Тема урока: «Неклеточные формы жизни. Вирусы»
Электронный тест «Краб» (приложение)
Кроссворд на тему: «Деление клеток»
Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.
Вирусы – это внутриклеточные паразиты. (слайд 1 – 2)
Что такое вирусология?
Вирусология – наука изучающая вирусы.
Вирус – неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри ее. Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы организмов. Описано около 500 форм вирусов, поражающих теплокровных позвоночных животных, и более 300 форм вирусов, заражающих высшие растения.
?С какими трудностями может встретиться вирусология? (3мин)
Сообщения учащихся «История открытия вирусов»(2мин)
Химический состав вирусов.
Просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеиды, т.е. состоят из нуклеиновой кислоты ДНК или РНК. (слайд 3) и нескольких белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты. Белковая оболочка носит название капсид (с лат. вместилище) (рис. 5.23 стр 182).
Примером таких вирусов является вирус табачной мазайки (слайды 4,5,6)
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку, белковую либо липопротеиновую. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержаться углеводы (например: у вируса гриппа и герпеса)
Геном вируса может быть представлен как однонитчатыми, так и двунитчатыми молекулами ДНК и РНК. … (4мин)
Классификация вирусов (слайд 7, 8) (1мин)
Взаимодействие вируса с клеткой (стр. 183 – 185) Самостоятельная работа с текстом.
?Каким образом происходит проникновение вирусов в клетку и их размножение в ней?
?Каков путь проникновения в клетку у вирусов бактерий (бактериофага).
(слайды 9, 10)Жизненный цикл вируса.
?при каких условиях вирус проникает в цитоплазму клетки?
?Что происходит с фрагментом поверхности клетки, к которой присоединяется вирус?
?Какой процесс лежит в основе специфичности инфекционного заболевания?
?Как бактериофаги проникают в клетку? Почему в этих случаях «не работает» механизм рецепторного проникновения в клетку? (7мин)
Многообразие вирусов (слайды 11, 12, 13)
Сообщение учащегося: «Значение вирусов в природе» (слайды 14, 15) (2мин)
Видеофрагмент «Вирус СПИДа» (5 мин)
?Какова опасность заражения СПИДом?
?Есть ли будущее у вирусов? Если есть, то какое?
Какие вопросы у вас возникли при изучении данной темы?
Что понятно?
Что не понятно?
Оценивание и выставление отметок.
Составить кроссворд на тему «Вирусы», буклет на тему "ВИЧ-инфекция"
|
Записывают тему урока.
Выполняют тест;
Решают кроссворд.
Отвечают на вопрос
Учащиеся обсуждают и отвечают на вопрос.
Презентация "История открытия вирусов"
Учащиеся работают с рисунком составляют план характеристики химического состава вирусов.
Изучают классификацию вирусов по таблице.
Работают с текстом учебника. Выделяют опорные точки.
Отвечают на вопросы.
Индивидуальные задания для учащихся, справившихся раньше других (приложение) устно.
Презентация "Значение вирусов в природе"
Размышляют и отвечают.
Записывают домашнее задание.
|