Душа … Что это такое? Кто ее видел? Чувствовал? Кто разговаривает со своей душой?
Что вы испытываете, когда душа поет? Волнуется? Плачет?
Что происходит в душе, когда вас обидели? Похвалили?
Глаза- зеркало души. Как это понять? ,(В глазах, как в зеркале, отражается состояние души. Глаза не могут лгать. )
Душа – это внутренний невидимый мир человека. Мир, полный тайн.
2. Работас учебным пособием(с. 77, 79).
Чтение вводных слов к разделу Труд души.
— Что соединяет понятие Труд души?
*Ласковое слово
* Таинственная сказка
* Мудрая книга
*Радостная песня
* Веселый праздник
'Iгение 1 и 2 абзаца учебного пособия на с. 79.
Вопросы:
-Играли ли вы когда-нибудь в такую игру?
- Что вы поняли, извлекли для себя?
3. Беседа.
С тех пор, как на Земле живет человек, звучит и слово. Все мы с рождения до глубокой старости живем, общаемся и дышим через слово. Наши далекие предки приравнивали слово к самой жизни. Мудрое слово порождало и объясняло жизнь. Нет жизни без слова мудрового и толкового, доброго и нежного.
Давайте заглянем в кладовую слова, прислушаемся к его звучанию, ощутим его запах и чувства. У каждого словечка свой характер, своя душа, голос.
Какие слова будут дружить со словами зернышко, мама, улыбка?
Конечно. Такие же добрые и светлые, нежные и ласковые. Так и в жизни: все доброе тянется к доброму.
Человечки- слова, а где же вы рождаетесь? Загалдели, зашептали неугомонные, а чище всех голосок добрых слов: «Мы из сердца щедрого».
Доброе слово может вылечить и согреть, облегчить переживание, выручить из беды.
- Давайте прочитаем, что написано в учебном пособии о Добром слове(с.80).
Вопросы:
- Прочитайте и скажите, о каких еще видах слов говорится в учебном пособии? (Слова истины, мудрое слово, меткое слово, задушевное слово, слово покаяния и прощения, молитвы).
- Какое слово нужно постараться не пускать в свою жизнь?
Сейчас мы с вами займемся интересной работой.
4. Активноезанятие №32. Работа в четверке «Какое бывает слово?»(Истоковедение, т.1, с. 155-156; тетрадь «Истоки», ч.II, с. 25).
5. Активноезанятие №33. Ресурсный круг «Подари доброе слово»(Истоковедение, т. 1, с. 156-157)
— Садитесь поближе, рядком, да поговорим ладком! Яpacскажу вам одну интересную историю, которая произошла с девочкой Олей.
Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского «Доброе Слово».
Как важно, ребята, выбрать самые нужные, правильные, точные слова и сказать их тогда, когда это действительно нужно.
6. Итог урока. Обращение к пословицам на доске.
Мудрый русский народ во все времена чувствовал силу добро го слова и сложил о нем много пословиц и поговорок. Прочитайте их:
Сказанное слово— пущенная стрела.
Ласковое слово и камень растопит.
Доброе слово дом построит.
Доброе слово окрыляет.
Слово горы ворочает.
Хорошее слово всегда к месту.
Слово— ключ, которым открываются сердца.
Доброе слово сказать— посошок в руку дать.
Давайте возьмем их (слова) за руку и пойдем вместе с ними по жизни, не боясь никаких испытаний. Они нас не подведут, это точно. И уму-разуму научат, и на путь истинный наставят, и на доброе направят, и ключ к знаниям дадут. Они все могут, поверьте.
Искренне вам желаю, чтобы у вас появилось горячее желание жить в этом мире под знаком Доброты и Мира.
Подарите сегодня доброе слово вашим родным и близким людям.
7. Домашнее задание.
Попробуйте лома с родителями составить правила обращения со словом и сформулировать их к следующему уроку. Нарисуйте любимого сказочного героя (тетрадь, ч.II, с. 24).