Автор: Додонова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №2» г. Балаково, Саратовская область.
Цель: показать детям уникальность каждого ученика, осознание неповторимости себя и окружающих.
Задачи: дать детям возможность сравнить признаки людей, находя сходства и различия; объяснить, что такое уникальность; формировать необходимость ощущать собственную значимость в глазах других людей. Воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.
Словарь
Неповторимость человека – это сочетание его способностей, внешности и черт характера.
Подготовка к классному часу: Попросите детей принести из дома камешки, ракушки, каштаны или орех; поставить возле каждого стола 4 стула.
Ход классного часа
- Наш классный час посвящен изучению уникальности, неповторимости людей. Улыбнитесь друг другу.
1. Дети сидят группами по 4 человека. На столах лежат: камешки, орехи, каштаны, ракушки. У каждой группы предметы одного вида.
-Возьмите мелкие предметы, принесенные из дома. Рассмотрите их. Разложите их по какому-нибудь признаку, например по величине. Докажите, что даже похожие предметы различаются. (Дети находят и рассказывают об особых приметах. Например: ракушки разные по цвету, размеру, форме.)
Каждая группа рассказывает о подобранных признаках.
ВЫВОД: в природе одинаковые объекты встречаются крайне редко.
2. Упражнение «Горка»
- Выберите по 1 человеку от группы по согласию всех членов группы и положите ваши предметы в одну горку.
-Как вы выбирали? (Использовали считалку)
По одному человеку от группы выходят с мелкими предметами и складывают их в одну горку на столе. Делают вывод.
ВЫВОД: разные камни, ракушки, каштаны, орешки дополняют друг друга, образуя целое. Получилась большая горка из мелких предметов.
3.Упражнение «Кленовые листочки и облака».
Мы с детьми ходили на экскурсию в парк. Ребятам дала задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбрала одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматривали. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устали, энтузиазм снизился. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.
А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.
На доску прикреплены рисунки облаков. На столах у детей кленовые листочки, собранные на экскурсии.
-Сравните два кленовых листочка. Скажите, они одинаковые или разные? (Разные). Чем один листочек отличается от другого?
-Сравните облака. На что они похожи? Видели ли вы когда-нибудь одинаковые облака? (Нет). Найдите отличия одного облака от другого. Сделайте вывод.
4. Игра.
Попросите детей в группах по 4 человека встать по росту, по длине волос, по возрасту, по цвету волос (от светлого до темного тона). Дети выходят к доске и учитель им помогает правильно встать. Предложите подумать о преимуществах высокого и маленького роста в различных ситуациях. (Дети приводят примеры).
Скажите, что человек может развить в себе некоторые качества в результате систематических занятий. Например, занятия спортом развивают силу, выносливость и ловкость. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.
5. Задание в парах: сравните рисунок линий своих на ладонях.
Подчеркните, что у людей двух абсолютно одинаковых узоров на пальцах и ладонях не бывает. Это говорит об уникальности каждого ученика. Его уникальность – это ценность. Поэтому дети должны быть внимательны и заботливы по отношению друг к другу, к своим близким, а также к себе.
-Что означает забота о себе? В чем она должна выражаться? (Дети могут назвать правильное питание, вспомнить о необходимости одеваться по погоде, соблюдать режим дня, закаливание, чистота, отказ от вредных привычек и др.)
- На здоровье влияет еще и настроение. Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Каждый человек хочет жить долго и счастливо. Вы согласны со мной? А для этого человеку необходимо крепкое … здоровье.
ВЫВОД: каждый человек, каждый ученик неповторим.
6. Детям предлагается задание:
-Отгадайте спрятанное в круге слово. В помощь вам – фразы, относящиеся к этому.
люблю своих родных учусь в гимназии
имею друзей имею много увлечений
Дети предлагают свои варианты ответов и угадывают спрятанное слово «Я».
-Да, увлечения ребят нашего класса самые разнообразные: Люда Королькова, Катя Столярова, Лена Николаева занимаются гимнастикой; Егоров Данила, Клочкова Алина, Тагаева Настя посещают танцевальную студию, Наговицина Соня, Гужина Юлия занимаются вокалом; Седых Арсений, Чиянов Никита ,Антипов Миша, Малышев Антон предпочитают спортивную секцию; посещают оздоровительную группу в бассейне - Иванова Ксения, Карпакова Аня. (Дети встаю со своего места, когда их называют).
- С помощью увлечений человек может развить в себе много положительных качеств, найти друзей.
Обратите внимание детей на коллаж и дайте им возможность выбрать то, чему они хотели бы научиться. Предложите каждому найти одноклассника, который может в этом помочь (показать что-то, или рассказать, где он этому учится).
- И много новых друзей появилось у вас с приходом в наш класс.
ВЫВОД: Мы все разные, но у нас много общего.
7. Мини- спектакль « Крошка Енот» (играют дети).
- А сейчас, дети покажут сценку «Крошка Енот».
(дети инсценируют сказку)
-Чего не понимал Крошка Енот? (Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих.)
- Это, конечно, сказка, но и в жизни улыбка способна воздействовать на окружающих. Увидев улыбающееся лицо, окружающие тоже начинают улыбаться.
Вспомним песенку Енота из мультфильма «Крошка Енот». (Можно включить запись, или песенку исполнит кто-то из детей).
ВЫВОД: Помни – улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь.
8. Давайте сделаем выводы.
- Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.
Каждый ученик нашего класса неповторим, обладает уникальным сочетанием черт, привязанностей, интересов. Ваши таланты и качества каждого делают всех вместе уникальным классом.
Литература
· Еремеева В.Д. Что такое толерантность и почему ее надо воспитывать.// Практика образования, 2009, № 4.
· Маленкова Л. В одном классе - два разных мира.// Народное образование, 2002, №1.
· Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002.
· Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы
- О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. – М.: ВАКО, 2008.
|