Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата»
Образовательная ассоциация «Школа – 2100»
Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата»
Урок чтения по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе».
Тема: Обобщение по теме. Урок внеклассного чтения «Сказки с вопросом в названии».
Цели: Повторить материал по пройденной теме.
Познакомить детей со сказками с вопросом в названии.
Повторить признаки сказок.
Воспитывать у детей интерес к чтению, к книге.
Развивать речь учеников.
Развивать творческие способности детей.
Ход урока:
I. Обобщение по разделу.
- По какому учебнику вы учились читать?
( «Моя любимая азбука»)
- Почему «Моя любимая»?
( первый учебник чтения)
- Как называлась учебная книга, по которой вы занимались в прошлом году?
( «Капельки солнца»)
- Почему авторы так назвали учебник?
( Солнце – литература, капельки – первые произведения)
- Как называется наш учебник чтения?
( «Маленькая дверь в большой мир»)
- Почему авторы так его назвали?
( Маленькое количество произведений в большом мире увлекательной литературы)
- Кто авторы учебников, по которым мы занимаемся?
( Рустем Николаевич и Екатерина Васильевна Бунеевы)
- Что мы знаем об авторах учебника и откуда?
( Из обращений авторов учебника к нам, они хотят, чтобы мы любили читать, полюбили чтение и были знакомы с разными интересными произведениями)
-Произведения какого жанра мы с вами читаем в учебнике «Маленькая дверь в большой мир»?
( Сказки)
- Почему вы думаете, что это сказки?
( Они подчиняются признакам сказки)
- Назовите признаки сказки?
1.Зачин.
2.Волшебные предметы, герои, события.
3.Повторы, троекратные повторы.
4.Концовка.
5.Добро побеждает зло.
- Вспомните сказки, которые вы читали в учебнике и докажите, что это сказка.
(Примеры детей)
-Какие виды сказок вы знаете?
СКАЗКИ
АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ БЫЛИННЫЕ
- Приведите примеры сказок к каждому виду.
(Примеры детей)
II. Обобщение по разделу «Сказка мудрости полна».
1. Повторение материала.
- Как назывался раздел учебника, из которого вы читали сказки?
( «Сказка мудрости полна»)
- Почему так можно сказать?
( Каждая сказка нас чему – то учит, а мудрость уважается любым народом)
2. Выборочное чтение отрывков из сказок.
- Что делали герои сказок, которые вы читали?
( Отгадывали загадки)
- Какие загадки вам понравились? Давайте найдем эти загадки в сказках. Прочитайте те загадки и ответы на них, которые вам понравились.
( Ответы детей.)
- Правда, что мудрых людей уважали в любом народе, а глупых?
( Мудрых уважали, а глупых высмеивали, над ними смеялись)
-Кто из героев вам показался самым мудрым?
( Мудрый старик, Даанышман – мудрая девушка, Мудрая девочка – семилетка, птичка из «Сказки о глупости», служка)
III. Внеклассное чтение.
1. Тема занятия.
- С каким необычным названием вам встретились сказки?
( С вопросом в названии)
- Какие сказки с вопросом в названии читали вы к сегодняшнему уроку?
( «Почему у зайца губа рассечена?» - эстонская сказка, «Как проверяется дружба» - дагестанская сказка, «Как цикада нашел свою песню» - японская, «Что дороже?» - осетинская, «Почему вода в море соленая?» - карельская, «Отчего у зайца длинные уши?» - мансийская сказка и т.д.)
- Что интересовало людей, сочинявших и рассказывавших эти сказки?
( Все необычное, что происходило вокруг людей, животные: их внешний вид, их повадки, качества характера людей, явления природы и т.д.)
2. Классификация сказок.
- Попробуем определить темы вопроса сказок прочитанных вами:
·О внешнем виде животного.
·О повадках животных.
·О человеческих качествах.
·О явлениях природы.
3. Рассматривание книг.
- Трудно ли было найти нужную сказку?
- Как вы искали сказки? Кто помогал?
(Работники библиотеки)
- Как в книге вы искали сказку?
( Оглавление, содержание)
- Помогали ли вам иллюстрации в прочтении сказки?
4. Выступления учеников.
- Давайте мы послушаем рассказы ребят о прочитанных сказках, при этом попытаемся дать свои ответы на вопросы в названии сказок.
а) Краткий пересказ сказок 1 вида, затем 2 и т.д.
б) Прочитывание понравившихся сказок или отрывков.
- Почему разные народы задавали вопросы и пытались найти объяснение столь разным предметам и явлениям?
( Людей интересовало то, что их окружало)
- Какое объяснение дает сказка научное или художественное?
( Художественное)
- А где можно найти научное объяснение?
( В энциклопедии)
IY. Творческая работа.
1. Коллективное составление сказки.
- Хотите стать автором сказки?
- Давайте попробуем сочинить свою сказку.
- Что мы должны сначала придумать?
( Название и тему)
- На какой вопрос вы бы хотели поискать ответ?
·Отчего у розы шипы?
·Почему у слона хобот?
·Почему крокодила так назвали?
·Почему у льва грива? И т.д.
-Вы попробуете еще свои таланты в сочинительстве, а сейчас давайте попробуем поработаем вместе. И так: второклассно - а – ученическя сказка « Почему у огурца пупырышки?».
- С чего начнем? Я предлагаю с конца. Придумаем ответ на вопрос. А сначала скажите мне, что такое пупырышки на коже?
( Маленькие прыщики)
- Отчего или когда они появляются?
( От страха или холода)
- Теперь определим героев: Огурец и Кочан капусты.
- Ситуация?
( Пошли на реку, Огурец замерз и покрылся пупырышками)
- Ну, а теперь давайте соберем все вместе.
Огурец и Кочан Капусты пошли купаться на речку. Огурец полез в воду сразу, а Кочан Капусты стал снимать свои одежды. Раздевался до самого вечера. Огурец ждал его в воде. Ждал и от холода покрылся пупырышками. С тех пор у огурца пупырышки.
- Расскажите сказку, которую мы вместе сочинили.
2. Самостоятельное сочинение сказки.
-А теперь попробуйте сочинить свою сказку.
- Давайте вспомним, как мы вместе сочиняли сказку. По какому плану работали:
1.Придумай ответ на вопрос
2.Определи героев сказки.
3.Придумай последовательность событий.
4.Расскажи сказку шепотом. Отбрось лишнее.
- Попробуйте сочинить свою сказку.
(Детям дается 5 минут, потом слушаем сказки)
Y. Итог урока, Домашнее задание.
- О каких сказках мы говорили сегодня на уроке?
( Сказки с вопросом в названии)
- Сказки, которые рассказывали вы были авторские или народные?
( Народные)
-А как вы думаете, а сказочники сочиняли сказки с вопросом в названии?
( Да, сочиняли)
-К следующему уроку внеклассного чтения вы будете читать авторские сказки с вопросом в названии.
· В.Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?»
· В.Сутеев «Кто сказал Мяу?», «Это что за птица?»
· Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы?», «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?»
Размещено Wed, 09/02/2011 - 20:34 пользователем Елена Викторовна Николаева.
Спасибо большое всем, кто просмотрел и проголосовал за материал. Пожалуйста, оценив , напишите пару слов. Очень хочется прочитать ваши советы и мнения. Спасибо!
—
С уважением, Елена Викторовна. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций
На: Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата»
Спасибо большое всем, кто просмотрел и проголосовал за материал. Пожалуйста, оценив , напишите пару слов. Очень хочется прочитать ваши советы и мнения. Спасибо!