Submitted by Роза Эльмаровна Ковалёва on пн, 08/03/2010 - 02:43
Тема: Химические свойства кислот
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Лабораторная работа.
Задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению химических свойств кислот ( взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями), опираясь на ранее полученные знания о составе веществ и химических свойствах оксидов; создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе проведения лабораторных опытов; способствовать развитию и совершенствованию практических навыков.
Цели урока:Обучающие – рассмотреть общие химические свойства кислот, их способность взаимодействовать с металлами, основными оксидами и гидроксидами - растворимыми и нерастворимыми; сформировать первоначальное понятие о вытеснительном ряде металлов Н.Н. Бекетова; совершенствовать знания о типах химических реакций – замещения и обмена; формировать умение предсказывать продукты реакций; подготовить к восприятию нового класса соединений – соли; совершенствовать понятие – генетический ряд.
Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Методы и методические приемы:
Демонстрационный эксперимент; лабораторная работа; фронтальный опрос; самостоятельная работа с заданием из учебника, взаимопроверка результатов самостоятельной работы, выставление отметок; работа с наглядными средствами – рядом активности металлов Н.Н. Бекетова, слайдами.
Новое содержание: Химические свойства кислот, взаимодействие кислот с простыми и сложными веществами, вытеснительный ряд металлов, реакции обмена и замещения, реакция нейтрализации.
Эксперимент: демонстрационный эксперимент: взаимодействие кислот с металлами, получение водорода; лабораторные опыты: взаимодействие кислот со щелочами, основными оксидами. Действие на кислоты индикаторов (лакмуса).
Реактивы и оборудование: Цинк (гранулы), медь (кусочки), железо, раствор серной кислоты, оксид меди (II) (порошок), раствор гидроксида натрия, индикатор (лакмус), компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией.
После изучения материала учащиеся должны
знать:
· Химические свойства кислот
· Особенности взаимодействия металлов с кислотами, используя вытеснительный ряд металлов Н.Н. Бекетова
· Реакции замещения
· Реакции нейтрализации (обмена)
уметь:
· Писать уравнения реакций, характеризующие свойства кислот
· Пользоваться вытеснительным рядом металлов Н.Н. Бекетова
· Различать типы химической реакции (обмена, замещения)
· Грамотно работать с лабораторным оборудованием
Ход урока.
Организационный момент.
· Приветствуем всех присутствующих на уроке.
· Отмечаем отсутствующих.
Мотивационный этап:
Объяснить цели урока и познакомить учащихся с его планом и девизом.
План урока.
1. Взаимодействие кислот с металлами
2. Вытеснительный ряд металлов Н.Н. Бекетова
3. Взаимодействие кислот с основными оксидами
4. Взаимодействие кислот со щелочами
5. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями
Мы продолжаем путешествие по огромной и удивительной стране – Химии и вот на горизонте город с очень интересными жителями – Кислотами. Прежде чем узнать, как они поживают и что с ними происходит, ответьте на поставленные вопросы.
Актуализация знаний:
Учитель: Определите по составу вещества, его принадлежность к определенному классу неорганических веществ.
Учитель: Составьте генетические ряды
I-вариант для металлов
II-вариант для неметаллов
А теперь проверьте правильность выполнения своей работы по учебнику.
Итак, обратите еще раз внимание на взаимосвязи.
Учитель: Вспомните, что называют кислотами?
Ученик: Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков.
Учитель: На какие группы можно распределить кислоты?
Ученик: Кислоты можно распределить на группы по наличию кислорода (кислородосодержащие и некислородные), по количеству атомов водорода ( одноосновные, двуосновные, трехосновные), по растворимости ( растворимые и нерастворимые), по агрегатному состоянию (жидкие и твердые).
Учитель: Уточните, пожалуйста, еще раз состав кислот
Ученики: Общий признак – наличие ионов водорода, которые определяют свойства всех кислот: кислород-содержащих и бескислородных.
Учитель: Как можно получить кислоты?
Ученик: При взаимодействии кислотных оксидов с водой (исключение SiO2) или при растворении высших водородных летучих соединений в воде .
Объяснение нового материала.
Действительно кислоты, представители генетического ряда неметаллов и могут быть получены из оксидов неметаллов в ходе превращений, а также, следовательно, они должны взаимодействовать с веществами противоположного ряда металлов, т.е. с металлами основными оксидами и основаниями.
Взаимодействие кислот с металлами.
Д.Э. : Демонстрируем эксперимент:взаимодействие кислоты с металлом.
Для эксперимента в четыре пробирки помещаем по 1-2 стружки или гранулы металлов: магния, цинка, железа и меди, приливаем HCl или H2SO4
Учитель: Что происходит?
Ученик: В трех первых пробирках происходит химическая реакция, т.к. выделяются пузырьки газа. В четвертой пробирке видимых изменений нет, значит, медь не реагирует с растворами кислот.
Учитель: Почему происходит так? Найдите в учебнике нужную информацию [Прочитав информацию в учебнике, школьники могут осмысленно провести его, зная, что должно получиться и каков визуальный эффект].
Учитель: Какой вывод можно сформулировать?
Прочитайте его.
Ученик: Металлы, состоящие в ряду активности металлов после водорода не вытесняют его из растворов кислот.
Ряд активности металлов Н.Н. Бекетова
Учитель: Этот ряд называют еще вытеснительным рядом металлов или рядом Н.Н. Бекетова – по имени нашего русского ученого, в XX веке изучавшего взаимодействие металлов со сложными веществами.
Запомните, что металлы стоящие до водорода вытесняют его из растворов кислот. Чем левее стоит металл, тем активнее он вытесняет водород (слайд).
Учитель: Запишите уравнения осуществленных реакций. (Один из учеников записывает уравнения реакций на доске).
Mg+2HCl= MgCl2+ H2↑; Zn+ 2HCl→ZnCl2+H2↑;
Для закрепления материала работаем по таблице, например:
Может ли выделить водород из раствора соляной кислоты алюминий и почему?
Ученик: Да, может алюминий стоит левее водорода
Учитель: Будет ли реагировать с серной кислотой золото?
Ученик: Нет, т.к. стоит после водорода
Учитель: Какой элемент прореагирует активнее: цинк или свинец?
Ученик: Цинк, т.к. стоит левее.
Взаимодействие кислот с основными оксидами.
Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
Л.О. Возьмите две пробирки. В одну из них поместите немного оксида магния, в другую – оксид меди(II). К каждому из оксидов прилейте раствор соляной или серной кислот. Нагрейте каждую пробирку. Что наблюдается?
Ученик: Произошло растворение оксидов
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученик: Кислоты реагируют с основными оксидами.
Учитель: :запишите уравнения соответствующих реакций.
MgO+2HCl=MgCl2+H2O
CuO+2HCl →CuCl2+H2O
Взаимодействие кислот со щелочами
Л.О.: К 2-3 мл. раствора соляной кислоты добавьте 2-3 мл. раствора лакмуса. Как изменилась окраска?
- Стала красной.
По каплям добавляем раствор гидроксида натрия и следим за изменением окраски индикатора: от красной до фиолетовой и затем до синей. Что происходит при постепенном приливании раствора щелочи?
- Происходит нейтрализация раствора – фиолетовый цвет, а затем раствор становится щелочным – синий цвет.
Запишите уравнение реакции:
HCl+NaOH=NaCl+H2O
Такие реакции в результате которых происходит обменное взаимодействие кислоты м щелочи с нейтрализацией называют реакциями нейтрализации.
Взаимодействие кислоты с нерастворимым основанием.
Л.О.На ваших столах есть пробирка с гидроксидом меди(II) голубого цвета.Прилейте к ней небольшое количество серной кислоты.
Что произошло с осадком гидроксида меди(II)?
- Он растворился, значит кислоты взаимодействуют с нерастворимыми основаниями.
Уравнение реакции:
Cu(OH)2+H2SO4→ CuSO4+2H2O
Учитель: Какие выводы мы можем сделать по итогам нашего урока?
Ученик:1) Кислоты вступают во взаимодействие с металлами, основными оксидами и гидроксидами – растворимыми и нерастворимыми.
2) В результате всех реакций получаются соли.
Закрепление материала.
В качестве закрепления материала выполните задание №1 в конце параграфа.
Три ученика работают у доски, остальные на местах выполняют задание самостоятельно.
Учитель: проверим правильность выполнения работы (учащиеся сравнивают свои записи с записями на доске). Если у кого-то закрались ошибки, исправьте их.
Итак, сегодня вы узнали, кто такие жители города Кислоты. Познакомились с их активностью, способностью взаимодействовать с металлами, причем избирательно, основными оксидами и гидроксидами. Узнали, что от такой активной жизненной позиции жителей города Кислоты рождаются новые представители – Соли.
Д/З. Выучите основные химические свойства кислот; выполните задание №2 из вашего учебника; для сильных учеников №3.
И в заключении нашего урока послушайте сказку об одной из представительниц города – серной кислоте «Химическое Королевство».
«Химическое королевство»
В одном химическом королевстве жила волшебница. И звали ее Серной Кислотой
С виду была она не так плоха: бесцветная жидкость, вязкая, как масло, без запаха.
Серная Кислота хотела быть заметной и поэтому решила отправиться в путешествие.
Она шла уже пять часов, ей очень хотелось пить. И вдруг она увидела колодец. «Вода!» - воскликнула Кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела. С криком испуганная Кислота бросилась прочь. Конечно же, она не знала, что при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплы.
«Если вода соприкасается с серной кислотой, то вода, не успев смешаться с ней, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты». Эта запись появилась в дневнике молодой путешественницы, а затем вошла в учебники.
Так Кислота и не утолила свою жажду, она увидела раскидистое дерево. Решила прилечь и отдохнуть в тени.
Но и это у нее не получилось. Как только Серная Кислота дотронулась до дерева. Оно стало обугливаться, не зная причины этого, испуганная Кислота бросилась прочь.
Вскоре пришла в город и решила зайти в магазин. Это был ювелирный магазин. Кислота увидела множество прекрасных колец. Попросив у продавца золотое кольцо, она надела его на палец. Кислоте понравилось кольцо, и она его купила.
Выйдя из города, Кислота отправилась домой. В пути ее не оставляли мысли : почему же вода и дерево вели себя так странно при соприкосновении ней, а с этой золотой вещицей ничего не произошло? «Да все потому, что золото в серной кислоте не окисляется. Золото – благородный металл». Это были последние слова. Записанные Кислотой в дневнике.
Подведение итогов урока.
Оценка активности учеников и слова благодарности за работу на уроке и помощь, оказанную вне урока.
Разработка урока очень интересная. Изложен материал, необходимый для изучения по программе, научно, а также приведён занимательный материал, который привлекает внимание ребят. Включена лабораторная работа, в ходе которой изучаются свойства кислот. С благодарностью С.А.
На: Химические свойства кислот
С уважением, Антонина Александровна
На: Химические свойства кислот
На: Химические свойства кислот
Спасибо за добрые слова. Надеюсь,кому- нибудь и моя разработка пригодиться. Урок проводила в прошлом году, ребятам очень понравился.