Формирование информационных и коммуникационных компетентностей школьников на основе технологии Веб- квеста
Размещено: Елена Петровна Семисинова - ср, 17/03/2010 - 23:28
Формирование информационных и коммуникационных компетентностей школьников на основе технологии Веб- квеста
В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм развития способностей растущего человека. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.
Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quests).
Образовательным веб-квестом (quest – от англ. – поиск, искать) называют сайт в Интернет, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.
Впервые термин “веб-квест” был предложен ученым Берни Доджем в 1995 г. профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов.
Сегодня, когда реализуется проект президента Российской Федерации по подключению всех образовательных учреждений России к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Тем более, весь мир широко использует его. Существует сайт в Интернете, где собраны лучшие веб-квесты. И география этого сайта охватывает все уголки мира. В нашей стране эта технология реализуется только в начальной стадии. В результате сканирования ресурсов Интернета, нам удалось найти только 5 веб-квестов, которые действительно реализуют идею, предложенную автором.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной. Веб-квесты, как и учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Веб-квест обычно состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать Веб-квест.
Автор этой технологии предлагает следующие виды заданий для веб-квестов:
Аналитическая задача, которая предполагает поиск и систематизацию информации,
Пересказ – где происходит демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников,
Творческое задание, результатом которой может статьработа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика,
Убеждение -склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц и другие
Для успешной реализации данной технологии обычно требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. При этом его набор зависит от задания и формы отчета.
Остановимся на возможных этапах работы школьников над веб – квестом.
1. Учащийся выбирает одну из предложенных ему ролей. Выбрав себе определенную “роль”, учащийся переходит к одному из досье, представленных на веб-странице квеста.
2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды. В результате прохождения этих этапов школьники формируют элементы коммуникационной компетенции: выбор социальной роли, получают навыки работы в группе.
3. Далее школьник исследует предложенные ресурсы и ресурсы медиатеки школы (книги, журналы, энциклопедии. При этом он анализирует информационные ресурсы, отбирает необходимую информацию, ищет недостающую.
4. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос. Для каждого артефакта указывается источник (печатное пособие, электронное издание, адрес в Интернет, и объяснение, почему он необходим при исследовании данной темы. При этом школьник получает опыт сохранения информации, структурирования информационных ресурсов.
5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.
6. Веб- квест предполагает совместную работу , поэтому далее учащиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом. При этом каждый, являясь экспертом в своей области, желает найти наилучшее решение своих задач. Потом учащиеся выбирают форму представления общего отчета и могут распределить роли для дальнейшей работы: кто – то разрабатывает макет сайта или презентации, кто – то подбирает дизайн и т.д.
7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.
Практической значимостью использования представленной технологии Веб – квест является:
§ формирование и проявление информационных и коммуникационных компетентностей учащихся;
§ возможность оценивания уровня сформированности компетентностей. Объектами оценки являются результаты деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся при работе в группе и во время проведения консультаций.
§ возможность формирования у школьников компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности.
Отличительными особенностями веб-квеста от других технологий, в частности от метода проекта, заключается в том, что, прежде всего заранее определены ресурсы, на которых есть информация, необходимая для решения проблемы. Во-вторых, веб-квест однозначно определяет порядок действий, который должен выполнить учащийся для получения требуемого результата. В-третьих, обязательной составляющей данной технологии является перечень тех знаний, умений и навыков, которые смогут приобрести учащиеся, выполнив данный веб-квест. В-четвертых, однозначно определены критерии оценки выполненных заданий.
Предлагаем Вашему вниманию разработанный веб–квест «География Волгоградской области», который может быть использован для проведения сетевых проектов по географическому краеведению, а также при изучении родного края в курсе географии.
В нашей школе мы реализуем его на уроках информатики в рамках проектной деятельной как завершающий этап курса.
Здесь представлена поисковая работа, завуалированная в новой форме, котороя соответствует запросам нашего времени. Остается вопрос времени. У учеников ,кроме наших предметов, есть другие.
На: Формирование информационных и коммуникационных компетентност
Здесь представлена поисковая работа, завуалированная в новой форме, котороя соответствует запросам нашего времени. Остается вопрос времени. У учеников ,кроме наших предметов, есть другие.