- Ограниченность (по времени, целям, результатам и т.д.).
- Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
- Последовательность и связность. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
- Объективность и обоснованность
- Компетентность авторов и персонала. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
- Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Требования к структуре и к оформлению проекта
Название – должно быть запоминающимся, кратким, выражающим основную идею содержания.
Руководитель, консультанты, разработчики (ФИО, место работы, адрес, телефон, звание)
География – территория, на которой будет проходить реализация.
Сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.
Постановка проблемы (введение – актуальность, объект, предмет). Актуальность проекта определяется его значимостью. Социальной проблемой называют противоречие между существующим и желаемым состоянием. Схема формулирования проблемы: «До их пор ничего не сделано для того, чтобы…» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…». В этом разделе затрагивается актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает данная проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения. Важно выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. Должно быть:
- описание, почему возникла необходимость выполнения проекта;
- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
- проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
- исполнитель является компетентным для реализации проекта;
- масштабы проекта разумны (не делаются попытки решить все мировые проблемы);
- проект поддерживается статистическими и аналитическими данными;
четко определен способ решения проблемы.
Объект проектирования – это среда, явления или процессы педагогической действительности, в контексте которых находится предмет:
- образовательные системы
- педагогические процессы
- содержание образования
- образовательное и информационно-коммуникативное пространство
- социально-педагогическая среда
- система педагогических отношений
- все виды педагогической деятельности
- личностные и межличностные структуры
- профессиональная позиция
- педагогическое (образовательные) ситуации
- качество педагогических объектов
Предмет проектирования – это предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте
Цель проекта – осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта. Основные требования к формулировке целей:
- достижимость в рамках этого проекта;
- безусловность, так как для начала проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
- предвидение итогового результата проекта;
- соответствие компетентности, подготовленности, финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
Задачи проекта – это шаги по достижению цели. Критерии формулировки задач: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени.
Управление и кадры. Распределение сфер и функций деятельности между персоналом.
Содержание и механизм реализации. Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту; подбор оптимальной системы действий: в каких направлениях, каким образом, когда и в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Планирование
- Принцип содержательности. Формы работы соответствуют содержанию проекта, решению его целей и задач
- Принцип времени. Рациональное и логичное, последовательное распределение мероприятий
- Принцип ресурсов. Максимальный результат при минимальных затратах
- Принцип места проведения
- Принцип последействия. Уменьшение до минимума негативного и развертывание до максимума позитивного последствия
- Принцип коррекции. Нет незыблемых планов.
Оценка результативности проекта. Система показателей эффективности проекта. Критерии эффективности.
- Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий)
- Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел, и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции), характер реализованных инициатив, и др.)
- Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников)
- Показатели общественного мнения (популярность проекта, заинтересованность социальных партнеров, отклик в прессе и т.п.)
- Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников)
- Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Ожидаемые результаты и предполагаемые продукты.
Жизнеспособность проекта (перспективы).
|