Источник
Юрий Левитанский...
Для многих, это имя звучит как пароль. Юрий Левитанский в нашей поэзии – это чистая, точная нота.
Высокая нота, стесняющаяся своей прирождённой высоты и оттого звучащая приглушённо – как будто неудобно, совестно ей улететь случайно от грешной земли и от живущего на земле несовершенного человека.
Всего и надо, что вглядеться, - боже мой,
всего и дела, что внимательно вглядеться
- пишет Левитанский.
И он вглядывается в приметы обыденности так, что читатель вдруг понимает: эта ничем не примечательная, привычная жизнь – единственная во Вселенной, хрупкая и прекрасная!
Вот поэт делится с нами мыслью о том «Как показать лето». И мы вместе с ним видим:
Фонтан в пустынном сквере будет сух,
и будет виться тополиный пух,
а пыльный тополь будет неподвижен.
И будет на углу продажа вишен…
А потом ударит ливень – и из самого обычного подъезда выбежит самая обыкновенная женщина, и поэт покажет нам, как
босоножки от воды спасая,
она помчит по улице
босая,
и это будет главный эпизод,
где женщина бежит,
и босоножки / у ней в руках,
и лужи в пузырьках,
и вся она от ливня золотится…
А когда Левитанский думает «Как показать зиму», то сначала возникает много раз виденная всеми картина:
как женщина купила
на рынке ёлку
и несёт домой…
Но поэт продолжает:
и вздрагивает ёлочкино тело
у женщины над худеньким плечом…
И сердце читателя вздрагивает тоже – и ему, читателю, так вдруг ясно становится всё – и про женщину, и про ёлочку, и про себя самого… Так грустно и хорошо становится…
И где же тогда обыденность повседневной жизни – ау?!.. Нет её, обыденности, - есть только поэзия.
И есть главное, что пронизывает поэзию Левитанского – музыка и память.
Все стихи Левитанского одухотворены музыкой - даже те, где он о ней и не вспоминает; даже те, что по форме почти приближаются к прозе. Видимо, музыка была неотъемлемым свойством самой души поэта.
Она живёт в его стихах подспудно, но часто вырывается на поверхность:
Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рождённая печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут…
Или вот тончайшее «Воспоминание о шарманке»:
В высоком и тесном дворе,
как в глубоком колодце,
на дне
появлялся шарманщик,
появлялась шарманка,
появлялся мотивчик,
наивный и грустный…
И о работе своей, которую сам Юрий Левитанский никогда не называет торжественным словом «творчество», - о работе, которая, единственная, спасает его в гибельные дни, он пишет как о самой простой, самой изначальной музыке: «моя степная камышинка, / смешная дудочка моя…»
И так же, как музыкой, поэзия Левитанского проникнута неизбывной памятью о войне.
Никуда не деться от этой болящей памяти:
Ну, что с того, что я там был.
Я был давно. Я всё забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.
(Я неопознанный солдат.
Я рядовой.
Я имярек .
Я меткой пули недолёт.
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд -
я в нём, как мушка в янтаре.)
Не договориться с упрямой памятью, потому что, как пишет о себе Левитанский: «Я не участвую в войне - она участвует во мне». И если внимательно читать одну из лучших книг Левитанского 1970-х годов: «Кинематограф» - то можно сразу почувствовать, что эта прекрасная, тончайше-лиричная и очень разнообразная по сюжетам книга написана человеком, вернувшимся – чудом вернувшимся! – с великой и страшной войны.
И может быть, именно болящая память сделала сердце поэта таким проницаемым для чужой боли, таким пронзительно-человечным. Наверное, только Левитанский мог так написать стихотворение «Старая женщина с авоськой», где нет ничего трагического, а есть прекрасный современный город, и всё же…
Но вот картина грусти бесконечной,
и я едва не плачу в этот миг,
когда старушка площадь переходит,
в скрещенье всех событий мировых
шагает по дорожке пешеходной,
неся свою порожнюю авоську,
где, словно одинокий звук минорный
и словно бы воробушек озябший,
один лежит на донышке
лимон.
Юрий Левитанский в юности добровольцем ушёл на Великую Отечественную войну. Он был из тех интеллигентных мальчишек, молодых поэтов, «что в сорок первом шли в солдаты и в гуманисты в сорок пятом», - как написал о своих друзьях поэт-фронтовик Давид Самойлов.
Левитанский до конца остался защитником Отечества – до того рокового дня 24 января 1996 года, когда, выступая в Московской городской думе, он говорил о трагедии чеченской войны, о том, что там гибнут дети, о том, что нельзя оставаться спокойными – и умер от сердечного приступа во время этого выступления.
Он один ничего не мог изменить в ходе этой войны, но честь Отечества он защитил своим разорвавшимся от горя сердцем…
21 января этого года, совсем недавно, Юрию Левитанскому исполнилось бы 85 лет. Он жил и умер как настоящий поэт.
Чистая нота его поэзии должна звучать, как бы ни менялись время и страна.
Её должны услышать не только те люди, для которых имя Юрия Левитанского - как пароль, но и те молодые, выросшие в новой России, которые его пока не знают.
|
Приглашение к учительскому творчеству
А дальше я предлагаю писать эссе по стихам поэта. Должно получиться интересно - материал позволяет.
На: Приглашение к учительскому творчеству
http://www.litera.ru/stixiya/razval/levitanskij.html#ya-medlenno-uchilsya
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
Проснуться было так неинтересно,
настолько не хотелось просыпаться,
что я с постели встал,
не просыпаясь,
умылся и побрился,
выпил чаю,
не просыпаясь,
и ушел куда-то,
был там и там,
встречался с тем и с тем,
беседовал о том-то и о том-то,
кого-то посещал и навещал,
входил,
сидел,
здоровался,
прощался,
кого-то от чего-то защищал,
куда-то вновь и вновь перемещался,
усовещал кого-то
и прощал,
кого-то где-то чем-то угощал
и сам ответно кем-то угощался,
кому-то что-то твердо обещал,
к неизъяснимым тайнам приобщался
и, смутной жаждой действия томим,
знакомым и приятелям своим
какие-то оказывал услуги,
и даже одному из них помог
дверной отремонтировать замок
(приятель ждал приезда тещи с дачи)
ну, словом, я поступки совершал,
решал разнообразные задачи -
и в то же время двигался, как тень,
не просыпаясь,
между тем, как день
все время просыпался,
просыпался,
пересыпался,
сыпался
и тек
меж пальцев, как песок
в часах песочных,
покуда весь просыпался,
истек
по желобку меж конусов стеклянных,
и верхний конус надо мной был пуст,
и там уже поблескивали звезды,
и можно было вновь идти домой
и лечь в постель,
и лампу погасить,
и ждать,
покуда кто-то надо мной
перевернет песочные часы,
переместив два конуса стеклянных,
и снова слушать,
как течет песок,
неспешное отсчитывая время.
Я был частицей этого песка,
участником его высоких взлетов,
его жестоких бурь,
его падений,
его неодолимого броска;
которым все мгновенно изменялось,
того неукротимого броска,
которым неуклонно измерялось
движенье дней,
столетий и секунд
в безмерной череде тысячелетий.
Я был частицей этого песка,
живущего в своих больших пустынях,
частицею огромных этих масс,
бегущих равномерными волнами.
Какие ветры отпевали нас!
Какие вьюги плакали над нами!
Какие вихри двигались вослед!
И я не знаю,
сколько тысяч лет
или веков
промчалось надо мною,
но длилась бесконечно жизнь моя,
и в ней была первичность бытия,
подвластного устойчивому ритму,
и в том была гармония своя
и ощущенье прочного покоя
в движенье от броска и до броска.
Я был частицей этого песка,
частицей бесконечного потока,
вершащего неутомимый бег
меж двух огромных конусов стеклянных,
и мне была по нраву жизнь песка,
несметного количества песчинок
с их общей и необщею судьбой,
их пиршества,
их праздники и будни,
их страсти,
их высокие порывы,
весь пафос их намерений благих.
К тому же,
среди множества других,
кружившихся со мной в моей пустыне,
была одна песчинка,
от которой
я был, как говорится, без ума,
о чем она не ведала сама,
хотя была и тьмой моей,
и светом
в моем окне.
Кто знает, до сих пор
любовь еще, быть может...
Но об этом
еще особый будет разговор.
Хочу опять туда, в года неведенья,
где так малы и так наивны сведенья
о небе, о земле...
Да, в тех годах
преобладает вера,
да, слепая,
но как приятно вспомнить, засыпая,
что держится земля на трех китах,
и просыпаясь -
да, на трех китах
надежно и устойчиво покоится,
и ни о чем не надо беспокоиться,
и мир - сама устойчивость,
сама
гармония,
а не бездонный хаос,
не эта убегающая тьма,
имеющая склонность к расширенью
в кругу вселенской черной пустоты,
где затерялся одинокий шарик
вертящийся...
Спасибо вам, киты,
за прочную иллюзию покоя!
Какой ценой,
ценой каких потерь
я оценил, как сладостно незнанье
и как опасен пагубный искус -
познанья дух злокозненно-зловредный.
Но этот плод,
ах, этот плод запретный -
как сладок и как горек его вкус!..
Меж тем песок в моих часах песочных
просыпался,
и надо мной был пуст
стеклянный купол,
там сверкали звезды,
и надо было выждать только миг,
покуда снова кто-то надо мной
перевернет песочные часы,
переместив два конуса стеклянных,
и снова слушать,
как течет песок,
неспешное отсчитывая время.
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Приглашение к учительскому творчеству
* * *
Горящими листьями пахнет в саду,
прощайте,
я больше сюда не приду.
Дымится бумага,
чернеют листы.
Сжигаю мосты.
Чернеют листы,
тяжелеет рука.
Бикфордовым шнуром
дымится строка.
Последние листья,
деревья пусты.
Сжигаю мосты.
Прощайте,
прощальный свершаю обряд.
Осенние листья,
как порох, горят.
И капли на стеклах,
как слезы, чисты.
Сжигаю мосты.
Я больше уже не приду в этот сад.
Иду, чтоб уже не вернуться назад.
До ранней,
зеленой,
последней звезды
сжигаю мосты.
http://www.litera.ru/stixiya/razval/levitanskij.html#ya-medlenno-uchilsyaС уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Приглашение к учительскому творчеству
* * *
Остановилось время. Шли часы,
а между тем остановилось время,
и было странно слышать в это время,
как где-то еще тикают часы.
Они еще стучали, как вчера,
меж тем как время впрямь остановилось,
и временами страшно становилось
от мерного тиктаканья часов.
Еще скрипели где-то шестерни,
тяжелые постукивали стрелки,
как эхо арьергардной перестрелки
поспешно отступающих частей.
Еще какой-то колокол гудел,
но был уже едва ль не святотатством
в тумане над Вестминстерским аббатством
меланхолично плывший перезвон.
Стучали падуанские часы,
и педантично Страсбургcкие
били, и четко нас на четверти дробили
Милана мелодичные часы.
Но в хоре.этих звучных голосов
был как-то по-особенному страшен
не этот звон, плывущий с древних башен
по черепицам кровель городских -
но старые настенные часы,
в которых вдруг оконце открывалось,
и из него так ясно раздавалось
лесное позабытое ку-ку.
Певунья механическая та
зрачками изумленными вращала
и, смыслу вопреки, не прекращала
смешного волхвованья своего.
Она вела свой счет моим годам,
и путала,
и начинала снова,
и этот звук пророчества лесного
всю душу мне на части разрывал.
И я спросил у Фауста:
- Зачем,
на целый мир воскликнув громогласно:
"Остановись, мгновенье, ты прекрасно!",
забыли вы часы остановить?
И я спросил у Фауста:
- К чему,
легко остановив движенье суток,
как некий сумасбродный предрассудок,
вы этот звук оставили часам?
И Фауст мне ответил:
- О mein Herr,
живущие во времени стоящем
не смеют знать о миге предстоящем
и этих звуков слышать не должны.
К тому же все влюбленные, mein Freund,
каким-то высшим зреньем обладая,
умеют жить, часов не наблюдая.
А вы, mein Herz, видать, не влюблены?!
И что-то в этот миг произошло.
Тот старый плут, он знал, куда он метил.
И год прошел -
а я и не заметил.
И пробил час
- а я не услыхал.
http://www.litera.ru/stixiya/razval/levitanskij.html#ya-medlenno-uchilsya
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
Осень по Левитансокму
Осень
Кто-то вкрадчиво очень
в мои окна стучится.
Ничего, это осень.
Ничего не случится.
Я учитель. Я школьник.
Я решаю задачи.
У меня то удачи,
то одни неудачи.
Тех и этих отведав,
я свое продолжаю.
Я не знаю ответов.
Я решаю, решаю.
Вот задача о листьях,
о горящей осине.
А по сути — задача
об отце и о сыне.
За окном кто-то ходит,
лопоча и судача.
Это осень подходит.
Это тоже задача.
Вот и дождик защелкал
по листве повители.
Соловей — он отщелкал,
журавли полетели.
Звон негромкий из кузни,
будто там, за рекою,
кто-то трогает гусли
осторожной рукою.
http://www.marie-olshansky.ru/nastr/levitan-5.shtml
ПОПЫТКА УТЕШЕНЬЯ
Все непреложней с годами, все чаще и чаще,
я начинаю испытывать странное чувство,
словно я заново эти листаю страницы,
словно однажды уже я читал эту книгу.
Мне начинает все чаще с годами казаться -
и все решительней крепнет во мне убежденье -
этих листов пожелтевших руками касаться
мне, несомненно, однажды уже приходилось.
Я говорю вам - послушайте, о, не печальтесь,
о, не скорбите безмерно о вашей потере -
ибо я помню,
что где-то на пятой странице
вы все равно успокоитесь и обретете.
Я говорю вам - не следует так убиваться,
о, погодите, увидите, все обойдется -
ибо я помню,
что где-то страниц через десять
вы напеваете некий мотивчик веселый.
Я говорю вам - не надо заламывать руки,
хоть вам и кажется небо сегодня с овчину -
ибо я помню,
что где-то на сотой странице
вы улыбаетесь, как ничего не бывало.
Я говорю вам - я в этом могу поручиться,
я говорю вам - ручаюсь моей головою,
ибо, воистину, ведаю все, что случится
следом за тою и следом за этой главою.
Я и себе говорю - ничего не печалься
Я и себя утешаю - не плачь, обойдется.
Я и себе повторяю -
ведь все это было,
было, бывало, а вот обошлось, миновало.
Я говорю себе - будут и горше страницы,
будут горчайшие, будут последние строки,
чтобы печалиться, чтобы заламывать руки -
да ведь и это всего до страницы такой-то.
© Юрий Давидович Левитанский
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Осень по Левитансокму
* *
Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен
и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу, —
как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу —
ты помнишь, у Гайдна, —
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит — в лесу все просторней теперь —
музыканты уходят —
партитура листвы обгорает строка за строкой —
гаснут свечи в оркестре одна за другой —
музыканты уходят —
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут
одна за другой —
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того, как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес,
обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества —
все просторней, все глуше в осеннем лесу —
музыканты уходят —
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача
и последняя флейта замрет в тишине —
музыканты уходят —
скоро-скоро последняя в нашем оркестре
погаснет свеча…
Я люблю эти дни, в их безоблачной,
в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе,
так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни,
о смерти,
о славе,
и о многом другом еще можно подумать,
о многом другом.
(Из книги «День такой-то», 1976)
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Осень по Левитансокму
Ожидание Катерины
Осенняя роща, едва запотевший янтарь,
и реки, и броды.
Пора опадающих листьев, высокий алтарь
притихшей природы.
Пора опадающих листьев, ты что мне сулишь?
Живу ожиданием встречи.
А все, что меня окружает, — всего только лишь
кануны ее и предтечи.
Чего ожидаю? Зачем так опасно спешу
все метить особою метой?
Живу ожиданьем, одним только им и дышу,
как рощею этой.
Осенняя роща, о мой календарь отрывной,
мой воздух янтарный,
где каждый березовый лист шелестит надо мной,
как лист календарный.
О мой календарь, упаси и помилуй меня,
приблизь эти числа!
Иначе все дни и все числа без этого дня
лишаются смысла.
Живу ожиданьем, помилуй меня календарь, —
живу ожиданием встречи.
… Осенняя роща, природы священный алтарь,
и теплятся свечи.
(Из книги «Письма Катерине или Прогулка с Фаустом», 1981)
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края