Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Давайте прочитаем книгу Януша Корчака "Как любить ребенка"
|
|
|
|
|
Размещено: Валерия Сергеевна Шевелева - сб, 27/02/2010 - 16:24 |
Януш Корчак, 1935 г.
Вступительная статья А.Лиханова http://lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt То, чего нам так не хватает... А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности - родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви. Есть простая поговорка: как аукнется, так и откликнется. Сколько положишь, столько и получишь. Верные вроде бы формулы. Только если следовать лишь им, добьешься одного воспроизводства. Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. Так же точно и общество должно бы существовать. Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, "посеянные" их родителями и наставниками. Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? В пространстве человеческих знаний, конечно. В области технологий. А как с духовностью? Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. И
слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердности. Грубее и жестче отношения между самыми добрыми вроде
бы людьми. Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям-там человек и обязательнее, и профессиональнее. А любовь к
детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. Впрочем, имущество порой дороже людей... Что может быть печальней и горше! Давно замечено: и
лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой,
точнее, жил в ее гуще. Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой
любви настоящих стоиков и гуманистов. Януш Корчак первый из них, но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности. Мера эта-смерть. ... Каждому рано или поздно воздается по заслугам, но часто-слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а еще чаще - на краю собственной жизни-нелюбовью и недобротой окружающих. И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперед-от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадет как к чистому итогу-к этой последней заповеди Януша Корчака.
|
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
"Как любить ребенка"
Трудную тему Вы затеяли, Валерия Сергеевна! Если бы я отвечала на этот вопрос, то ответила бы - деятельно. Учась в школе, я знала - если я что-то не смогу, мне обязательно поможет мама. Надо выпустить газету? Будет самой яркой и красочной. Написать стихотворение? Будет самым интересным. Маскарадный костюм? Будет самым красивым. Для нее не было и нет слов - не могу или не хочу. Если надо - то обязательно смогу.
А потом я уже своим детям шила, рисовала, решала, писала, совсем не думая в тот момент, могу или не могу: было - надо. И ведь получалось!
Очень надеюсь, что и мои дети любить будут деятельно...
На: "Как любить ребенка"
Да, Татьяна Ивановна, отстраненной любви к детям ( как и к кому-то другому) ,наверное, быть не может.
Я всю жизнь вспоминаю с благодарностью все усилия и действия моих родителей. Они мне давали и свободу выбора в увлечениях и занятиях. иподдержку в поисках и сомнениях, и твердый курс на правильные решения. Пожалуй. потому что главным их выбором была жизнь для других, не всегда эта жизнь была легкой. Служение людям - трудная профессия. Я благодарна маме и отцу, что не стали препятствовать моему выбору и помогали во всём..
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: "Как любить ребенка"
Очень многие качества мы получаем в наследство от родителей. Вероятно, они присутствуют на генном уровне. Но наблюдая их проявления в повседневной жизни, мы, восхищаясь, перенимаем эти качества и становимся и в буквальном, и в переносном значении - "детьми своих родителей".
С отцом у меня не сразу сложились отношения. Но когда я повзрослела, это стал единственный человек, который понимал меня с полуслова, принимал все мои поступки. Я восхищалась его смелостью (он не побоялся выйти из партии в начале 70-х), его целеустремленностью (он почти в 40 лет сменил специальность и осуществл свою мечту - стал машинистом электопоезда), его настойчивостью (если ему что-то было нужно, он находил это под землей, всегда во всем добивался своего), его независимостью (на его решения никто никогда повлиять не мог - он был хозяином своей жизни и ее творцом). Я ни разу не слышала от него осуждения в чьей-то адрес. В присутствии кого-то ни было он всегда был в хорошем настроении.
И теперь, когда я смотрю на сына, то вижу и его манеру смотреть, и строить отношения с людьми, и идти по жизни.
На: "Как любить ребенка"
Валерия Сергеевна, очень нужный разговор Вы начали, особенно сейчас! Я смотрю на отношения родителей и детей и , пусть я ошибусь, но по-настоящему детей мало кто любит!
Чаще у родителей присутствует желание гордиться собственным ребёнком, такое впечатление, что наигрались с сдетьми, когда те были маленькими, а что дальше делать не знают!
Поэтому Вы очень правильно подсказываете нам всем труды Корчака!
Вечные проблемы в трудах Корчака
Книга с ее готовыми формулами притупила взгляд, отучила работать мысль.
Живя чужим опытом, мнением, умом, иные настолько утратили веру в себя, что не хотят думать сами. Как будто содержание печатного листка- откровение, а не тоже результат наблюдения, только чужого, не моего, только когда-то, а не сегодня, не сейчас, только над кем-то, а не над моим собственным ребенком. Школа воспитала малодушие, боязнь выдать незнание. Как часто мать, записав на листочке вопросы, которые хочет задать врачу, не решается прочесть ему их. Как редко она протягивает ему этот листочек-"да я там какие-то глупости понаписала". Как часто, маскируя свое незнание, она вынуждает и врача скрывать неуверенность и колебания,- нет, пусть он незамедлительно изречет свое мнение. С какой неохотой принимает она обобщения и альтернативы. Как не любит, когда врач размышляет вслух над колыбелькой. И как часто врач, вынужденный быть пророком, превращается в шарлатана. Сплошь и рядом родители не хотят знать того, что знают, признать то, что видят. Роды в обществе, фетишизирующем наживу, явление столь редкостное и чрезвычайное, что мать со всей категоричностью требует от природы щедрого вознаграждения. Если уж она пошла на издержки, неприятности, докуки беременности, решилась на родовые муки, ребенок должен быть только таким, о каком она мечтала. Или того хуже: привыкнув, что за деньги можно купить все, она не хочет мириться с мыслью, что существует нечто, что может получить бедняк и чего не вымолить богачу.С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Вечные проблемы в трудах Корчака
Как много мелочей в поведении ребенка\, которые и родители, и учителя должны видеть и точно рефлексировать - почему нервозен, почему неуживчив, почему обидчив, почему ребенок с трудом концентрирует внимание.
Корчак учит размышлять над простыми вещами.
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
Родительская задача
Недавно прочитала о родительской задаче - заметка Нины Рубштейн
Родительская задача - научить детей трем вещам:
1.Обеспечивать свои потребности самостоятельно.
А именно:
- Заботиться о своем теле
- Заботиться о своем доме
- Заботиться о средствах к существованию
- Заботиться о членах своей семейной или рабочей команды, то есть - о питающей его среде.
- Заботиться о своих интересах и границах.
2. Доводить важные идеи до завершения.
Здесь главное слово - важные. То есть, для того, чтобы какие-то иеди вообще развивать и завершать, помимо прочего, необходимо научиться отличать актуальное от неактуального. перспективное от неперспективного, приносящее удовлетворение от не приносящего удовлетворения, приносящее ресурсы (в том числе - знания, положительные эмоции, новые идеи, новые навыки) от не приносящего. А так же отличать свое от чужого.
3. Гибко ориентироваться в обстоятельствах.
То есть, маневрировать, быть креативным, владеть тактикой и стратегией жизни, которая не является прямолинейной. В этом смысле, кроме владения навыками строить тактические и стратегические задачи, важно уметь принимать и отказывать. Включаться во что-то и отказываться от чего-то, что не подходит или перестало быть подходящим с точки зрения пунктов 1 и 2 этой моей формулы.
Кувалдой эти навыки вбить нельзя, таким способом можно только покалечить.
Нужен поддерживающий тренинг в безопасной экспериментальной обстановке.
К краткому описанию содержания этого поста было задано несколько вопросов: как.
Буду чрезвычайно банальной: существует множество развивающих тренингов для родителей, а так же личная терапия. Решение собственных проблем и обучение этим трем пунктам взрослых - это решение детских проблем. И тут никогда не поздно. Потому что пока дети еще не ушли из семьи, возможны большие изменения. изменятся родители - изменятся и дети.
И подумала, что можно сформулировать родительскую задачу по Янушу Корчаку.
Попробуем?
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Давайте прочитаем снова "Как любить ребенка" Януша Корчака
Чье-то далекое я, спавшее среди предков, чей-то истлевший, давно забытый голос вдруг зазвенел в твоем ребенке.
Триста лет назад, во время войны или мира, в калейдоскопе перекрещивающихся рас, народов, классов кто-то овладел кем-то-по обоюдному согласию ли, насильно ли, в минуту вожделенья ли, любовного упоения ли, обманул ли, соблазнил ли,-никто не знает кто, когда, как, но Бог записал это в книге судеб, и антрополог уже гадает по форме его черепа или цвету волос.
Иной раз впечатлительный ребенок выдумывает, что он-подкидыш, чужой в родительском доме. Так и есть: тот. чей образ он повторил, век тому назад умер. Ребенок-папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием.
Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной цепи поколений. Ищи спящей частицы себя в этом твоем чужом ребенке. Может, ты и найдешь ее, даже, может, сумеешь развить.
Ребенок и бесконечность.
Ребенок и вечность.
Ребенок - пылинка в пространстве.
Ребенок - мгновенье во времени.
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
На: Давайте прочитаем снова "Как любить ребенка" Януша Корчака
Я писала о своей мамочке -<br>
А думала о своей дочери. Она не только продолжает семейную традицию и готовится помогать больным людям выздоравливать. Она уже сейчас врачует. Девочка в 21 год на телефоне доверия, для своих друзей, для нас, её родных - она помощница и отдушина...
Когда я вспоминаю о тех поколениях, которые оставили это наследие - я рассказываю о своём дедушке. Романтике и человеке с большой буквы, который свою мечту - работать на Дальнем Востоке воплотил, преодолев путь от Москвы до Благовещенска - Свободного без накоплений с одним только Свидетельством об окончании Фельдшерских курсов. И добрался, и стал лучшим дорожным фельдшером, и вырастил 7 детей, и оставил светлую память о себе...
Я вижу его в сыне и в дочке, я вижу свет Исидора Ивановича Ломако в его детях и его внуках.
Когда я думаю о бесценном наследии - подарке в виде ХАРАКТЕРА, ТЕРПЕНИЯ, ЖЕЛАНИЯ ПОМОЧЬ, ДОБРА и БЕСКОРЫСТИЯ, я порой очень жалею о том, что нельзя встретиться и поговорить ... Но я вижу своих детей и знаю, что они и есть продолжение этого фамильного древа.
На сайте Мы помним я начала писать родословную нашей семьи. Хотя самое главное - это то, что о наших корнях знают мои дети.И не только знают, но и гордятся.
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края