Использование речевых упражнений в логопедической практике.
Submitted by Лариса Вячеславовна Фомина on чт, 18/03/2010 - 16:37
Учитель-логопед Фомина Лариса Вячеславовна
Использование речевых упражнений в логопедической практике.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменениями и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности тех детей, чья речь отстает в развитии. Речевое развитие таких учащихся требует постоянного коррекционного воздействия.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в коррекционном процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе – речь учителей, логопеда и других работников школы, речь, звучащая на уроках и занятиях.
Третье условие – значимость материала. Ученик хорошо расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ученик пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
В развитии речи выделяют три линии:
·Работа над словом,
·Работа над словосочетанием и предложением;
·Работа над связной речью.
Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы и т.д. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение.
Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ.
Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа и коррекционные занятия.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа и учащихся, и учителей, и логопеда. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Сформулируем общие задачи логопеда в работе по коррекции речи учащихся:
1.Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся.
2.Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, т.е. обеспечить речевую практику для учащихся.
3.Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
4.Создать на занятиях атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Работа над предложением.
Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
В сущности, любая форма речевой деятельности – это составление предложений, выражение мысли в предложении и в тексте. И беседа, и пересказ прочитанного, и рассказ и сочинение – все эти формы речевой работы учащихся включают как необходимое звено составление предложений.
Но в работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.
Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы:
1.Упражнения на основе образца.
2.Конструктивные упражнения.
3.Творческие упражнения.
Упражнения на основе образца, или подражательные, предлагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а так же обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений. Эти упражнения, без сомнения, содержат элементы самостоятельного труда, но все-таки в их основе всегда лежит данный педагогом или помещенный в учебнике образец.
В конструктивных упражнениях познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Дети с речевыми нарушениями учатся перестраивать предложения, расширять их, расширять 2-3 предложения в одно, заменять элементы предложений и т.д.
Творческие упражненияне предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их дети не получают конкретного задания, касающегося структуры предложения. Строя предложения, учащиеся опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Умение строить предложения в свободных условиях, т. е. без конкретного задания, свидетельствует о подлинном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи.
Данная классификация позволяет понять смысл, цель различных упражнений. Не следует думать, что упражнения разных групп могут оцениваться как более или менее ценные: упражнения на основе образца столь же необходимы, как конструктивные или творческие. Они не должны идти каждое в определенной последовательности, а параллельно: творческое составление предложений можно включать в коррекционный процесс с первых занятий.
Рассмотрим основные приемы работы над предложениями по темам:
Дифференциация слов и предложений:
Упражнение 1
Является или не является группа слов предложением?
1.Пришла холодная осень.
2.День дождь идет весь.
3.Всюду лужи и грязь.
4.Деревья стоят голые.
5.Улететь давно перелетные птицы.
6.на холодно дворе.
7.В такую погоду нельзя гулять.
8.В лес смолкли голоса птиц.
9.Скоро наступить зима.
Упражнение 2
Составь предложения из слов каждой строки.
Мама, куклу, Оле, подарила
Тропинке, птенец, по, прыгал
Упражнение 3
Прочитай и выпиши только предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
Упражнение 4.
Прочитай и определи группы слов, которые нельзя назвать предложением.
1.Наступила осень.
2.Летят на птицы юг.
3.Часто идет дождь.
4.Густой город туман затянул.
5.Дует резкий, холодный ветер.
6.По он несет сада дорожкам желтых груды листьев.
7.Вьется из сизый дымок труб.
8.Ребята сидят дома.
9. Скоро наступить зима.
Широко распространено построение предложений из разрозненных слов. Варианты этих упражнений могут быть такими:
1.Все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, в, ребята, лесу»;
2. Некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые - в начальной, по мере изучения грамматического материала: «видеть, белочка, рыженькую, в, ребята, лес»;
3.Все слова даны в начальной форме: «видеть, белочка, маленькая, ребята, в, лес».
Границы предложения.
Упражнение 5
Поставь точки.
За городом красивый парк в парке растут липы, клены и березки на клумбах цветут яркие цветы
Упражнение 6
Найти предложения с ошибками.
1.Я обидел товарища.
2.я толкнул прохожего.
3.Яударил собаку.
4.Я швырнул камень в птицу.
5.Я нагрубил сестре
6.Все ушли от меня.
7.Я остался один и горько заплакал,
8.Кто наказал его.
9.Он сам наказал себя.
10.
Упражнение 7
Поставь точки. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его. Спиши.
На тропинку выбежал колючий ежик был теплый день вдруг в кустах они услышали шорох мальчики гуляли в лесу
Упражнение 8
Определи правильность границ предложения. Спиши.
1.В субботу в классе. Не было Аллы Ивановой.
2.Группа школьников. Гуляет в аллеях парка.
3.Был жаркий день в саду под скамейкой. Спала собака Жучка.
4.После долгих, хмурых, холодных дней пришла. Весна светит и греет веселое солнышко.
5.Весной ребятишки пошли в рощу. За щавелем на сосне ониувидели белку.
Упражнение 9
Выдели слова и предложения в слитном тексте.
ПАЛАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ
Знаки препинания в конце предложения
Интонационная работа над предложением помогает лучше понять его содержание; усвоить и запомнить образцы, которым ученик должен подражать; помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что положительно сказывается на грамотности, на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные, живые интонации вырабатывают у учащихся языковое чувство (чутье).
В процессе интонационной работы над предложением нужно обращать внимание:
·На интонационное выделение предложения из речевого потока, на отработку интонационной законченности предложения (как правило, понижение голоса с последующей паузой);
·На интонацию вопросительного предложения (логическое ударение на вопросительном слове или на ином смысловом центре, иной по сравнению с повествовательным предложением «изгиб» интонации конца предложения), восклицательного или незаконченного, прерванного предложения;
·На интонацию перечисления при однородных членах или в некоторых типах простого предложения;
·На интонацию выделения: слова автора в прямой речи, обращение, вводные слова. Обособленные второстепенные члены предложения.
Для эффективной работы над предложением дети должны также уметь делать логические ударения, смысловые и психологические паузы, уметь эмоционально окрашивать свою речь, произносить предложения в замедленном или ускоренном темпе, громче или тише. Важно развивать дыхание. Чтобы школьнику не нужно было делать лишнюю паузу для вдоха в процессе чтения или произнесения предложения.
Упражнение 10
Какой знак надо поставить в конце предложения?
1.Медленно плывут по озеру красивые лебеди…
2.Какие красивые у них шеи…
3.В другом конце пруда стоят удивительные птицы…
4.Вы узнали их…
5.У Пети поселился маленький лохматый щенок…
6.Как назвать малыша…
7.Почему ландыш белый…
8.В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цвета…
9.Учись разгадывать загадки природы…
Упражнение 11
Прочитайте. В каждой группе предложений найдите лишнее. Дайте ему характеристику. Лишние предложения напишите в порядке их выделения. Можно ли считать написанное текстом? Почему?
Громко поют птицы.
Медом пахнут луговые цветы и травы.
Когда это бывает?
Вы любите, слушать дождь?
О чем он вам сможет рассказать?
Прилетают птицы, ярко светит солнце.
Как чудесно весной!
Синеет высоко небо.
Бегут говорливые ручьи.
Упражнение 12
Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставьте нужные знаки препинания - . ? !
Из-под них показался ежик( ) Какой он запасливый( ) На его иголках зеленели яблоки ( ) В кустах послышался шорох( )
Распределите предложения на две группы. Какой вид предложения отсутствует?
Охарактеризуйте его. Составьте вопросительное предложение к данному рассказу.
Упражнение 13
Прочитайте. Напишите текст; Поставьте знаки препинания и замените, где нужно, строчные буквы заглавными. Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением.
Собака – это радость и забота ее надо кормить, обучать и выводить на прогулку тогда она становится другом
Варианты ответов:
У тебя есть собака?
Хочешь ли ты иметь собаку?
Ты любишь собак?
Как хорошо иметь такого друга!
Заведи себе собаку!
Упражнение 14
Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности: вопросительное, повествовательное, повествовательное, восклицательное.
Дятел стучит по дереву
Тихо шепчут молодые осины
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца
Вам нравится в лесу
Можно ли назвать написанные предложения текстом? Обоснуйте свой ответ.
Упражнение 15
Прочитайте. К каждому повествовательному предложении составьте подходящие по смыслу вопросительное и восклицательное предложения.
Грянул гром.
Я прочитал сказку.
Прилетели птицы.
Варианты ответов:
Грянул гром. Вы боитесь грозы? Как страшно в грозу!
Я прочитал сказку. Какие книги ты любишь? Как хороши сказки!
Прилетели птицы. Как вы помогаете птицам? Охраняйте птиц!
Составьте схему к каждому виду предложений.
Упражнение 16
Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.
Мальчики, они, кораблики, мастерят, делают, что, красивые, какие
Упражнение 17
Верно ли поставлен знак в конце предложения?
1.Пришла весна.
2.Из теплых стран летят стрижи, грачи и скворцы!
3.Почему нужно беречь птиц!
4.Они поедают вредителей полей, садов, лесов?
5.Почему школьники спешат повесить скворечники.
6.Птицы – наши верные друзья.
7.Ребята, не разоряйте гнезд?
8.Берегите природу и птиц.
9.
Упражнение 18
Определи вид предложения: вопросительное, повествовательное, побудительное. (Логопед читает предложения вслух).
1.Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам…
2.Переходи улицу только в тех местах, где имеются линии перехода или указатели..
3.Если нет тротуара, то иди только по левому краю дороги…
4.Можно ли перебегать улицу перед близко идущим транспортом…
5.Находясь на эскалаторе, держитесь за поручень…
6.Школьники, соблюдайте правила дорожного движения…
7.Нельзя ездить на подножках трамвая и автобуса..
8.Правила дорожного движения позволяют поддерживать порядок на дорогах…
Текст
Упражнение 19
Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяет предложения между собой?
Прошел дождь. Промокли ноги. Появилась туча. Образовались лужи.
Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло.
Свисают сосульки. Солнце стало горячее. Капает с крыш. Пришла весна.
Упражнение 20
Является или не является группа предложений текстом?
1.В семенах репейника есть масло. Оно нужно для приготовления мыла. Из стеблей репейника делают бумагу.
2.В воздухе похолодало. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!
3.У Пети на столе стоит большой глобус. Глобус стоит на черной ножке. Он похож на большую голову.
4.Март – первый весенний месяц. Долго задерживается в нашей средней полосе ненастная осень. Дождь, ветер, холод.
5.Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.
Упражнения развивающие мышление
Упражнение 21
Прочитайте предложение. Дайте ему характеристику. Распространите предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.
Шелестит ветвями береза.
Образец:
Шелестит ветвями белая береза.
Тихо шелестит ветвями белая береза.
Тихо шелестит гибкими ветвями белая береза.
Напишите предложение по памяти.
Упражнение 22
Прочитайте предложения. Что их объединяет? На какие две группы можно разделить предложения? Объясните смысл данных пословиц. Напишите пословицы первой группы по памяти.
Два сапога пара.
Одного поля ягода.
По одежде встречают, по уму провожают.
Упражнение 23
Прочитайте. Составьте предложения, используя в скобках подходящие по смыслу слова.
1.Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
2.В городе всегда имеются (автомобиль, здания, толпа, улицы, велосипеды).
3.Сада не бывает без (растения, садовник, собака, забор, земля).
4.Спорт – это (медаль, оркестр, состязания, тренировки, стадион).
Справка:
1.Жидкая.
2.Здания, улицы.
3.Растения, земля.
4.Тренировки, состязания.
Упражнение 24
Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.
Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.
Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?
Вариант ответа.
Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь.
Упражнение 25
Соедините два предложения в одно.
С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали.
Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки поливали грядки с клубникой.
Упражнение 26
Выразите одну и ту же мысль в нескольких вариантах предложения.
В марте с крыш капает, весна приближается.
Варианты предложений:
Приближается весна, с крыш уже капает.
Закапало с крыш, значит скоро весна.
Март наступил, а с крыш не капает.
Если с крыш закапало, значит, весна скоро.
Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.
Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающемуся эффекту):
·Составление предложения по опорным словам \2-3 слова/;
·Составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;
·Свободное составление предложения (Составить предложение любого вида и на любую тему).
Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящего рассказа или сочинения.
Подобранные, хорошо продуманные упражнения окажут методическую помощь школьному логопеду для закрепления знаний, умений, навыков учащихся с нарушениями устной и письменной речи.