Урок окружающего мира 3 класс. "Названия русского государства в разные исторические времена. Моковская Русь."
Submitted by Жанна Владимировна Черкашина on пн, 22/03/2010 - 00:05
Названия русского государства в разные исторические времена. Московская Русь.
Цель: познакомить с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова Русь.
I. Знакомство с новым материалом.
1.Вступительноесловоучителя.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек в разные исторические времена». Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите.
- Первая тема, с которой мы познакомимся, называется «Наша Родина: от Руси к России».
С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних крепостей, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.
2. Работа по учебнику в рубрике «Выскажи предположение».
- Какое высказывание кажется вам более убедительным? (Ответы учащихся.)
- Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.
По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен - родиев, россов или руссов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России».
Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские».
Название «Россия», как обозначение страны, впервые появляется в документах концаXVвека, но до концаXVIIвека она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С серединыXVIвека Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в началеXVIвека обозначало название народности.
- Являются ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?
- Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства - от Древней Руси до Российской Федерации.
3. Беседа «Древняя Русь».
- Началом Русского государства считают конецIXвека.
- Как называлось наше государство сIXпоXIIIвека?
-Назовите предков русских людей.
- Каких первых русских князей вы знаете?
- Прочитайте высказывание в учебнике, согласны ли вы с ним?
4. Выполнение заданий нас. 20-21 в рабочей тетради № 2.
5. Чтение и обсуждение текста в рубрике «Жил на свете человек..,»,
- Известно очень много литературных источников, из которых мы узнаем об истории государства: о жизни нашей страны, о воинах и победах, о великих и простых, знатных и обыкновенных россиянах, творивших историю своей страны. О том, существовали ли раньше литературные источники, рассказывающие историю страны, мы узнаем из рубрики «Жил на свете человек...».
- Найдите в словаре объяснение слова «монах».
Летопись- запись о событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»). Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года - «лета» — ничего не произошло, летописец записывал: «В лето... не бысть ничего», «В лето... бысть тишина».
Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце ХI-началеXIIвека.
Главный труд Нестора - «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов.
О содержании своего труда сам Нестор написал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство») (цитаты записаны на доске).
6. Чтение и анализ текста «Московская Русь».
- Следующая страница истории нашей страны - Московская Русь.
Прочитайте текст в. учебнике.
- Объясните, когда и почему нашу страну стали называть Московской Русью.
-Назовите имена первых князей, правивших на Руси.
- Прочитайте отрывок из стихотворения. Соответствуют ли его строки содержанию текста «Московская Русь»?
- Первым русским царем был провозглашен в 16 лет ИванIV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание ИванаIVна царство (возложение короны). С этого времени наше государство стало называться Московией, Московским царством, Московской Русью.
Первый русский царь родился в 1530 году в Москве, в семье великого князя ВасилияIII. Мальчика в честь деда - ИванаIII-назвали Иваном, а позже его назовут Грозным.
Мальчику было 3 года, когда отец его умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Позже ИванIVписал, что с ним «ни в чем не поступали... так, как следует поступать с детьми».
Конечно, ребенок не мог править огромной страной - от его имени правила мать, но и она умерла, когда Ивану было всего 8 лет.
Началась борьба за власть, за влияние на юного князя между разными группами придворных. Эта борьба отразилась на характере Ивана: он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он научился скрывать свои намерения и никому не доверять.
Пока Иван рос, страна приходила в упадок - разворовали государственную казну знатные богатые люди - бояре.
Когда Ивана провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего -тоже Ивана - в приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было поздно, юношу спасти не смогли.
Однажды царь заподозрил в измене целый город - Новгород. Явился туда во главе большого войска и устроил страшный погром.
Вот за это и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным. ИванIVправил государством 50 лет.
7. Просмотр рубрики «Картинная галерея».
- Какие чувства вызывает у вас этот портрет?
- Можно ли, описывая царя, употребить слова добродушный, доверчивый, добрый! Почему?
II.Итог урока.
- На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня «побывали»?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 93-94, подготовить доклад о Петре Великом (3 человека - выборочно); рабочая тетрадь № 2, с. 20-21.