Цель урока: Активизация познавательной деятельности учащихся через творческую и исследовательскую работу, привлечение детей к самостоятельному решению экологических проблем Урала.
Задачи урока:
Углубить и расширить знания учащихся об уникальных природных комплексах Урала
Воспитывать умение творческой и исследовательской деятельности.
Развивать чувство ответственности за экологические проблемы своей страны.
Оборудование урока:Карты :физическая России ,Урал –физическая, презентация по Уралу ( ИКТ),коллекция минералов и горных пород, выставка - материалы Пресс-центра.
Тип урока:Урок комплексного применения ЗУН учащихся( интегрированный с элементами инсценировки, экскурсии, проектной деятельностью ИКТ, исследовательской и поисковой работой).
ПЛАН УРОКА
1Сообщение темы и цели урока.
2 Ход урока:
1 ЭТАП
Вступительное слово учителя: У меня в руках известная всем книга Павла Петровича Бажова "Малахитовая шкатулка"
П. П. Бажов родился и прожил жизнь на Урале.
Вдоль и поперёк исходил он Уральские горы. Всё что видел запоминал и записывал, складывал всё новые и новые сказы как драгоценные камни в шкатулку.
Давайте заглянем в его шкатулку :
Инсценировка по Бажову»Хозяйка медной горы»
Представление выставки" Дары Урала" , украшения из камней, демонстрация камней.
Вывод: (делают сами учащиеся) Богат Урал разнообразными минералами, самоцветами и драгоценными камнями. Кроме этого есть уникальные природные объекты, поражающие своей красотой и своеобразием природы, с которыми мы познакомимся из экскурсии по Уралу.
Задания на Урок: послушать выступления , составить тезисы в тетрадь по плану:
1Название Уникума
2 Где расположен?
3 Чем интересен?
4 Как используется?
Подготовить вопросы для выступающих.
Проекты учащихся (презентация «Уникумы Урала»)
1 Ильменский заповедник
2 Кунгурская ледяная пещера.
3 Река Чусовая.
Практическая работа на к. к.: Отметить памятники природы на к.к.
2ЭТАП
Ну всем богат Урал и живописна природа Урала.
В настоящее время территория Урала густо заселена, природные ресурсы интенсивно используются, при этом ощущается дефицит воды. Атмосфера сильно загрязнена особенно в районах с развитой промышленностью, постепенно изменяется облик природных ландшафтов. Они превращаются В Какие?
В Антропогенные.
Давайте попробуем разобраться в причинах ухудшения экологической обстановки на Урале, подумаем о мерах рационального природопользования.
Практическое задание: Анализ картосхемы в учебнике, дать оценку изменения природы Урала хозяйственной деятельностью человека по плану:
1 Какой район Урала наиболее освоен человеком?
2 Виды использования природных ресурсов для каждого района .
3 Степень изменения природы каждого района .
4 Какая часть Урала подвергается максимальной антропогенной нагрузке?
5 На к. к нанести самые грязные города Урала.
(самостоятельная деятельность учащихся, запись в тетради),
После анализа картосхемы
Учащиеся выделяют экологические проблемы:
1 Антропогенные ландшафты.
2 Загрязнение воздуха, вод промышленными предприятиями.
3 Эрозия и разрушение почв.
4 Вырубка лесов, уничтожение флоры и фауны.
А сейчас нам осталось выделить срочные меры по улучшению экологической обстановки на Урале (самостоятельная работа, запись в тетрадь)
Учащиеся предлагают
1 Применение безотходных технологий
2 Очистные сооружения
3 Лесопосадки
4 Создание заповедников и национальных парков
5 Комплексная добыча полезных ископаемых
При изучении Урала был создан пресс-центр, который собирал дополнительный материал: местная пресса, встреча и переписка с очевидцами и жителями Урала.
Была обеспечена переписка с г. Екатеринбург и организована встреча с жителями Урала, которые гостили в это время в нашем городе.
Выступление пресс-центра (оформление газеты, сообщения учащихся)
Закрепление материала :
- Что такое уникумы?
- Какие уникальные природные объекты Урала вы хотели увидеть?
- Какие антропогенные ландшафты Урала вы можете назвать?
ИТОГИ УРОКА:
Вывод (делают сами ученики)
Урал –уникальный природный район России , но из-за не рационального использования ресурсов испытывает огромную антропогенную нагрузку.
Оценка работы учащихся:
1 Оценка проектной деятельности.
2 Оценка анализа картосхемы (самостоятельная работа в тетради(самооценка детей).