ХИМИЯ В БЫТУ И МИРЕ ПРОФЕССИЙ
Пояснительная записка
Предлагаемый курс по прикладной химии рассчитан на обучающихся 9 класса, интересующихся химией и профессиями, требующими знаний предмета.
Курс рассчитан на полгода- 34 учебных часа. В качестве опорных знаний используется материал, полученный на уроках химии, биологии и физики. Для обучающихся, курсы дают возможность расширить свои знания в области прикладной химии и определиться с выбором профессии.
Актуальность курса состоит в том, что многие разделы химии в школе освещаются поверхностно. Многие фундаментальные основы этой обширной области знаний нелегко объяснить на уровне курса общеобразовательной школы. Недостаток практических занятий компенсируется на данном курсе. Это делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с химическими реактивами и оборудованием, развивает наблюдательность и умение логически мыслить.
Для организации творческого процесса предусмотрена система проблемных вопросов, творческих заданий. Значительная часть занятий проводится в коллективной форме, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. При необходимости проводятся индивидуальные занятия. Это имеет большое значение при подготовке к конференции, для совершенствования знаний в химических областях и, в конечном итоге, в выборе профессии.
Цели: 1. Показать значимость химических знаний для применения их в быту.
2. Раскрыть возможности профессионального выбора, требующего знания химии.
Задачи:
- обучающие:
Изучение химических процессов в разных областях домашнего хозяйства
Знакомство со средствами личной гигиены
Знакомство с элементарными знаниями по медицине и лекарственными средствами
Знакомство с современными отделочными материалами
Знакомство с современными средствами по уходу за растениями и методами борьбы с вредителями сельского хозяйства
- воспитательные:
Формирование творческого подхода к организации своего быта
Формирование эстетической культуры
Формирование навыков экономии
Формирование бережного и ответственного отношения к природе.
- развивающие:
Развитие умения готовить препараты, ставить эксперименты, вести наблюдения, изготавливать макеты, работать с дополнительной литературой.
Развитие исследовательской работы
Обучающиеся должны знать:
- классификацию хим. веществ, применяемых в повседневной жизни;
- процессы, происходящие при приготовлении пищи и в организме человека;
- лекарственные препараты, необходимые для оказания первичной медицинской помощи;
- современные отделочные материалы и их назначение;
- классификацию растений и средств ухода за ними;
- области применения химических знаний в быту и мире профессий.
Обучающиеся должны уметь и обладать навыками:
- выбирать посуду, средства бытовой химии и косметики, учитывая их хим. состав;
- составлять меню, учитывая энергетическую ценность продуктов питания и их состав;
- формировать домашнюю аптечку;
- оказывать первичную медицинскую помощь;
- подбирать и готовить средства для ухода за растениями;
- соблюдать правила безопасности при внесении удобрений и использовании ядохимикатов при уходе за растениями.
Оценка знаний
проводится в процессе собеседований. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в повседневной жизни. В процессе беседы выявляются как знания предыдущего материала, так и создаются условия для активации абстрактного мышления.
На практических работах проверяются умения и навыки работы с хим. веществами и приборами. Важный момент – регулярная подготовка тематических докладов и выступление с ними на уроках.
Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде собеседования, текущий контроль проводится в ходе бесед и практических работ на занятиях. Итоговый контроль – выполнение индивидуальных исследовательских заданий, защита рефератов по выбранной профессии.
Учебно-тематический план
разделы
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
Всего часов
|
Введение
|
1
|
|
|
1
|
1. Человек и кухня
|
4
|
2
|
1
|
7
|
2. Личная гигиена и красота
|
3
|
3
|
1
|
7
|
3. Фармакология и медицина
|
2
|
2
|
2
|
6
|
4. Ремонт квартиры
|
4
|
1
|
1
|
6
|
5. Агрохимия
|
1
|
2
|
1
|
4
|
Итоги курса
Итого:
|
15
|
3
13
|
6
|
3
34
|
Тематический план
раздел
|
тема
|
Кол-во часов
|
Формы и методы проведения
|
Введение
|
Знание химии – залог успеха на каждый день
|
1
|
Беседа
|
Человек и кухня
|
1. Посуда, из которой мы едим
2. Чистящие и моющие средства
3. Уход за предметами домашнего обихода
4. Химический состав пищи
5. Физические и химические явления при приготовлении пищи
6. Определение качества продуктов
7. Профессии: повар, кондитер, технолог, лаборант
|
1
1
1
1
1
1
1
|
Семинар
Беседа
Беседа
Лекция
Практ. работа
Практ. работа
Экскурсия
|
Личная гигиена и красота
|
1. Красота спасет мир
2. Гигиена тела
3. Уход за кожей лица
4. Уход за волосами
5. Изготовление мыла, масок в домашних условиях
6. Декоративная косметика
7. Профессии: парикмахер, визажист, косметолог
|
1
1
1
1
1
1
1
|
Лекция
Беседа
Практ. работа
Практ. работа
Практ. работа
Беседа
Экскурсия
|
Фармакология и медицина
|
1. Фармакология и медицина
2. Что должно храниться в домашней аптечке?
3. Приготовление растворов различной концентрации
4. Оказание первой медицинской помощи при пищевых отравлениях и химических ожогах
5. Профессии: фармацевт, провизор
6. Профессии: медсестра, фельдшер, врач
|
1
1
1
1
1
1
|
Лекция
Беседа
Практ. работа
Практ. работа
Экскурсия
Экскурсия
|
Ремонт квартиры
|
1. Если вы затеяли ремонт…
2. Краски и лаки
3. Обои
4. Напольные покрытия
5. Материалы для комнат с повышенной влажностью
6. Профессии: маляр, штукатур
|
1
1
1
1
1
1
|
Лекция
Беседа
Лекция
Беседа
Практ. работа
Экскурсия
|
Агрохимия
|
1. Классификация растений
2. Уход за растениями
3. Средства защиты растений
4. Профессии: садовод, агроном
|
1
1
1
1
|
Беседа
Практ. работа
Практ. работа
Экскурсия
|
Итоги курса
|
Все профессии важны – все профессии нужны
|
3
|
Конференция. Защита рефератов и исследовательских работ
|
Содержание курса
На занятиях курса изучаются следующие разделы:
Введение
Знакомство. Правила техники безопасности. Обсуждение программы, плана работы, решение организационных вопросов, предполагаемые результаты.
Раздел 1. Человек и кухня
Знание состава посуды позволит правильно хранить продукты питания, учитывая их состав и сроки хранения, процессы происходящие при этом. Формирование понятий о правильном уходе за предметами домашнего обихода. Знание о химическом составе пищи позволит правильно составить меню, включать в рацион продукты, компенсирующие недостаток нужных для организма веществ в определенное время года. Практические работы способствуют обоснованию процессов, происходящих на кухне.
1.1. Посуда, из которой мы едим
* Сообщения о видах посуды: глиняной, фарфоровой, фаянсовой, хрустальной, стеклянной, алюминиевой, эмалированной, оцинкованной.
* Рассмотреть плюсы и минусы каждого вида посуды
* Условия хранения продуктов питания в посуде разного типа
1.2. Чистящие и моющие средства
* Классификация моющих и чистящих средств по способу применения.
* Изучить результаты действия часто рекламируемых средств.
1.3 Уход за предметами домашнего обихода
*.Рассмотреть способы чистки кухонных принадлежностей, в зависимости от материала, из которого они изготовлены
1.4. Химический состав пищи
* Рассмотреть химический состав пищи.
* Сбалансированное питание. Необходимость витаминов и минералов для правильного обмена веществ.
* Виды диет и болезни, к которым может привести неправильная диета.
* Составление меню на один день, учитывая энергетическую ценность продуктов питания.
1.5. Физические и химические явления при приготовлении пищи
*Рассмотреть явления, происходящие на кухне: осмос, денатурация, адсорбция, растворение.
* Практическая работа: варка яйца, засахаривание лимона или засолка капусты, приготовление сахарного сиропа, очистка питьевой воды на угольном фильтре.
1.6. Определение качества продуктов
*Практическая работа по группам:
- определение свежести продуктов питания;
- определение клейковины муки;
- определение содержания аминокислот в мясном бульоне и бульонных кубиках;
- определение жирности молока.
1.7. Профессии: повар, кондитер, технолог, лаборант.
* Экскурсия на пищекомбинат
* Знакомство с работой специалистов на производстве. Беседа со специалистами.
* Написание эссе об этих профессиях.
Раздел 2. Личная гигиена и красота
Раздел знакомит с правилами личной гигиены, правильном использовании средств гигиены. Создание эстетического образа для конкретной ситуации с помощью декоративной косметики.
2.1. Личная гигиена и красота
* Красота лица, одежды, души.
* Средства, применяемые для личной гигиены: мыло, шампунь, зубная паста.
* Использование парфюмерных и косметических средств.
2.2. Гигиена тела.
*Водные процедуры с использованием геля, мыла и травяных отваров.
* Гидромассаж, массаж, обертывания
2.3.Уход за кожей лица.
*Применение крема, скраба, масок, лосьонов для ухода за кожей лица, в зависимости от типа кожи, возраста. Массаж лица.
* Практическая работа: определение типа кожи лица;
выбор средства ухода, учитывая тип кожи лица;
выполнение теста на гипоаллергенность средства
2.4.Уход за волосами.
* Средства ухода за волосами: шампунь, бальзам, ополаскиватель, кондиционер.
*Средства для фиксации прически: муссы, гели, лаки.
* Массаж головы.
* Краски для волос, обесцвечивание, мелирование: плюсы и минусы.
* Практическая работа: определение типа волос;
выбор средства ухода, учитывая тип волос;
выполнение теста на гипоаллергенность средства
2.5. Изготовление мыла, масок в домашних условиях
*Практическая работа: изготовление мыла, масок для разного типа кожи.
2.6.Декоративная косметика.
*Тушь для ресниц, тени, карандаши для подводки глаз, помада, румяна, тональный крем, пудра, лак для ногтей
* Выбор косметики по типу кожи, возрасту, типу лица.
2.7. Профессии: парикмахер, визажист, косметолог
* экскурсия в салон красоты.
* составление эссе о данных профессиях.
Раздел 3. Фармакология и медицина
Раздел предназначен для формирования правильного представления о медицине и фармакологии. Раскрыть трудности людей данных профессий. Научиться применять знания, полученные на уроках химии и биологии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
3.1. Фармакология и медицина
*История возникновения наук фармакологии и медицины.
* Необходимость знаний по уходу за больными и оказанию первой медицинской помощи
* Достижения современной фармакологии и медицины
3.2 Что должно храниться в домашней аптечке?
* Раскрыть значимость домашней аптечки.
* Перечень средств и их назначение.
* Лекарственные растения. Использование трав (фитотерапия).
* Народная медицина: плюсы и минусы.
3.3. Приготовление растворов различной концентрации
* Практическая работа: приготовление растворов различной концентрации для обработки ран, полоскания горла, составление простейших мазей на основе вазелина и травяных вытяжек.
3.4. Оказание первой медицинской помощи при пищевых отравлениях и химических ожогах
* Сообщений об оказании первой медицинской помощи при разных случаях.
* Практическая работа: приготовление средств, для оказания помощи при отравлениях и химических ожогах
3.5. Профессии: фармацевт, провизор
* Экскурсия в аптеку
* Составление эссе о профессиях фармацевта и провизора
3.6. Профессии: медсестра, фельдшер, врач
* Экскурсия в больницу
* Эссе о гуманной профессии врача
Раздел 4. Ремонт квартиры
При разнообразии отделочных материалов трудно сделать правильный выбор, не зная качественный состав и его предназначение. Задача данного раздела научить выбирать современные материалы, учитывая их эстетический вид, качество, экологичность и цену.
Если вы затеяли ремонт…
*Классификация материала для ремонта жилого помещения: лаки, краски, обои, штукатурные смеси, кафель, ламинат.
* Раскрыть необходимость знаний о современных строительных и отделочных материалах.
4.2. Краски и лаки
*Классификация красок и лаков по назначению.
*Подбор цвета и типа краски или лака для наружной и внутренней покраски
4.3. Обои
*Классификация обоев.
* Выбор обоев по цене, качеству, назначению.
* Элементарные знания про оклейку обоями.
* Составление эскиза обоев для своей комнаты
4.4. Напольные покрытия
* Современные напольные покрытия: линолеум, керамогранит, кафель, ламинат. * Раскрыть плюсы и минусы данных покрытий и выяснить возможность их применения от типа помещения.
4.5 Материалы для комнат с повышенной влажностью
*практическая работа: выбор материалов для помещений с повышенной влажностью;
обсудить плюсы правильного выбора
4.5.Профессии: маляр, штукатур
* Экскурсия в ПУ
* Эссе о важности строительных профессий.
Раздел 5. Агрохимия
В материале раздела раскрывается важность соблюдения правильной агротехники при возделывании культурных растений. Умение создавать эстетический вид комнатными растениями и клумбами во дворах домов и учреждений. Необходимость соблюдения правил безопасности при работе с удобрениями и химикатами.
5.1. Классификация растений
* Основные функции растений: пищевые, декоративные.
* Выбор растений для выращивания в комнате и на клумбе.
5.2. Уход за растениями
* Виды субстрата для посадки растений.
*Виды удобрений и способы их внесения
* Практическая работа: приготовление субстрата;
составление подкормки для комнатных растений,
подкармливание цветов в школе.
5.3. Средства защиты растений
* Классификация средств защиты растений: гербициды, нематоциды, бактерициды, инсектициды и т. д.
* Правила по технике безопасности при их применении
* Практическая работа: выбор средств защиты от колорадского жука для картофеля, обработки кустов ранней весной от вредителей, гербицидов от сорняков.
5.4. Профессии: садовод, агроном.
* экскурсия в теплицу
* Эссе о необходимости людей с агрономическими знаниями.
Итоги курса
Все профессии важны – все профессии нужны
* Защита рефератов по выбранной профессии. Найти плюсы и минусы выбранной профессии.
* Защита индивидуальных исследовательских работ
Список литературы:
- Величковский Б.Т. , Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда.-М.: НПЦ «Экология и образование»,1992.-156 с., ил.
- Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. Косметика сегодня. Химия для вас. - М.: Химия, 1988.-176 с.
- Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. Прак. советы любителям цветов.-М.; ЗАО «Фитон+»,2005.-192 с., ил.
- Дэльфа Э., Гордиенко В. Все о комнатных растениях. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2005.-160 с.
- Ивли Т. Дизайн интерьера. 500 креативных идей/ пер. Е. Зайцевой.- М.: Изд-во Эксмо,2004.-256 с., ил.
- Кабанов Ф.И. Микроэлементы и растения. М.: Просвещение,1977.-136 с.
- Лаки и краски в вашем доме. Химия для вас/ В.Б. Манеров, В. С. Каверинский, С.П. Ермилов, Ф.И. Прудниченко. - М.: Химия,1988.-208 с.
- Николаев Л.А. Химия жизни. М.: Просвещение,1977.-239 с.
- Современный ремонт и перепланировка квартир: профессиональные рекомендации и полезные советы/ Шиндина Н.Г.-М.:РИПОЛ классик,2005.-480 с.
- М. Урбановичус. Книга для дома. Т.1. Вологда: Полярная звезда,1993.-480 с.
- Фридман Р.А. Парфюмерия и косметика. М.: Пищевая промышленность,1976.-198 с.
- Цветы в вашем доме: Справочник от А до Я.-М.: АСТ пресс книга,2005.-320 с.,илл.
- Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими силами. М.: Московский рабочий,1987.-416 с.
- Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд.-М.: Химия,1991.-272 с., ил.
|
На: Элективный курс по химии "Химия в быту и мире профессий"
Очень интересный курс. Содержательный. Вполне можно использовать в работе. Спасибо. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
На: Элективный курс по химии "Химия в быту и мире профессий"
Очень интересно. Учитывая, как плохо 9-классники ориентируются в профессиях и не задумываются о своем дальнейшем жизненном пути, данный курс для них очень полезен. Здорово!