Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок окружающего мира 3 класс. "Названия русского государства в разные исторические времена. Моковская Русь."

Фото пользователя Жанна Владимировна Черкашина
Submitted by Жанна Владимировна Черкашина on пн, 22/03/2010 - 00:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Черкашина Жанна Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №41 Г.Белгород, учитель начальных классов
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Познакомить с названиями нашей страны в разные исторические времена, познакомить с названием слова Русь, воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Окружающего мира" под ред. Виноградовой и тетрадь

Краткое описание: 
Урок знакомит детей с эпохами развития нашего государства от Древней Руси до Московской Руси.

Названия русского государства в разные исторические времена. Московская Русь.

Цель: познакомить с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова Русь.

 

I. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек в разные исторические времена». Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите.

- Первая тема, с которой мы познакомимся, называется «Наша Родина: от Руси к России».

С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних крепостей, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.

2. Работа по учебнику в рубрике «Выскажи предположение».

- Какое высказывание кажется вам более убедительным? (Ответы учащихся.)

- Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.

По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен - родиев, россов или руссов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России».

Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские».

Название «Россия», как обозначение страны, впервые появляется в документах конца XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века обозначало название народности.

- Являются ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?

- Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства - от Древней Руси до Российской Федерации.

3. Беседа «Древняя Русь».

- Началом Русского государства считают конец IX века.

- Как называлось наше государство с IX по XIII века?

- Назовите предков русских людей.

- Каких первых русских князей вы знаете?

- Прочитайте высказывание в учебнике, согласны ли вы с ним?

4. Выполнение заданий нас. 20-21 в рабочей тетради № 2.

5. Чтение и обсуждение текста в рубрике «Жил на свете человек..,»,

- Известно очень много литературных источников, из которых мы узнаем об истории государства: о жизни нашей страны, о воинах и победах, о великих и простых, знатных и обыкновенных рос­сиянах, творивших историю своей страны. О том, существовали ли раньше литературные источники, рассказывающие историю страны, мы узнаем из рубрики «Жил на свете человек...».

- Найдите в словаре объяснение слова «монах».

Летопись - запись о событиях по годам (славянское слово «лето»  соответствует нашему «год»). Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года - «лета» — ничего не произошло, летописец записывал: «В лето... не бысть ничего», «В лето... бысть тишина».

Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце ХI-начале XII века.

Главный труд Нестора - «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и со­седних народов.

О содержании своего труда сам Нестор написал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство») (цитаты записаны на доске).

6. Чтение и анализ текста «Московская Русь».

- Следующая страница истории нашей страны - Московская Русь.

Прочитайте текст в. учебнике.

- Объясните, когда и почему нашу страну стали называть Московской Русью.

-Назовите имена первых князей, правивших на Руси.

- Прочитайте отрывок из стихотворения. Соответствуют ли его строки содержанию текста «Московская Русь»?

- Первым русским царем был провозглашен в 16 лет Иван IV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана IV на царство (воз­ложение короны). С этого времени наше государство стало называться Московией, Московским царством, Московской Русью.

Первый русский царь родился в 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия III. Мальчика в честь деда - Ивана III -назвали Иваном, а позже его назовут Грозным.

Мальчику было 3 года, когда отец его умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Позже Иван IV писал, что с ним «ни в чем не поступали... так, как следует поступать с детьми».

Конечно, ребенок не мог править огромной страной - от его имени правила мать, но и она умерла, когда Ивану было всего 8 лет.

Началась борьба за власть, за влияние на юного князя между разными группами придворных. Эта борьба отразилась на характере Ивана: он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он нау­чился скрывать свои намерения и никому не доверять.

Пока Иван рос, страна приходила в упадок - разворовали государственную казну знатные богатые люди - бояре.

Когда Ивана провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего -тоже Ивана - в приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было поздно, юношу спасти не смогли.

Однажды царь заподозрил в измене целый город - Новгород. Явился туда во главе большого войска и устроил страшный погром.

Вот за это и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным. Иван IV правил государством 50 лет.

7. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

- Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

- Можно ли, описывая царя, употребить слова добродушный, доверчивый, добрый! Почему?

II. Итог урока.

- На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня «побывали»?

 

Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 93-94, подготовить доклад о Петре Великом (3 человека - выборочно); рабочая тетрадь № 2, с. 20-21.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн