Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс по химии "Качество продуктов оцениваем сами"

Пояснительная записка

 
Предлагаемый курс по прикладной химии рассчитан на учащихся 9 класса, интересующихся проблемами качественного и здорового питания.
Курс рассчитан на 18 учебных часов. В качестве опорных знаний используется материал, полученный на уроках экологии, биологии, географии, химии, истории. Для учащихся курсы дают возможность расширить свои знания в области прикладной химии и экологии человека.
Актуальность курса состоит в том, что на современном этапе развития пищевой промышленности и сфере обслуживания (рынки, продовольственные магазины, стихийные рынки), очень важно уметь самостоятельно определять качество продуктов питания доступными способами и средствами. Многие основы этой обширной области знаний нелегко объяснить на уровне курса общеобразовательной школы. Недостаток практических заданий компенсируется на данном курсе. Это делает занятия увлекательными и развивающими навыки исследовательской деятельности, наблюдательности и умения логически мыслить.
Для организации творческого процесса предусмотрена система проблемных вопросов, творческих заданий. Значительная часть занятий проводится в коллективной форме, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. При необходимости проводятся индивидуальные занятия. Это имеет большое значение при подготовке творческих заданий, для совершенствования знаний в химических областях.
Цели. 1. Рассмотреть теоретические основы здорового питания.
            2. Научить определять качество продуктов питания.
Задачи:
- обучающие:
Изучить методики определения качества продуктов питания в домашних и лабораторных условиях;
Изучить химический состав пищи и его значение для организма человека;
Рассмотреть пищевые добавки и красители, их влияние на качество пищи;
Рассмотреть законы о защите прав потребителей.
-воспитательные:
Формирование культуры здорового питания;
Формирование ответственного отношения к своему здоровью;
Формирование навыков экономии.
- развивающие:
Развитие исследовательской деятельности ;
Развитие наблюдательности, умения анализировать и делать выводы, работать с дополнительной литературой.
Обучающиеся должны знать:
- значение питания для организма человека;
- химический состав пищи;
- элементарные способы определения качества продуктов питания;
- законы, защищающие права потребителей.
Обучающиеся должны уметь и обладать навыками:
- выбирать продукты питания с наименьшим содержанием концентратов;
- определять качество продуктов по органолептическим показателям;
- высчитывать калорийность питания;
- составлять меню, учитывая химический состав и энергетическую ценность;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении экспериментальных работ.
Оценка знаний
проводится в процессе собеседований. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в повседневной жизни. В процессе беседы выявляются как знания предыдущего материала, так и создаются условия для активации абстрактного мышления.
На практических работах проверяются умения и навыки работы с химическими веществами и приборами. Важный момент – регулярная подготовка тематических сообщений и выступление с ними на занятиях.
Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде собеседования, текущий контроль проводится в ходе бесед и практических работ на занятиях. Итоговый контроль – выполнение индивидуальных работ по составлению меню из качественной и здоровой пищи на один день; написание отзывов для сверстников о пользе часто рекламируемых продуктов.
 
 Учебно-тематический план
 

Разделы
Теория
Практика
Экскурсии
Всего часов
Введение
2
1
 
3
1. Что мы пьем?
3
2
1
6
2. Что мы едим?
2
4
1
7
Итоги курса
 
2
 
2
Итого:
7
9
2
18

 
Тематический план
 

Раздел
Тема
Количество часов
Формы и методы проведения
Введение
1.               Для чего мы едим?
2.Права потребителя. Как защитить себя от подделки?
3.               Химический состав пищи
 
1
1
 
1
Беседа
Практическая работа
Лекция
Что мы пьем?
1.               Вода – основа жизни на земле
2.               Молоко и виды молочной продукции
3.               Санитарно-гигиеническая оценка молока
4.               Чайная и кофейная церемонии. Сравнение состава чая и кофе
5.               Газированные напитки: польза или вред?
6.               Производство газированных напитков: лимонада, кваса
1
 
1
 
1
 
1
 
 
1
 
1
 
Практическая работа
Лекция
 
Практическая работа
Беседа
 
 
Беседа
 
Экскурсия
Что мы едим?
1.               Состав овощей. Определение содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции, выращенной на пришкольном участке
2.               Фрукты – кладовая витаминов
3.               Масла растительного и животного происхождения, какому отдать предпочтение?
4.               Хлебобулочные изделия. Определение качества муки
5.               Популярный продукт – чипсы. Стоит ли верить рекламе?
6.               Мясо и мясная продукция
 
7.               Производство колбасных изделий
1
 
 
 
 
1
 
1
 
 
1
 
1
 
1
 
1
Практическая работа
 
 
Практическая работа
Лекция
 
Практическая работа
Лекция
 
Практическая работа
Экскурсия
Итоги курса
Я за здоровое питание. А вы ?
2
Конференция. Защита проектов о здоровом питании

 
Содержание курса
 
На занятиях курса изучаются следующие разделы:
Введение
 Знакомство. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Обсуждение программы, плана работы, решение организационных вопросов, предполагаемые результаты.
1.      Для чего мы едим?
- Значение питания для человека: мы едим для того, чтобы жить.
- Вкусовые признаки пищи: соленая, горькая, сладкая, кислая.
2.      Права потребителя. Как защитить себя от подделки?
- Федеральный закон от 2.01.2000 г. № 29 –ФЗ
Ст. 2. Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов
Ст. 4. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
Ст. 5. Информация о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий
- Федеральный закон от 30. 03. 1999 г. №52- ФЗ
Ст. 8. Права граждан
Ст.42. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок
- Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли СанПиН 2.3.5.021-94
Пункт 3.8. Санитарные требования к отпуску пищевых продуктов
Пункт 3.9. Санитарные требования к отпуску пищевых продуктов
- Практическая работа: ваши действия при приобретении некачественного продукта или с истекшим сроком действия
3.      Химический состав пищи
- Рассмотреть химический состав пищи.
- Сбалансированность питания. Необходимость витаминов и минералов для правильного обмена веществ.
- Виды диет и болезни, к которым может привести неправильная диета.
- Энергетическая ценность пищи.
 
Раздел 1. Что мы пьем?
 
В данном разделе раскрывается значение жидкости для организма. Рассматриваются наиболее часто употребляемые виды жидкости: вода, молоко, газированные напитки и консервированные соки, чай и кофе. Состав, значение и влияние на организм человека напитков, содержащих консерванты. Практические работы позволят учащимся самостоятельно определять санитарно-гигиенические качества напитков после изучения раздела.
 
1.1. Вода – основа жизни на земле
- рассмотреть значение воды для живого организма
- способы очистки питьевой воды в домашних условиях
- болезни, вызываемые содержащимися в воде токсичными веществами
Практическая работа:
- органолептические показатели воды: содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах, вкус
- химический состав воды: определение карбонатной жесткости воды, качественное обнаружение катионов тяжелых металлов, обнаружение фенолов
 
1.2. Молоко и виды молочной продукции
- состав молока и его значение для человека на протяжении всей жизни
- классификация молочной продукции по жирности, способу приготовления
- виды молочной продукции: кефир, ряженка, творог, сливки, йогурт и т.д.
- энергетическая ценность молочной продукции
- правила и сроки хранения молочной продукции
- виды и влияние консервантов, добавляемых в молочную продукцию для усиления вкуса и увеличения срока хранения
 
1.3. Санитарно-гигиеническая оценка молока
Практическая работа:
- органолептические показатели молока
- определение степени чистоты
-определение кислотности молока
- химический состав молока: белки, лактоза, ионы кальция
 
1.4. Чайная и кофейная церемонии. Сравнение состава чая и кофе
- исторические сведения о чае и кофе
- культура употребления чая и кофе: чайная и кофейная церемонии
- классификация чая и кофе по сортам
Практическая работа:
- способы приготовления кофе и заваривания чая
- выделение кофеина
 
1.5. Газированные напитки: польза или вред?
- классификация газированных напитков
- состав газированных напитков, виды консервантов в них
- влияние газированных напитков на желудочно-кишечный тракт
- кому следует ограничивать потребление газированных напитков?
- альтернатива – соки натуральные, но не консервированные
- консерванты в лимонадах: Е150д, Е330, Е952, Е954, Е211 их свойства и влияние на человека
 
1.6. Производство газированных напитков: лимонада, кваса
 Экскурсия на пищекомбинат в цех производства газированных напитков
- знакомство с технологическим процессом
- написать мини-сочинение о пользе и вреде газированных напитков
 
Раздел 2. Что мы едим?
 
В данном разделе рассматривается пища, приготовленная из различных компонентов: овощей, мяса, масла и жира, а также чипсы, хлебобулочные изделия, фрукты. Данные продукты рассматриваются с двух позиций : польза или вред. Какие болезни развиваются при избыточном и недостаточном употреблении этих продуктов. Рассматриваются правила и сроки хранения продуктов. Теоретические знания подкрепляются лабораторными и практическими работами.
 
2.1. Состав овощей. Определение содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции, выращенной на пришкольном участке
- виды овощей и их состав
- значение овощей для организма, роль в пищеварении
- шкала накоплений нитратов различными растениями и части растений с наибольшим содержанием нитратов
- способы уменьшения количества нитратов в овощах при приготовлении пищи
- правила хранения овощей, способы консервирования
Практическая работа:
- определение нитратов в картофеле и свекле
- определение содержания крахмала, глюкозы
 
2.2.Фрукты – кладовая витаминов
- виды фруктов и их состав
- классификация витаминов, ферментов
- биологические функции витаминов и ферментов
- болезни, развивающиеся при недостатке и избытке витаминов
Практическая работа:
- определение витамина С в лимоне
- определение активности уреазы (приготовить экстракт из арбузных семечек)
- изучение влияния солей тяжелых металлов на активность уреазы
 
2.3. Масла растительного и животного происхождения, какому отдать предпочтение?
- источники масла и жира
- классификация жиров по типу происхождения и агрегатному состоянию
- жирные кислоты, входящие в состав жиров
- биологические функции жиров
- суточная потребность в жирах для людей различных возрастов
- болезни избыточного потребления жиров
- консерванты искусственных масел: Е160а, Е202, Е471
- условия хранения масла и жира
Лабораторная работа: растворимость жиров, омыление жиров
 
2.4. Хлебобулочные изделия. Определение качества муки
- углеводы, их значение для организма человека
- суточная потребность в углеводах для людей разного возраста
- болезни, возникающие при избыточном потреблении углеводов
- классификация муки по сортам и составу
- виды хлебобулочных изделий
Практическая работа:
- исследование продуктов на наличие крахмала
- определение клейковины муки
 
2.5. Популярный продукт – чипсы. Стоит ли верить рекламе?
- историческая справка о приготовлении чипсов
- химический состав
- значение жареной пищи ля организма    
- акриламид – канцероген, входящий в состав чипсов
 
2.6. Мясо и мясная продукция
- классификация мяса по типу происхождения, сорту и категории
- химический состав мяса
- биологическое значение белковой продукции для организма человека
Практическая работа:
- определение свежести мясных изделий
- качественные реакции, подтверждающие содержание белка в мясе
- сравнение состава мясного бульона и бульонных кубиков
 
2.7. Производство колбасных изделий
Экскурсия на пищекомбинат в колбасный цех
- виды колбасных изделий выпускаемых Мари-Турекским пищекомбинатом
- производство колбас
 
Итоги курса
Конференция по теме «Я за здоровое питание. А вы?» Защита проектов учащимися по интересующим их вопросам.
 
Список литературы:
 
1.      Братенникова А.Н. Чипсы: вред или польза? // Химия в школе. – 2005. - №10.- с. 54-60
2.      Буровик К. Молоко и … // Детская энциклопедия. – 2001. - №8
3.      Вода питьевая. Методы анализа. – Издательство стандартов. – 1984. – 240 с.
4.      Волков В.Н. Определение качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. – 2002. - №1.- с. 57-63
5.      Волшебная радость еды // Домашний очаг.- 2006.- №3.-с.135-138
6.      Гигиена окружающей среды / под ред. Г.И. Сидоренко. – М.:Медицина. – 1985.–304 с.
7.      Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС. – 2005. - 136 с.
8.      Грузинов Е.В. Жиры, или простые липиды // Газета «Химия». – 1997. - №39. – с. 1,8
9.      Грузинов Е.В. Поговорим о витаминах // Газета «Химия». – 1998. - №24. – с. 1-3
10. Грузинов Е.В. Углеводы // Газета «Химия». – 1998. - №11. – с. 1,3
11. Гусева К.Е. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием // Химия в школе. – 2002. - №10.- с. 72-74
12. Зайковский И.И. Занимательная химия. – М.: Учпедгиз.- 1962. – 128 с.
13. Здоровье естественным путем // Домашний очаг.- 2005.- №3.-с.111-116
14. Кудашева В.А. Чудесная диета, или как стать стройными. – М.: Просвещение. – 1991. – 64 с.
15. О качестве и безопасности пищевых продуктов. – Йошкар-Ола. – 2000.-24 с.
16. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. – Йошкар-Ола. -2000. – 32 с.
17. Павлова Т.Н. Здоровое питание. – М.: Институт учебника «Пайдейя». – 1998. - 228 с., ил.
18. Практикум по общей и неорганической химии: Пособие для студентов вузов / В.И. Фролов, Т.М.Курохтина, З.Н.Дымова и др.- М.: Дрофа.-2002. – 304 с. : ил.
19. Радецкий А.М. Практические работы на внеклассных мероприятиях// Химия в школе.- 2004.-№5. – с.65-68
20. Раков Е.Г. Микроэлементы и здоровье// Газета «Химия». – 1998. - №2. – с. 1,3
21. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьем // Химия в школе. – 2004. - №3.- с.7-8
22. Руководство к лабораторным занятиям по органической химии / Н.Н.Артемьева, В.Л. Белобородов, С.Э.Зурабян и др. – М.6 Дрофа.- 2002. – 384 с. : ил.
23. Сало В.М. Жирные масла и их источники // Химия в школе.- 2004.-№2. – с.5-11
24. Сало В.М. Так был открыт первый витамин // Химия в школе.- 2004.-№10. – с.61-67
25. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли СанПиН 2.3.5.021 – 94.- Йошкар-Ола. – 2000.- 32 с.
26. Солодова В.И., Волкова Л.А. Определение витамина С в овощах и фруктах // Химия в школе.- 2002.-№6. – с.63-66
27. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика.- М.: Высшая школа.                      -1991.
28. Трухина М.Д., Кртян Н.Б. Нитраты: польза или вред// Газета «Химия». – 2001. - №17. – с. 7
29. Урванцева Г.А. К изучению биологических функций жиров // Химия в школе.- 2004.-№8. – с.64 - 66
30. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии. М.: Просвещение.- 1966.- 296 с.
31. Церцек Н.Ф. 22 марта - Всемирный день воды. // Химия в школе. – 2004. - №3.- с. 6-7
32. Эткинс П. Молекулы: Пер. с англ. – М.: Мир.- 1991.-216 с. : ил.
33. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А.Савина. – М.: АСТ.- 1996. – 448 с.
 
 

»  in society:   

Екатерина Александровна Лапыгина's picture

На: Элективный курс по химии "Качество продуктов оцениваем сами"


Здорово! Просто, грамотно, научно. Очень понравился курс.



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн