Приступая к обучению любому предмету, преподаватель отвечает на три основополагающих вопроса: что он предлагает ученикам, или что является предметом изучения; зачем этот предмет будет изучаться, т.е. каковы его цели и задачи, значение курса; как следует изучать данный учебный предмет, т.е. как организовать процесс обучения, его формы и методы. Учебные курсы образовательной области «Искусство» введены в учебные планы образовательных учреждений и поэтому острота постановки этих основных вопросов образовательного процесса очевидна. Если поставить перед педагогами вопрос «зачем эти предметы вводятся в учебный план?», то большинство ответов будет сводиться к необходимости изучения искусства, к его роли в формировании духовности, гармоническом развитии личности. При этом многие полагают, что достаточно увеличить количество часов и улучшить преподавание учебных курсов по предметам образовательной области «Искусство», ввести факультативные курсы по изучению некоторых видов искусства и многие проблемы гуманитарного образования будут решены. Но проблема в том, что понятие «искусство» не равно понятию «художественная культура». У этих курсов есть свой собственный предмет исследования, своя специфика, свои цели и задачи, которые не могут быть выполнены никаким другим предметом. Предметы образовательной области «Искусство» предполагают обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, который имеет сложное строение.
Современный педагогический опыт показывает, что качество обучения детей во многом зависит от соблюдения ряда принципов, которые стимулируют формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры. Цели художественного воспитания были сформулированы в гуманистических концепциях середины прошлого века (Д.Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская) и должны проявляться в следующем:
- в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения;
- интересе к разным видам искусства; увлеченности художественным творчеством;
- в наличии знаний об искусстве, умении применять их в практической деятельности;
- в самостоятельных суждениях, взглядах, позициях по отношению к произведениям искусства, их предназначению, художественной ценности, жизненному и творческому кредо их творцов;
- в художественном вкусе;
- в развитии специальных художественных способностей.
Поэтому отвечая на вопрос КАК учить детей искусству, мы предлагаем концепцию «Уровней обучения» Б. Рассела, которая может стать базовой как для анализа процессов формирования одной конкретной личности, так и педагогической системы и модели обучения в целом.
Данную модель можно представить следующим образом («логические уровни» представлены в иерархическом порядке, начиная с самого высшего):
- «Сверхцель» / предназначение/ смысл жизни;
- Личностное своеобразие / “Я-концепция”/ самость;
- Ценности и убеждения;
- Способности и стратегии;
- Поведение / действия / состояния / навыки;
- Окружение/ социальный контекст / образовательное пространство.
Реагируя на окружающее и проявляя себя в мире, ребенок, по мере своего развития, накапливает поведенческий арсенал и формирует мыслительные обобщения (способности и стратегии). Отвечая на вопрос «что я делаю?» и «как?» он формирует систему убеждений (поведение, действия, навыки), так как находится в определенном окружении (образовательное пространство). Уровень «Я-концепции» как правило формируется примерно в 14 лет, это период, когда ребенок обладает самосознанием и способен осознанно отстаивать свои идеалы (формирование представления о себе: кто я и чем отличаюсь от всех остальных?). После того, как личность доходит до уровня формирования «Я-концепции», начинает действовать обратная закономерность: личностное своеобразие определяет дальнейшее формирование ценностей и убеждений, а они, в свою очередь определяют появление новых стратегий и типов поведения, завершая необходимыми изменениями в окружающем мире. Таким образом можно сделать вывод, что формирование личности ребенка на уроках искусства будет системным лишь в том случае, если изменения начнутся как минимум с логического уровня «ценностей и убеждений» и завершаться «окружением». В связи с этим мы акцентируем внимание на доминирование двух принципов обучения на уроках искусства: личностно-ориентированное и личностно-центрированное образование, так как показателями развития познавательной деятельности учащихся по предметам образовательной области «искусство» являются:
- знание основных закономерностей развития мировой художественной культуры, основных теоретических (эстетических и искусствоведческих) понятий, имен творцов художественной культуры и названий их произведений, библиографических сведений, сюжетов и героев художественных произведений;
- умения, выявляющие способности учащихся сравнивать, сопоставлять, размышлять, делать самостоятельные выводы и уметь высказываться по поводу прочитанных, увиденных или прослушанных произведений искусства.
Эстетическая деятельность учащихся определяется наличием умений и способностей, связанных с процессом восприятия искусства и с собственной эстетически-творческой деятельностью, уровнем развития эмоций и чувств, воображения и интуиции, способности к сопереживанию, к художественному обобщению, установлению ассоциативных связей.
Специфика современных учебных курсов по искусству предполагает и вариативные критерии оценки знаний по предмету. Они выявляются:
- через текущий опрос по изучаемому материалу;
- через участие в дискуссиях, обсуждениях;
- через самостоятельные выступления на указанную тему по 2-3 источникам;
- сочинения на заданную тему;
- через умение подобрать иллюстративный материал по данной теме;
- через ролевые игры типа «Я экскурсовод, ведущий вас в другую эпоху», «Я – современник Гомера, Моцарта. Репина и т. п.»;
- через аннотирование статей, книг, посвященных проблемному анализу явлений культуры;
- через самостоятельные творческие работы учащихся;
Для реализации полного формирования «Я-концепции» ученика наряду с традиционными формами уроков необходимы и уроки творческого типа, которые могут быть использованы как дополнительные или как элемент урока. Например, урок-имитация, когда создается игровая ситуация, во время которой учащимся предлагается в ролях воспроизвести манеру, стиль поведения и общения, темы и проблемы, обсуждаемые людьми конкретной исторической эпохи. Целью такого урока становится попытка реконструирования в общих чертах содержательную направленность той или иной эпохи и уяснение мировоззренческих, этических и эстетических проблем людей того времени. Урок-экскурсия по эпохе, стране, музею, дому и т.д. поможет закрепить знания учащихся о реалиях жизни той или иной культурной эпохи. В роли экскурсовода может на первом этапе выступать и учитель, в дальнейшем и сами ученики. Такой тип урока, как и урок-имитация целесообразней предлагать учащимся заранее подготовить, чтобы они могли собрать дополнительный материал по изучаемой теме.
Урок – «брейн-ринг» предполагает деление класса на две «команды», которые поочередно задают друг другу вопросы по изучаемой теме. Оценка определяется не только правильностью, но и полнотой и скоростью ответов. Цель такого урока – закрепление изучаемого материала и контроль знаний учащихся. Такая же цель может быть успешно достигнута и на уроке-анкетировании. Учащимся предлагается войти в роль «представителя» изучаемой культурной эпохи, и им предлагают заполнить «анкету» с просьбой указать, какие города они посещали, какие видели там памятники культуры, какие читали книги или слушали музыку, кто из великих политических деятелей им встретился, что они думают о политическом и экономическом устройстве своего времени. Вопросы могут быть составлены учителем в зависимости от широты и глубины изучаемого материала.
Более высокого уровня осмысления требует урок-диспут «встреча эпох», цель которого – сформировать проблемное видение и понимание тех процессов, которые определяют развитии истории культуры. Темой диспута может быть обсуждение духовных и эстетических идеалов различных культурных эпох, осмысление того, что в них исторически относительного, преходящего и что конкретная эпоха оставила для духовно-эстетической ценности.
Если по прошествии года обучения или всего курса подростки, изучавшие предметы искусства усвоят одну бесценную истину, которая в общедоступной форме звучит так: научившись понимать произведение искусства, человек сам возвышается до уровня творца – то миссию педагога, приоткрывшего перед учениками мир творчества, можно считать выполненной. Более образно и поэтично эта мысль выражена в словах Артура Шопенгауэра: «Перед картиной каждый должен стоять как перед королем, ожидая заговорит ли и скажет ли последний ему что-либо: и если как тот, или другая сами не обращают на себя внимание, то в таком случае воспринимающий должен спросить о причине этого самого себя».
|