Есть расхожее мнение, что лень — двигатель прогресса. К чему это? А все к нему, к портфолио.
Ну да, подумаете вы, если уж речь зашла о портфолио, то тут столько надо усилий приложить, что не до лени. Несомненно, так, создание портфолио — есть трудоемкий и непростой процесс. Однако результат-то какой! Получаешь по итогу модель себя любимого, которую можно использовать многократно, предлагать другим для просмотра, знакомства, а самому при этом более особо не напрягаться. Вот оно высшее проявление лени!
С чего же начинается портфолио? С накопления тонн дипломов и стопок разработок, с вала не систематизированных папок и файлов? Что важнее сохранить для себя, для пользы дела, для поддержания профессионализма? Результаты ЕГЭ? Конспекты уроков? Благодарности и грамоты? А вот не понятно, что потребуется завтра и что станет величиной номер один в конкретной будущей ситуации. Поэтому, отбрасывая ложную скромность (извините, времена не те), будем собирать все.
Какими принципами руководствоваться будем? Разными. Пока о трех, на мой взгляд, наиболее важных.
Первое. Систематизируй это
Электронное портфолио вполне обеспечит этот принцип, но приложить усилия придется. И это, наверное, самое сложное, понять и отследить, какой документ, к какому разделу может быть отнесен. А сели подходит к двум или более разделам? Делать ссылки? Прописывать руками? Тут многое определяет то, с помощью каких сервисов/ресурсов создается портфолио. Хорошо, если у вас уже в голове сложилась четкая структура, классификация всех материалов вами представляется четко и ясно. А если в начале пути? И творчество бьет ключом? Вот здесь бы полезно начать с тех сервисов/ресурсов, которые дают возможность работы с тегами. Кратко обозначив создаваемые материалы цепочкой ни к чему особо не привязанными ключевыми словами, есть вероятность того, что в дальнейшем нам будет удобнее найти подборку нужных документов по одному заветному слову. Под такой формат портфолио хорошо подойдет, например, блог (как место сборки). Вполне посильный для начинающих ресурс. Публикуем все подряд в хронологическом порядке, метим тегами, а по облаку тегов сможем выводить нужные документы. Но показывать такое портфолио какому-нибудь проверяющему — чревато быть не понятым. Поэтому для портфолио нужна и четкая карта с привычной классификацией. Тут уже или опять ручками прописывать будем, либо отправимся осваивать другие серьезные соцсервисы, типа каких-нибудь умных карт.
Второе. Готовность поделиться и принять
На примере участников Открытого класса не нарадуюсь, сколько есть сегодня педагогов, готовых безвозмездно делиться своими материалами. Хотя мнения о том, что вот опубликую, а как украдут, еще приходится, увы, слышать. Решаясь на публикацию в сети, необходимо отдавать себе отчет, что ваши материалы становятся общественным достоянием. Но вместе с тем высока и степень ответственности за публикуемое. Размещая, например, свой план самообразования или программу воспитательной работы, хорошо бы знать и понимать, что одно, действительно, является планом, а другое программой. Надо быть готовым к тому, что вас могут не только похвалить, но и сделать замечание, подсказать, что не так, порекомендовать, что поправить. Это бесценное преимущество электронного сетевого открытого портфолио.
Третье. Юзабилити
Портфолио должно быть удобным и для себя и для других. Собственно этот принцип — есть итог первого и второго. Удобство для себя — это возможность быстро найти нужное, сформировать необходимый пакет и разместить с привязкой к конкретной позиции, разделу. Удобство для других — это возможность быстро получить представление о себе, о своем опыте. Вот, например, меня всегда интересует вопрос, зачем создаются сетевые ресурсы (даже те же ЦОРы в ОК) только в виде прикрепленных файлов. Меня может заинтриговать заголовок, но зачем меня сразу же заставлять скачивать многие мегабайты, дайте разумное описание разработки, дайте шанс мне подумать, стоит ли тратить время и средства на закачку. Ну конечно, есть случаи, когда ЦОР в текстовый редактор не вставишь. Но вот не так давно пришлось экспертировать конкурс сайтов, так не редки случаи, когда школьный сайт представляет собой хранилище ссылок на закачиваемые файлы – не только нормативных документов, к которым может никто и не обратиться, но расписание учебных занятий зачем загружать в файл, не легче ли разместить на веб-странице. Юзабилити включает много аспектов, не только быстроту получения сведений, но и ответственность за доступные форматы, и ненавязчивость дизайна, и доступность навигации, и соответствие названного материала его содержимому и многое-многое другое. Не хочу никого обидеть, но, читая и сейчас в форуме смелые утверждения участников, про то, что у них есть собственные сайты, хочется спросить, а они создавались только для себя или думалось о том, чтобы и другим было удобно. Вопрос не в пику, но важный, потому что, имея (ой не скажу какой) опыт веб-конструирования, никак не решусь на собственный сайт, все же это требует колоссальных усилий.
И вот оно свершится (рано или поздно), портфолио будет не только создано и наполнено, а станет частью нормальной работы, образа мыслей современного педагога, методиста, специалиста. Это будет органично, как пользование телефоном для быстрой связи. Это будет понятно, как соблюдение простых норм этикета. Это будет обыденно, как соблюдение режима дня. Это будет просто некий виртуальный шкаф дорогой (потому что свой) и многоуважаемый (потому что с самооценкой у нас все в порядке). И подобно чеховскому герою мы тоже сможем обратиться к нему и сказать:
Дорогой, многоуважаемый портфолио! Приветствую твое существование, которое направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевает, поддерживая в нас бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.
|
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
С уважением, Савинкина Светлана Юрьевна
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. Джон Рокфеллер
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
"многоуважаемый портфолио" авторитетного автора
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: "многоуважаемый портфолио" авторитетного автора
ВВ, респект за детальную разборку. Все так здорово разложили по полочкам, что можно прибивать их уже к стенкам. Аж сама удивилась,сколько смысла я вложила в текст. Что же касается Вашего дополнения:
То может нам что-то заготовано в рамках данного мероприятия? Я еще тоже не знаю, Юля пока борется со сложностями доступа к ресурсам, но мы все замерли в ожидании, когда приоткроются секреты семинар.
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
Ирина Ивановна, спасибо,за такое портфолио. в котором четко прописаны казалось на первый взгляд простые истины и может даже не все решалисьнекоторые моменты произносить вслух.
Светлана Ганжа
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
На: Дорогой, многоуважаемый портфолио!
Ириан Леонидовна, Ваш вопрос не совсем по тексту все же, поэтому ответ на него может быть как "да", так и "нет".
Если все же перечитать текст, то я нигде не старалась утвержать, что портфолио — это необходимость каждого педагога, методиста или иного специалиста. Надо/не надо — это личный выбор каждого.
Речь шла в большей степени о технологии его создания, и она не так сложна и страшна, как кажется на первый взгляд. А потому, я действительно считаю, что создание и поддержание портфолио не такая уж и неподъемная вещь.