выражена следующим образом: М= Р—100, где М - масса тела в килограммах, Р - рост в сантиметрах. С помощью этого уравнения можно узнать нормальную массу тела здорового человека средних лет. Например, если человек имеет рост 160 см, то нормальная масса еготела, рассчитанная по уравнению М= 160—100, должна составлять 60 кг. Это не значит, что у всех людей такого ростамасса тела будет иметь эту величину. Она может отличатьсяот нормальной но, используя эту формулу,человек может решить, что ему следует делать: худеть или поправляться.
Записанное нами уравнение М=Р—100относится к уравнениям регрессии.
Для того чтобы оценить уровень физиологического состояниячеловека по специальной шкале, надо знать следующие показатели, характерные для состояния покоя: частоту сердечных сокращений (ЧСС вIмин), среднее артериальное давление (мм. рт. ст.),возраст (число полных лет), массу тела (кг) и рост (см).
Среднее артериальное давление вычисляется на основе систолического (верхнего) и диастолического (нижнего) артериального давления.
Среднее давление определяется по формуле:
Если у человека АДсист = 120, АДдиаст= 60,
АДср. = 120 – 60 +60= 80 мм.рт.ст.
3
Математическое выражение уровня физиологического состояния человека имеет следующий вид:
УФС= 700 – 3 х ЧСС – 2,5 х АДср. – 2,7 х возраст + 0,28 х масса
350 – 2,6 х возраст + 0,21 х рост
Где УФС - уровень физиологического состояния, ЧСС - частотасердечных сокращений в 1 мин, АДср. - среднее артериальноедавление (мм рт. ст.), возраст (число полных лет), рост (см),масса тела (кг).
Полученные данные оценивают по следующей таблице.
УФС
Шкала регрессии
Мужчины
Женщины
Низкий
0,225 – 0,375
0,157 – 0,260
Ниже среднего
0,376 – 0,525
0,261 – 0,365
Средний
0,526 – 0,675
0,366 – 0,475
Выше среднего
0,676 – 0,825
0,476 – 0,575
высокий
0,826 –и более
0,576 – и более
Этим уравнением могут пользоваться здоровые люди, не имеющие избыточной массы тела. Вот пример расчета УФС юношис такими показателями:
1.ЧСС — 70 ударов в 1 мин.
2.АД = 120/70 мм. рт. ст. АДср.. = 120-70 = 86,7 мм. рт. ст.
3. Возраст 15 лет. 3
4. Масса тела 50 кг.
5. Рост 150 см.
Подставив соответствующие числа в уравнение, получим УФСюноши:
По таблице определяем, что уровень физиологического состояния этого юноши по шкале регрессии выше среднего.
Как поднять уровень физиологического состояния? Анализ числителя в уравнении регрессии показывает, что снижение частотысердечных сокращений и среднего давления в состоянии покояповышает уровень физиологического состояния организма.
Подведение итогов урока. Д.з. повторить
Закончить урок мне бы хотелось словами Леонардо да Винчи
Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
На: Кровь и ССС.
Хорошая разработка. Обязательно воспользуюсь,тем более завтра как раз обобщение по этой теме.
Галина Брагина
На: Кровь и ССС.
Спасибо за интересный материал!
Галина Брагина