Развитие памяти и повышение грамотности при работе со словарными словами
Submitted by Инна Анатольевна Масалыкина on Sat, 06/03/2010 - 12:34
Развитие памяти и повышение грамотности при работе
со словарными словами.
В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных процессов на отвлеченном, оторванном от школьной программы материале. Думаю, что учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале. Например, развитие восприятия начинать с букв русского алфавита – основы основ грамоты, память развивать при заучивании труднозапоминаемых слов и правил, мышление – путем специальных вопросов и заданий, которые помогают включать в сознание ребенка учебные задачи.
Успеваемость большинства учащихся по разным дисциплинам неодинакова, так как каждый предмет, изучаемый в школе, требует разных качеств восприятия, памяти, мышления. Поэтому, учитель четко должен представлять, что он развивает на уроке по каждому конкретному предмету, при изучении той или иной темы. Знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых. Знать, как, т. е. какими средствами, развивать то или иное качество (в поиск таких средств я нередко подключаю и учеников (с подсказкой и под контролем).
Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила и т. д.), я отбираю именно те приемы по развитию памяти, которые, на мой взгляд, более успешно помогают ребятам преодолеть трудности обучения, способствуют повышению грамотности.
При заучивании словарных слов использую разные приемы по развитию памяти. Например, приемы «усиления» орфограммы, которые способствует запоминанию надолго. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем больше внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее «работает». «Усиление» идет за счет представления материала, путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения рассказов, небылиц и др.
Мы с ребятами ищем разные варианты «усиления», «уярчения» тех букв, которые трудно запоминаются в словарном слове.
Интересно «усиливать» орфограмму по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах колобок,одуванчик, ромашка, копейка, монета, пуговица, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: колобок,одуванчик, ромашка, копейка, монета, пуговица сами круглы, как буква о; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е; кофта у нас с фонариками на рукавах и напоминает букву ф.
Способ возвращения в этимологию слова так же дает свои результаты. Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Например, непроверяемая е в слове береза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за белый цвет ствола; а непроверяемая о в богатый – словом Бог, потому что эти слова когда-то были однокоренными. Слова корабль, корица, коричневый могут быть проверены словомкорка. В словах лопух, лопата не сделать ошибку, согласно этимологическому словарю, поможет слово лопасть. Слово насекомое легко запомнить, используя слово насечка, т. е. надрез: тело насекомых как бы расчленено на отдельные части насечками.
Следующий способ «усиления» орфограммы основывается на подборе опорного слова-помощника. Слово машина, например, мы с ребятами запоминали так: в слове машина есть буквосочетание маш, а у нас в классе – несколько девочек с именем Маша, мы в своем воображении посадили в машину всех Маш и они поехали. Так ученики очень легко запомнили слово машина. Девочку с именем Ната мы поселили жить в слово комната. Интересной была работа над запоминанием слова пальто. Мы придумали такую противоречивую ассоциацию: пальто – пальма. И объясняем так: ведь нельзя в пальто сидеть под пальмой! Очень жарко! В написании слова капуста принимает участие помощник – слово кап (чтобы капуста хорошо росла, должен капать дождь).
Есть группы словарных слов, которые легко запомнить, если вплести их в сюжетную линию небольшого рассказа, небылицы, шутки. Интересно, когда в этом участвуют (сочиняют, придумывают, фантазируют) сами ребята. Из слов: однажды,отец, товарищ,город, корова, дорога, мороз, погода, коньки, сорока, собака, колокольчик они составили такой рассказ: «Однажды в морозную погодуотец по широкой дороге в город пошел. Видит надороге коньки. В коньках – корова, на шее колокольчик. На спине у коровы – собака, на собаке – сорока. И все они товарищи».
«Уярчение» орфограммы путем составления ребусов так же интересный и результативный способ запоминания словарных слов. Особенно, если так же самим ученикам удается представить трудное слово в виде ребуса.
Итак, перечислены некоторые возможные приемы «усиления» запоминаемого материала, которые я использую на уроках русского языка. Моя работа в этом направлении нацелена на то, чтобы научить детей не только приемам, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приемов запоминания, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.
Для этого я ориентирую учеников на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекаю их в разные виды деятельности, подключая к запоминанию различные чувства детей, постоянно побуждаю к выбору индивидуального способа запоминания – того наилучшего приема, который компенсирует недостатки памяти каждого ученика.
Использованная литература:
1.В. В. Лайло. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя.-М., 2001.
2.В. В. Лайло. Повышение грамотности и развитие мышлнгия: Пособие для учителя.-М., 2002.
3.Н. П. Анисимова, Е. Д. Винакова. Обучающие и развивающие игры:1-4 классы.-М., 2004.
4.О. Н. Левушкина. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М. , 2004.
5.О. В. Росланова. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.