Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конституция - Основной Закон страны

Submitted by Андрей Анатольевич Шабалин on чт, 04/03/2010 - 23:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шабалин Андрей Анатольевич
Место работы, должность: 
Учитель истории и обществознания МС(К)ОУ С(К)ОШ № 127 г. Челябинска
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
Знакомство учащихся с основным законом страны – Конституцией.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание.
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008 г.

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, текст Конституции РФ 

Используемые ЦОР: 

Презентации и слайды созданные в программах Power Point и SMART Board Notebook 

Краткое описание: 
Урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием ИКТ и интерактивной доски

 Конспект урока
по теме: «Конституция – основной закон страны»


«Создайте лишь немного законов, 
но следите за тем, чтобы они соблюдались»
Джон Локк


Цель урока:
• познакомить учащихся с основным законом страны – Конституцией РФ.

Задачи урока:
• образовательные: развивать умение работы с юридическими документами; развивать навыки постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять обществоведческий понятийный аппарат учащихся; развивать навыки заполнения схем;
• коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
• воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; формировать уважение к закону, правопорядку; воспитывать нравственно-патриотические качества у учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся.
План урока:
  I. Что такое Конституция? 
  II. Конституция Российской Федерации. Государственное устройство России. 
  III. Обобщение и закрепление материала.
  IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Понятийный аппарат: Конституция, референдум, Президент, парламент, депутат, Федеральное Собрание, Правительство, разделение властей, референдум, местное самоуправление.

Оборудование: учебник, текст Конституции РФ, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

I. Что такое Конституция? 

Постановка и обсуждение вопросов:
Может ли государство существовать без законов?
Какой закон является главным, основным для страны?

После обсуждения и ответов учащихся учитель рассказывает учащимся о первых конституциях в истории общества:
• Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, появились много столетий тому назад. Ещё в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 году в США и в 1791 году во Франции. В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, тоже предложили конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати и вероисповедания, вошли в законы только в наше время.

Вопрос для учащихся:
Для чего человеку нужна Конституция?
(Прежде всего, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, ощущать себя гражданином. Ведь в Конституции закрепляются права гражданина).

Учитель:  
Если конституционные права соблюдаются, то это – гарантия спокойной жизни граждан!
Главная задача демократической Конституции – обеспечение равноправия граждан.
Одновременно демократическая Конституция должна обеспечить равенство граждан. Это означает, что при нарушении закона любым гражданином – от президента страны до рядового гражданина – наступит одинаковая, равная ответственность по закону. (Объяснение учитель иллюстрирует приведением примера: ответственность сына французского президента Николя Саркози за правонарушение).
Конституция выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей.
Именно поэтому конституцию называют основным законом страны. Конституция, таким образом, выступает основой всего законодательства. Записанные в ней законы – это крепкие сваи, на которых держится всё общественное здание. На этих сваях можно выстраивать и создавать новые законы. Любое своё действие власть должна сверять с Конституцией. Все законы и акты, принимаемые в государстве, должны соответствовать букве Конституции.

Запись в тетрадь:
Конституция – это основной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан

II. Конституция РФ. Государственное устройство России.

Переходя ко второму вопросу новой темы, учитель демонстрирует учащимся брошюру «Конституция Российской Федерации» и зачитывает преамбулу (вступление) к Конституции.

Учитель: 12 декабря 1993 года была принята Российская Конституция. В референдуме (всенародном голосовании) участвовало примерно 55 % тех граждан, кто имел право голосовать. Из них около 60 % высказались «за» Конституцию и около 40 % против.

Вопрос для учащихся:
Как бы вы оценили результаты всенародного голосования?

Далее учитель предлагает учащимся выписать в свои тетради преамбулу к Конституции, а затем совместно с учащимися комментирует её.

Вопрос для учащихся:
Что представляет собой преамбула?
(Преамбула содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции).
Ещё одна задача Конституции – способствовать возрождению российской суверенной государственности.
Вопрос для учащихся:
Вспомните, что такое суверенитет?
(Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за её пределами (то есть, внутреннюю и внешнюю политику).
Для того, чтобы обладать суверенитетом, страна должна иметь законную власть, то есть конституционную власть.
Вопрос для учащихся по Конституции:
Как называется наша страна в Конституции? (Наша страна называется Российская Федерация или Россия, в сокращении – РФ).
Согласно Конституции, Россия – это демократическая республика, которая признаёт, соблюдает и защищает права и свободы человека.
Главой государства является Президент Российской Федерации.

Запись в тетрадь:
Президент – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина

Вопрос для учащихся:
Назовите ныне действующего президента Российской Федерации?
(Дмитрий Анатольевич Медведев)
На какой срок избирается президент согласно Конституции ? Когда будут проходить 
следующие выборы президента России? (Президент избирается сроком на 4 года.
Следующие выборы президента России пройдут в марте 2012 года).
Указать учащимся на необходимость исполнения родителями своего гражданского 
долга, необходимость сделать свой выбор. 
Кроме этого, президент выступает и Верховным главнокомандующим Вооружённых сил страны, может издавать указы и распоряжения.

Законы в государстве принимает специальный представительный орган – парламент, (в нём работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа).
Вопрос для учащихся по Конституции:
Как называется парламент нашей страны и из каких палат он состоит? Парламент называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы).
Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.
В Государственной Думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной Думы можно стать с 21 года.


Вопрос для учащихся:
Вспомните и назовите дату последних выборов в Государственную Думу РФ?
(11 октября 2009 года)
В чём важность этого события для каждого гражданина России?
Какие качества личности необходимы, по вашему мнению, депутатам?

Принятые законы необходимо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. 
Вопрос для учащихся по Конституции:
Какое учреждение возглавляет систему исполнительной власти, согласно Конституции?
(Правительство Российской Федерации)
В Правительство входят министры. Например, есть министр образования и науки, министр иностранных дел и т.д
Одним из важнейших элементов демократической Конституции является принцип разделения властей, который закреплён и в нашей Конституции. Кроме законодательной (создаёт законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть. Суды разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами).

Запись в тетрадь:
Принцип разделения властей – Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, они самостоятельны, независимы и взаимно дополняют друг друга

Основной закон нашей страны провозглашает местное самоуправление. Это значит, что население может самостоятельно участвовать в решении многих местных дел, например, как лучше обустроить дороги и улицы города или провести общегородской праздник В нашей стране нельзя издавать законы, которые бы унижали человека, отменяли его права, ущемляли интересы. А если всё же государство обидело кого-то? В этом случае защитит суд, который восстановит справедливость.

III. Обобщение и закрепление материала.
На этапе обобщения и закрепления материала, учитель даёт 2 ученикам для выполнения специальные задания на интерактивной доске (см. Приложение). Один учащийся выполняет Задание № 1, другой – Задание №2, другие ученики в тетрадях. Затем ребята совместно проверяют правильность выполнения заданий. 
После выполнения заданий на закрепление учебного материала, учитель делает выводы:
Главным законом нашей страны является Конституция РФ. В ней записаны важные правила совместной жизни людей, эти правила носят общий характер. Существуют и другие законы, где более конкретно прописывается, как должен вести себя человек в той или иной правовой ситуации. Эти юридические правила следует исполнять, они создаются для сохранения организованной, безопасной жизни людей в одном обществе.

IV. Подведение итогов урока. 
По результатам урока, учащимся выставляются оценки за работу.

  Домашнее задание.
Материал учебника § 18 . Вопросы на стр. 122 (№1 – 4). Практикум № 1, 2.
Задания в рабочей тетради на стр.62 (№ 2), на стр. 63 (№ 4).


 

Прикрепленный файл Size
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку Конституция - Основной Закон государства.rar 383.95 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн