Уважаемые коллеги!
Данная программа предназначена для обучения различных категорий работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов) работе с социальными сервисами Интернет, различными инструментами, в сети социально-педагогических сообществ с учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения. Программа носит модульный характер и может быть использована специалистами институтов повышения квалификации работников образования как целостно, так и в виде отдельных модулей, в зависимости от потребностей обучающихся.
С текстом Программы можно ознакомиться ниже, а также скачав прикрепленный файл.
Программа повышения квалификации специалистов
Авторы:
Буланов Сергей Владимирович, к.п.н., г. Владимир
Коровко Анна Валентиновна, MEd, г.Москва
Лебедева Маргарита Борисовна, д.п.н., г.Санкт-Петербург
Серова Александра Владимировна, MEd, г.Москва
Шилова Ольга Николаевна, д.п.н., г.Санкт-Петербург
Тема: Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития
Пояснительная записка
Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у работников образования знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации; приходится признать, что современные школьники, студенты и даже родители оказываются более осведомленными и «продвинутыми» в этой сфере, нежели педагоги, психологи, школьные администраторы. С учетом приоритетов и целей, поставленных в программных документах по развитию системы российского образования, возникают проблемы с освоением и использованием новых средств организации образовательного процесса, инструментов педагогического общения и выстраивания процесса профессионализации работников образования
Данная программа предназначена для обучения различных категорий работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов) работе с социальными сервисами Интернет, различными инструментами, в сети социально-педагогических сообществ с учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения. Программа носит модульный характер и может быть использована специалистами институтов повышения квалификации работников образования как целостно, так и в виде отдельных модулей, в зависимости от потребностей обучающихся.
Целевая установка: создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.
Задачи обучения:
1. Знакомство с различными Интернет-сервисами и инструментами социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) и подготовка к осуществлению их осознанного выбора в целях эффективной реализации задач педагогического общения, педагогического действия, организации образовательного процесса.
2. Развитие готовности использовать различные Интернет-сервисы для профессионального роста и самообразования.
3. Развитие способности инициировать и принимать участие в работе профессиональных сообществ, реализовать сетевые проекты, в том числе учебные, ученические.
4. Развитие готовности к "несинхронной" работе с другими людьми.
5. Развитие умения совместно вырабатывать правила и нормы сетевого поведения в определенных сообществах, способности модерирования с учетом соблюдения (в т.ч. личного) этих норм при работе в сети.
6. Создание условий для экспертирования продуктов и объектов собственной и чужой деятельности, размещенных в сети.
7. Создание условий для развития готовности к использованию различных форм Интернет-активности учащихся для достижения актуальных образовательных результатов.
Достижение поставленных целей и задач обучения предполагается в течение 72 часов, в очной, в заочной (дистанционной) и очно-заочной (дистанционной) формах.
Программа строится на принципах субъект-субъектного взаимодействия, интерактивного и открытого характера обучения, практической направленности, при обучении используются личностно-деятельностный, компетентностный и средовой подходы. Каждый модуль предполагает обязательное время на индивидуальную или групповую рефлексию, осуществляемую с помощью изучаемых инструментов и сервисов Интернет (блог, вики-страница, журнал курсов, рефлексивный форум и т.д.); для преподавателя итоги рефлексии группы становятся основой для корректировки методов обучения и дают возможность осуществления обратной связи с обучающимися. Оценивание прохождения курса осуществляется по заранее определенным и известным слушателям (опубликованным) критериям, предполагающим не только экспертное мнение преподавателя, но и некоторые объективные показатели, дающие возможность произвести самооценку.
Программа включает в себя как инвариантную часть, предназначенную для обучающихся вне зависимости от того, к какой целевой группе они относятся, и вариативную часть, состоящую из модулей, отражающих специфику профессиональных интересов различных целевых групп. Инвариантная и вариативная части рассчитаны на 36 часов каждая.
Инвариантная часть включает 4 модуля:
1. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0.
2. Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ.
3. Основы поведения в сети.
4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
Каждый модуль рассчитан на 9 часов (8 часов обучения и 1 час рефлексии). В зависимости от уровня ИКТ-компетентности обучаемых, время на первый – «технологический» модуль может быть увеличено за счет дополнительной самостоятельной работы.
Вариативная часть представляет собой сочетание двух модулей – обучающего и проектировочного, рассчитанных на 18 часов каждый. В зависимости от целевой группы обучающихся, сочетания модулей имеют несколько вариантов:
1. Для педагогов-предметников:
1.1. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога.
1.2. Проектирование профессионального сообщества/ сетевых активностей в существующем сообществе учителей конкретного предмета (образовательной области).
2. Для школьных администраторов:
2.1. Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
2.2. Проектирование школьного сетевого сообщества.
3. Для школьных психологов:
3.1. Основы виртуального консультирования или Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
3.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога –педагога».
4. Для социальных педагогов:
4.1. Основы виртуального консультирования или Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
4.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога».
5. Для педагогов дополнительного образования:
5.1. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
5.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога дополнительного образования».
6.Для классных руководителей:
6.1. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
6.2. Проектирование сетевых активностей учащихся с использованием известных сервисов Интернет и существующих сообществ образовательной направленности .
В целях лучшего освоения изучаемых сервисов и инструментов, а также практики конструктивного сетевого общения, проектировочный модуль должен быть организован как групповая работа. Лучше, если группы будут составлены по межрегиональному принципу, что легко достичь при дистанционной форме обучения; для групп, обучающихся очным образом, необходимым условием должно стать наличие единомышленников (сотрудников) из другого/других регионов: например, реализация межрегионального ученического проекта или привлечение в свое сообщество учителей из других населенных пунктов, областей.
Освоение программы в целом связано с изучением, практическим применением и анализом разнообразных средств и новообразований социального Интернета (Веб 2.0), которые потенциально могут быть использованы в профессиональной работе обучающихся. Инвариантная часть представляет возможности для обзора, знакомства и обсуждения упомянутых сервисов и новообразований, вариативная часть направлена на углубление практических навыков работы с ними и осознание места этой работы в профессиональной деятельности. Предполагается значительная доля самостоятельного выбора обучающимися средств для реализации поставленных задач, рефлексивные отклики. Обучение предполагает индивидуальную работу, работу в микрогруппах (минигруппах) и в больших группах, что позволит в ходе обучения оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств коммуникации.
Планируемые результаты обучения:
1. Обучающиеся познакомятся и будут иметь представление о:
• образовательном потенциале различных сервисов и инструментов социального Интернета;
• значении сетевого взаимодействия в профессиональном развитии педагога;
• существующих профессиональных сообществах педагогов и социальных сетях, сообществах образовательной и педагогической направленности, их особенностях;
• цифровых и сетевых образовательных ресурсах и возможностях их использования в профессиональной деятельности;
• принципах безопасности при работе в социальных сетях.
2. Обучающиеся получат опыт:
• выбора среды (сред) и инструментов сетевого взаимодействия;
• работы в существующих сообществах образовательной и педагогической направленности;
• анализа и экспертизы представленных в сети образовательных ресурсов, работы сообществ, сервисов и инструментов относительно задач педагогического общения и педагогического действия;
• совместной выработки норм и правил сетевого взаимодействия;
• модерации сетевого взаимодействия;
• применения отдельных сервисов социального Интернета в профессиональной деятельности, инициирования сетевых активностей для решения профессиональных задач;
• профессиональной рефлексии относительно собственного продвижения и образовательных полученных результатов.
3. Обучающиеся будут уметь:
• применять некоторые основные сервисы и инструменты Web2.0 (создавать вики-страницу, вести блог, участвовать в форуме, создавать анкету или опрос с использованием специальных сервисов, настраивать поисковые системы под индивидуальные задачи, применять классификацию и т.п.);
• организовать личное профессиональное пространство в Интернет (в т.ч. создавать электронное портфолио в соответствии с задачами его использования);
• принимать участие в работе профессиональных сетевых сообществ, организовать обсуждение профессиональных вопросов и инициировать сетевые активности учащихся с использованием инструментов и сервисов Web2.0.
Средства организации обучения:
Для очной формы обучения:
Компьютеры с выходом в Интернет и возможностью просмотра и использования сайтов социальных сервисов Интернет, социальных сетей – по числу обучающихся в группе; видеопроектор.
Для дистанционной формы обучения:
Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт для организации обучения (www.openclass.ru, http://wiki.iot.ru или другой сайт/сайты с возможностями для коллективной деятельности по созданию текстов, организации фотогалерей, публикации видео, организации обсуждений, ведения блогов).
Учебный план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Инвариантная часть |
|
1 |
Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0:
социальный сектор Интернета; сервисы Web2.0: wiki-wiki, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, индивидуальные поисковики и т.п.); работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru). Личная безопасность в Интернет |
9 |
2 |
Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ:
история возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети; социальная сеть и виртуальное сообщество; обзор существующих проектов социальных сетей и профессиональных сетевых сообществ |
9 |
3 |
Основы поведения в сети:
нетикет, сетевая безопасность, психологические особенности и трудности виртуального общения, конструктивное общение в сети |
9 |
4 |
Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов:
Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения. Дефициты существующих сервисов и социальных сетей, с точки зрения задач образования. Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР. Общественная экспертиза образовательных ресурсов. |
9 |
|
ИТОГО |
36 |
|
Вариативная часть |
|
5 |
Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога:
Задачи профессионального развития педагога и возможности сетевой коммуникации при их решении; личное и коллективное профессиональное пространство в Интернет; портфолио как инструмент профессиональной рефлексии и построения индивидуальной траектории профессионализации. |
18 |
6 |
Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
Школа как субъект социальных отношений; инструменты организации и управления образовательным процессом; сетевые инструменты организации школьной жизни; привлечение различных целевых групп в активной работе в школьном сообществе |
18 |
7 |
Основы виртуального консультирования:
особенности виртуальной коммуникации («человек-компьютер-человек»); позиции консультанта в виртуальном консультировании; алгоритм фасилитации и техники активного восприятия при виртуальном консультировании; моделирование индивидуальной и групповой консультации. |
18 |
8 |
Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
Обзор детских сетевых активностей, их образовательный потенциал и дефициты; психологические особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста; обеспечение безопасности при работе школьников в Интернет; особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников. |
18 |
9 |
Проектировочный вариативный модуль |
18 |
|
ИТОГО для каждой из целевых групп |
36 |
|
ИТОГО по двум частям |
72 |
Основное содержание программы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0. работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru). Личная безопасность в сети.
Тематическое планирование
1.1. Технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
Регистрация; виды создаваемого контента: сообщение, форум, объявление, сообщество, опрос, ссылка; присоединение к существующим сообществам; комментирование. Личный кабинет пользователя, поиск и виды контактов с другими пользователями. База знаний.
Практическая деятельность: знакомство с устройством обучающей среды и сайта «Открытый класс» по курсу, настройка личного кабинета, установление контактов с другими пользователями; создание сообщения, объявления, участие в опросе; анализ материалов существующих на сайте профессиональных сообществ.
1.2. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0.
Возникновение Web2.0 и идеология социального Интернета. Работа в среде wiki-wiki: идеология совместной работы; создание и редактирование вики-страницы, просмотр последних правок. Примеры региональных Вики образовательной направленности.
Блоги: регистрация блога, комментирование, создание группы «друзей» (frends). Примеры профессиональных блогов. Видеоблоги.
Работа с сервисами закладок. «Народная классификация» (фолксономия). Тэги.
Видеосервисы и фотосервисы, создание и хранение индивидуальных и групповых фотоальбомов. Личная безопасность в сети.
Практическая деятельность: создание и правка вики-страницы, создание блога, комментирование блога, создание закладок по определенной тематике, присваивание тегов материалам коллег и материалам, найденным в сети; создание фотоальбома по курсу, анализ образовательного потенциала освоенных сервисов.
1.3. Работа в профессиональных форумах.
Особенности форума и чата. Примеры профессиональных обсуждений в форумах. Создание темы в форумах сообществ на www.openclass.ru.
Практическая деятельность: создание форума или ветки форума в существующих сообществах сайта «Открытый класс», его модерация; знакомство с наиболее популярными темами профессиональных форумов и анализ их содержания с точки зрения полноты обзора обсуждаемой темы, соответствия теме, активности участников.
Модуль 2. Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ.
Тематическое планирование
2.1. История возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети.
Всемирная паутина как платформа общения людей. Особенности сетевых сообществ: самоорганизация, децентрализация, эмерджентность. Первые виртуальные сообщества: WELL, «сообщества практики»: Денверский проект, Сообщество Червя, MOOSECrossing, Скретч.
Практическая деятельность: работа с поисковыми системами, работа с терминами, написание сообщения тьютору.
2.2. Социальная сеть и виртуальное сообщество. Обзор популярных проектов социальных сетей:
«Май спейс»(«Мой круг»), «Ю-Тьюб» («Ру-Тьюб»), «Фликр», «Ласт ФМ», «ИМХО-клаб», «Википедия», «В контакте».
Практическая деятельность: знакомство с сервисами и возможностями каждой из представленных сетей, сравнительный анализ образовательного потенциала.
2.3. Обзор интересных профессиональных сообществ и сообществ образовательной направленности:
Родительские сообщества на сайтах «Мой круг» Mail.ru, VKontakte.ru, др.: возможности и сервисы, предлагаемые пользователю; основные интересы и особенности сообществ. Педагогические сообщества: особенности, преимущества в реализации, ограничения («Сеть творческих учителей», «Летописи.ру» и др.).
Практическая деятельность: регистрация в выбранных профессиональных сообществах, участие в активностях данных сообществ (создание статьи и/или ветки обсуждения в форуме и
/или комментария и т.д.); групповая работа по выработке критериев сравнения сообществ и созданию предложений для развития одного из сообществ.
Модуль 3. Основы поведения в сети.
Тематическое планирование.
3.1. Нетикет:
Основные принципы и понятия. Примеры неконструктивного поведения в сети: флуд, флейм, офф-топики. Сетевой флеш-моб. Выработка правил сетевого поведения в соответствии с принципами нетикета.
Практическая деятельность: знакомство с примерами правил нетикета некоторых сообществ; выработка правил нетикета для своей группы.
3.2. Сетевая безопасность:
Правила физической безопасности при работе в сети. Правила психологической безопасности при сетевом общении. Размещение личной информации в сети: проблема ответственности. Верификация информации, размещенной в сети.
Практическая деятельность: сравнительный анализ достоверности предложенных сетевых источников.
3.3. Психологические особенности и трудности виртуального общения:
Асинхронное общение, общение он-лайн. Инициирование контакта. Виртуальная «самореализация» или виртуальное хамство? Ники и аватары как способ самовыражения и защиты.
Практическая деятельность: анализ сложных случаев сетевого общения и выбранных путей выхода из них.
3.4. Конструктивное общение в сети:
Практикум модерации и решения конфликтных и сложных ситуаций сетевого общения.
Практическая деятельность: групповая работа с кейсами сложных и конфликтных случаев сетевого общения.
Модуль 4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
4.1. Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения:
Итоговый обзор освоенных сервисов Web2.0 с точки зрения образовательного потенциала и удобства использования для решения профессиональных задач различных целевых групп.
Практическая деятельность: на основании проведенного в ходе изучения предыдущих модулей анализа и выработанных критериев сравнения оценка удобства использования сервисов Web2.0 и сетевых ресурсов с точки зрения различных участников образовательного процесса; презентация итоговых выводов групп относительно пригодности того или иного сервиса для решения профессиональных задач.
4.2.Дефициты существующих сервисов и социальных сетей с точки зрения задач образования.
Задачи образования, относительно которых потенциал социальных сетей и сетевых сообществ мог бы быть оценен как значительный. Дефициты сервисов и сетевых сообществ для решения этих задач.
Практическая деятельность: определение перечня задач; коллективная выработка недостающих алгоритмов действий или предложений для сбора методических материалов.
4.3. Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР:
Возможные классификации образовательных ресурсов сети по происхождению, задачам и целям использования, целевым группам, содержанию, форме. Достоинства и проблемы использования ресурсов разных видов. Образовательные сайты и порталы (Единое окно входа). Единая национальная коллекция ЦОР и ее региональные хранилища как площадка для хранения, размещения и обсуждения образовательных ресурсов.
Практическая деятельность: определение образовательного ресурса по выбранной классификации; поиск ресурса в Единой национальной коллекции ЦОР и в одном из региональных хранилищ; размещение собственных образовательных ресурсов. Назначение тэгов.
4.4. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
Практикум экспертизы образовательных ресурсов по выбранным критериям.
Практическая деятельность: выработка в группе критериев проведения экспертной оценки ЦОР; индивидуальная и групповая экспертиза заданных образовательных ресурсов; публикация экспертного мнения на сайте «Открытый класс».
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Модуль 5. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога. Предпочтительная целевая группа: педагоги-предметники
Тематическое планирование
5.1 Задачи профессионального развития педагога и возможности сетевой коммуникации при их решении:
Изменение профессиональных ролей педагога в связи с появлением новых технологий. Определение профессиональных дефицитов и возможности социальных сетей в их восполнении. Теория слабой кооперации и задачи профессионального роста.
Практическая деятельность: индивидуальная работа по определению профессиональных дефицитов (вариант: создание опросника на «Анкетер.ру» или другом сервисе); групповой анализ дефицитов участников группы (вариант: результатов опроса) и возможностей их восполнения средствами сетевой коммуникации; презентация и обсуждение итогов работы групп.
5.2. Личное профессиональное пространство в Интернет:
Формы Интернет-презентации профессионала: профайл, портфолио, сайт, блог, домашняя страница и т.п.. Выбор инструментов для организации профессионального пространства в соответствии с целевыми установками, существующими ограничениями. Примеры удачной организации личного профессионального пространства.
Практическая деятельность: анализ удачных примеров организации личного профессионального пространства; с помощью сервиса закладок создание собственной коллекции профессиональных ресурсов.
5.3. Коллективное профессиональное пространство в Интернет:
Задачи коллективного представительства в Интернет. Выбор инструментов для организации профессионального пространства в соответствии с целевыми установками, существующими ограничениями. Сообщества педагогов-предметников как форма организации коллективного профессионального пространства: достоинства, ограничения.
Практическая деятельность: анализ адекватности выбранного инструмента задачам организации коллективного пространства; с помощью сервиса закладок создание собственной коллекции профессиональных ресурсов.
5.4. Портфолио как инструмент профессиональной рефлексии и построения индивидуальной траектории профессионализации:
Виды портфолио в зависимости от задач составления. Возможные структуры электронного портфолио педагога. Отражение в портфолио процесса профессионализации педагога.
Практическая деятельность: создание структуры индивидуального профессионального электронного портфолио; наполнение избранных частей (не менее 3).
Модуль 6. Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
Предпочтительная целевая группа: школьные администраторы
Тематическое планирование
6.1. Школа как субъект социальных отношений:
Социальная и информационная среда школы. Субъекты образовательного процесса и субъекты социальных отношений. Задачи организации и управления школьной жизнью и возможности их решения средствами сетевой коммуникации (обеспечение прозрачности и открытости образовательного процесса; имидж школы, общение с родителями, открытая площадка профессиональных обсуждений, представительство ученических объединений и организаций и т.д.). Школьный сайт как возможная площадка организации сетевого сообщества школы. Другие формы таких площадок.
Практическая деятельность: анализ задач организации и управления школьной жизнью и адекватных им возможностей сетевой коммуникации.
6.2. Сетевые инструменты организации школьной жизни:
Административные и педагогические блоги, форумы различных субъектов образовательного процесса, Интернет-представительства школьных сообществ и организаций, виртуальные сообщества школы, электронные педсоветы и заседания родительских комитетов школы; сетевые планнинги школьной жизни и т.д.
Практическая деятельность: анализ возможностей и ограничений представленных инструментов с точки зрения решения задач организации и управления, а также с точки зрения возможностей и удобства использования; анализ и выработка перечня условий, при которых инструменты работают эффективно.
6.3. Привлечение различных целевых групп к активному участию в школьном сообществе:
Основные целевые группы и их сетевые активности; необходимость и возможность коррекции деятельности в сторону эффективности с точки зрения задач организации и управления школьной жизнью. Удачные практики сетевых школьных сообществ и Интернет-представительств. Активности основных участников образовательного процесса, направленные на коллективную, инициирующую, неиерархическую деятельность. Приемы их стимуляции.
Практическая деятельность: анализ примеров удачной практики сетевых школьных сообществ и Интернет-представительств, обсуждение и выделение приемов стимуляции сетевых активностей основных групп участников образовательного процесса.
6.4. Инструменты организации и управления образовательным процессом:
Организационно-управленческие инструменты «ХроноГраф.Школа 2.5» и «ХроноГраф3.0.Мастер». Их сетевые аспекты. Возможности установки и использования.
Практическая деятельность: знакомство с указанными инструментами на сайте Единой национальной коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru; анализ сетевых аспектов применения инструментов.
Модуль 7. Основы виртуального консультирования.
Предпочтительная целевая группа: школьные психологи, социальные педагоги
Тематическое планирование
7.1. Особенности виртуальной коммуникации («человек-компьютер-человек»):
Графически-визуальный характер коммуникации, его особенности. Возможности и ограничения консультативного контакта посредством Интернета; коммуникативное время и коммуникативное пространство такого контакта, асинхронность. Естественно-языковой интерфейс, социальный интерфейс.
Практическая деятельность: анализ особенностей виртуальной коммуникации, ее плюсов и ограничений по сравнению с реальной.
7.2. Позиции консультанта в виртуальном консультировании:
Позиции консультанта (экспертная, тьюторская, тренерская, модераторская) и их особенности в виртуальном консультировании. Ситуации, когда каждая из позиций наиболее востребована и эффективна.
Практическая деятельность: анализ отличий каждой из позиций в зависимости от задач контакта; анализ адекватности выбранной позиции ситуации консультативного контакта (групповая работа, презентация и обсуждение работы групп).
7.3. Алгоритм фасилитации при виртуальном консультировании. Техники активного восприятия при виртуальном контакте:
«Лестница познания» и алгоритм фасилитации при виртуальном консультативном контакте. Анализ представленной и получение недостающей информации, определение проблемы. Обеспечение симметрии консультативного контакта, ответственность за принятие решения при виртуальном консультативном контакте. Техники активного восприятия при индивидуальном и групповом виртуальном консультировании, их зависимость от позиции консультируемого. Преодоление коммуникативных барьеров.
Практическая деятельность: отработка приемов активного восприятия при виртуальном контакте в разных ситуациях консультирования (неполная информация, подмена проблемы, затруднение в принятии решения и т.п.); анализ ограничений различных техник.
7.4. Индивидуальное виртуальное консультирование:
Случаи, требующие индивидуального консультирования (на основе опыта обучающихся). Инициатор консультативного контакта и проблема ответственности за принятое решение. Практикум виртуального консультирования.
Практическая деятельность: моделирование и проведение учебной консультации посредством Интернет; обсуждение.
7.5. Модерирование групповой консультации:
Ситуации групповой консультации, роли участников групповой виртуальной консультации. Выработка правил поведения и роль модератора. Практикум виртуального консультирования.
Практическая деятельность: моделирование и проведение учебной консультации посредством Интернет; обсуждение.
Модуль 8. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
Предпочтительная целевая группа: классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги
Тематическое планирование
8.1 Обзор детских сетевых активностей, их образовательный потенциал и дефициты:
Сетевые проекты для детей и подростков («Смешарики», «Тырнет», «Мир Бибигона» и т.п.). Существующие сообщества школьников: предлагаемые и востребованные активности, необходимость и возможность их коррекции в целях решения образовательных задач. Дефициты. Стимулирование образовательных по содержанию сетевых активностей школьников.
Практическая деятельность: анализ существующих детских сетевых сообществ с точки зрения образовательных задач; моделирование преодоления дефицитов.
8.2 Психологические особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста:
Особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста (младшие школьники, подростки, старшие подростки). Интернет-сленг. Сетевое сообщество как зона психологической безопасности ребенка. Модерация форумов с участием школьников, совместная выработка правил нетикета, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций. Вопросы индивидуальной ответственности участников сообщества за создание общей атмосферы и стиля общения.
Практическая деятельность: моделирование и решение конфликтых ситуаций сетевого общения с участием школьников разного возраста (групповая работа, обсуждение).
8.3 Обеспечение безопасности при работе школьников в Интернет:
Возможности и необходимость фильтрации контента при работе школьников в Интернет; негативные стороны и угрозы высокой сетевой активности школьников, способы преодоления.
Практическая деятельность: знакомство с правилами безопасного пользования Интернет школьниками и ресурсами для обеспечения этого, разработка предложений для педагогов по безопасному использованию Интернет в условиях образовательного учреждения.
8.4 Особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников:
Особенности реализации сетевых проектов школьников на различных этапах: выбор и верификация проблемы; сервисы Интернет-опросов; поиск единомышленников – инструменты расширения круга заинтересованных лиц. Распределение ролей и ответственности в проектной команде. Сервисы совместного планирования деятельности; асинхронность действия и пути поддержки контроля основных этапов в достижении результата. Критерии оценивания: внешние, внутренние. Инструменты индивидуальной и групповой рефлексии: дневники проекта. Место проекта в сети: публикация результатов; социальная значимость полученного продукта (вопросы авторского права), фолксономия.
Практическая деятельность: знакомство с сетевыми инструментами, облегчающими сетевую проектную деятельность (сетевые планеры, документы Гугл, Анкетер.ру и т.п.), анализ примеров реализованных сетевых проектов школьников, выработка критериев оценки.
Модуль 9. Проектирование сетевого образовательного сообщества
1. «Проектируем профессиональное сообщество/ сетевые активности в существующем сообществе учителей конкретного предмета (образовательной области)»;
2. «Проектируем школьное сетевое сообщество»;
3. «Проектируем сетевые активности учащихся с использованием известных сервисов Интернет и существующих сообществ образовательной направленности»;
4. «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога дополнительного образования»;
5. «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога-психолога»;
6. «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога»
Варианты 9.1-9.3. Проектирование сетевого образовательного сообщества/сетевых активностей педагогов и школьников
Проблема, на решение которой направлена деятельность сообщества/планируемые сетевые активности. Декомпозиция причин. Дерево задач. Результаты. Критерии результативности. Способы мотивации. Планирование деятельности сообщества, особенности содержания и форм активности внутри сообщества. Определение ролей и зоны ответственности участников сообщества. Коллективное регулирование деятельности сообщества.
Практическая деятельность: представить описание проекта сетевого образовательного сообщества/сетевых активностей, созданного совместно, смоделировать сетевое представительство в Интернет с помощью различных сервисов, разместить рекламное сообщение о работе сообщества с приглашением потенциальных участников.
Варианты 9.4-9.6. Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога-психолога / социального педагога/ педагога дополнительного образования
Регистрация на http://wiki.iot.ru. Знакомство со страницей коллективного портфолио сообщества обучающихся по данному модулю. Создание личной странички на Вики-сайте. Знакомство слушателей. Создание аккаунтов на www.gmail.com, обмен почтовыми адресами для предоставления доступа к документам. Участие в чате на Skype, www.gmail.com и т.п. для обсуждения целей и задач обучения. Определение круга задач деятельности школьного психолога/ социального педагога/ педагога дополнительного образования. Разработка анкет средствами Google, Анкетер для родителей, учащихся, коллег с целью выявления их потребностей и проблем, решение которых может осуществляется совместно. Создание коллективного блога для рефлексии результатов обучения. Работа в блоге. Планирование проекта организации совместной работы по решению и обсуждению психолого-педагогических проблем, актуальных для детей, родителей, коллег в сети. Оформление шаблона для представления плана проекта слушателя на Вики-сайте и примерного календаря. Поиск ресурсов для выполнения проекта, поиск сетевых сообществ, обсуждающих сходные проблемы и знакомство с их опытом.
Разработка аргументированного плана проекта по организации деятельности сетевого сообщества для обсуждения и решения конкретной проблемы. Формулировка развернутых ответов на вопросы, направленных на анализ плана предлагаемого проекта, который явится основой организации сетевого взаимодействия заинтересованных людей.
Взаимное ознакомление с планами проектов и ответами на вопросы. Написание комментариев и формулировка предложений по улучшению проекта коллеги по группе.
Соотнесение комментариев и предложений с планом предлагаемого проекта.
Корректировка плана проекта
Планируемые результаты
1. Создание коллективного портфолио (вики-страницы) сообщества психологов-педагогов/ социальных педагогов/ педагогов дополнительного образования (инвариантную часть структуры определяет координатор обучения, вариативная может определяться самими слушателями).
2. Создание вики-страницы личного портфолио проекта по работе сетевого сообщества. (Все личные портфолио объединяются в коллективном портфолио сообщества).
3. Разработка плана деятельности по вовлечению родителей в работу сообщества.
Литература
1. Алексеев, М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии.-2006.-№3. - С.3-19.
2. Алешина, О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.
3. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. \\ Психология обучения.-2002.-№1.- С.5.
4. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
5. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.
6. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
7. Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000.
8. Беличева, С.А., Рыбакова, Н.А. Программа по социальной психологии, по возрастной психологии. \\Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе.-2002.-№2.-стр.3.
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
10. Богданова, С.В., Патаракин, Е.Д. 2001 Организация учебных региональных гуманитарных проектов в телекоммуникаци¬онной среде (часть 1), Дистанционное образование, № 1-2, 2000.
11. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых компетенций// Педагогика.-2004.-№10. - с.23-31.
12. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067
13. Бурменская, Г.В.. Карабанова, О.А., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст]- - М., 1999.
14. Быховский, Я.С., Коровко, А.В., Патаракин, Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию [Текст] – М.:Интуит.ру, 2007. – 95 с.:ил.-(Учебно-методическое пособие).
15. Бьермон, К.Л. Социальная компетентность и образовательная среда. [Текст]- // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4.
16. Вайсен, Р., Оли, Дж., Эванс, В., Ли, Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д. Обучение жизненным навыкам в школах [Текст]-. – М.:Вита-Пресс, 1996. – 66 с.
17. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. [Текст]- – М., 2009 . - 224 с.
18. Владимирова, Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах. // Информатика и образование.-2006.-№6. - С.56-61.
19. Владимирова, Л.П. Профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков. // Английский язык в школе.-2006.-№2. - С.53-55.
20. Ги, Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. [Текст]- – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.
21. Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО : подходы и процедуры // Вопросы образования. - 2008. - №2. - С.161-186.
22. Гуриев М. 1996 На пути к сетевому образованию. Инфор¬мационные ресурсы России, 1996, N 6, стр. 2 — 4
23. Додонов А.П. Перспективы использования новых информационных технологий в повышении правовой компетентности руководителей образовательных учреждений. - http://ito.edu.ru/2003/IV/IV-0-2526.html
24. Елисеева И. А. Отношение руководителей школ к повышению собственной управленческой компетентности http://psf.grsu.by/library/copy_of_04/copy_of_inform/1
25. Ефремцева, С.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З. Гильбурха. – Киев, 1994. – 80с.
26. Ефросинин, В.В., Серых, Л.А.Интернет для формирования гражданина // Тезисы докладов Второй Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» – Санкт-Петербург: Федерация Интернет образования, 2002
27. Иванов А.И. Компетентностный подход в среднем и высшем педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №5. - С.47-51.
28. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании// Завуч для администрации школ. Управление современной школой. - 2008. - №1. - С.4-25.
29. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Научные исследования в образовании. Педагогика, психология, экономика (Профессиональное образование. Столица). - 2008. - №1. - С.28-32.
30. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога средней школы: документация школьного психолога; психологические особенности подросткового возраста; диагностика психического развития. - Ростов: Феникс. – 2008. – 511 с.
31. Карпенко О.П. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании// Инновации в образовании.-2004.-№6. - с.5-14.
32. Клюева, Н.В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении). – Ярославль, 1995. – 31 с.
33. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -392 с.
34. Коростылева, Л.А., Советова, О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. – СПб., 1996. – 33 с.
35. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. – М., Академический проект. – 1999.
36. Кошкорова,Г.П. Проблемы компетентностного подхода в образовательной деятельности. // Философия образования.-2005.-№3. - С.223-226.
37. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152 с.
38. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе.– СПб., 1994. – 64 с.
39. Лайтер, Дон Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 96 с.
40. Левис, Ш., Левис, Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. – 208 с.
41. Леонтьев, А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М., 2003.
42. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. 1999, Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт). Институт психологии РАН.-С.44-50.
43. Литвиненко, М.В. Технология описания целей подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.-№6. - С.52-54.
44. Локальные акты, регламентирующие сетевое взаимодействие школ // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - №7. - С.75-81.
45. Лукьянова, И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков. // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. – с. 41-47.
46. Мельник, Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагогов. // Вопросы психологии. –2004. - № 4. - с. 36-42.
47. Михайлова, Н.Н. Ориентационно-ролевая игра “Семья”. – М., 1991. – 88 с.
48. Мозговая, Н.С., Головач, М.В., Филатова, И.Г. и др. Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями.// Советы школьного психолога. Серия: Школа и родители. - М.: Учитель, 2007. - 100 с.
49. Молокова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования. // Философия образования.-2006.-№1. - С.239-244.
50. Никольская, И., Бардиер, Г. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.–Рига, 1996. – 80 с.
51. Никуличева Н. Сетевое педагогическое сообщество на примере "Интернет-государства учителей": о сетевом проекте "Интернет-государство учителей" (ИнтерГУру): эффективные условия для формирования и реализации потенциала сетевого сообщества в глобальной сети Интернет// Народное образование. - 2008. - №2. - С.165-170.
52. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 272с.
53. Образовательные интернет-ресурсы. / А.Ю.Афонин, В.Н. Бабешко и др.; под редакцией А.Н. Тихонова и др.; ГНИИ ИТТ «Информика», М. Просвещение, 2004, 287 с, ISBN 5-09-013246-1
54. Образцова, Л. Бить или не бить? Маленькие подсказки для родителей. - М.: АСТ, Сова, 2007. - 96 с.
55. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003.
56. Озеров, В.П., Медведева, Н.А., Майорова, Д.А., Озеров, Ф.П., Ярцева, Т.М. Психологические основы работы с одаренными учениками: Учебное пособие для практических психологов и педагогов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2001. –112с.
57. Патаракин Е. Д. Творческие сетевые проекты// Педагогичес¬кая Информатика, 2002. - № 1.- стр. 13—17.
58. Патаракин Е.Д. Педагогические последствия сетевой ин¬теграции. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 — 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru. Под общей редакцией А.Е.Войскунского, Москва 2001. стр. 195 — 202.
59. Патаракин Е.Д., 2003, Использование цифровых коллек¬ций в учебных коммуникациях. Educational technology & Society - - V. 6 -N 2.- c.133-144. - ISSN 1436-4522.
60. Патаракин, Е. Д. Творческие сетевые проекты. // Педагогическая Информатика, 2002. - № 1.- стр. 13—17.
61. Патаракин, Е.Д. Педагогические последствия сетевой интеграции. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий.- Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 — 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru. Под общей редакцией А.Е.Войскунского, Москва 2001. стр. 195 — 202.
62. Патаракин, Е.Д., Быховский, Я.С., Ястребцева, Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру. – М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. – 28 с.
63. Патаракин, Е.Д., Пространство, коллекции и сервисы региональных сетевых сообществ, «Интернет в профессиональной деятельности», Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003, ISBN-57552-00505, стр. 11-16.
64. Подросток на перекрестке эпох. //Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.
65. Рейнольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция. – Пер. с англ. А.Гарькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006
66. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2003.
67. Рожков, М. И., Набатова, М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду.- Серия: Методика воспитательной работы в школе. – М.: Академия Развития, 2006 г. - 192 с.
68. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. - М., 2005. – 123 с.
69. Ряписов, Н.А. Компетентностный подход - основа развития образовательной среды// Философия образования. - 2007. - №3. - С.274-282.
70. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
71. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №2. - С.29-31.
72. Середа, Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: речь, 2006. – 224 с.
73. Серых, Л.А. Опыт организации образовательной проектной деятельности в Интернете // Образовательные технологии XXI века. ОТ’05. Материалы пятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т.М.: 2005. – 388с.
74. Серых Л.А. «Память сердца» живет благодаря школьникам и педагогам (о реализации городского сетевого проекта в Самаре) // Вопросы Интернет образования, № 28 / Федерация Интернет образования – М.: CENTER.FIO.RU, 2005. http://center.fio.ru/vio/
75. Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг. – С-Пб.: ООО «Речь», 2002. – 234 с.
76. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. М.В. Гамезо – М.,2001.
77. Сломинская, Е.М. Эмпатия как коммуникативный навык. //Психология и ее приложения. Ежегодник российского психологического общества. 2002 – т. 9. Выпуск 2. – с. 442-443.
78. Удалова Т.Ю. Формирование специальной информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов. - http://www.omgpu.ru/disser/download/autoref160.pdf
79. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2005. – 32 с.
80. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2005. – 32 с.
81. Фельдштейн, Д.И. Открытие Я в мире Другого и мира Другого в Я как путь восхождения к человеческому и человеческого. //Мир психологии–2001 -№3.-С.4-8.
82. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003. – 336 с.
83. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
84. Чеглакова, Л.М. Основы консультирования в предпрофильной подготовке учащихся//Технологии компетентностно-ориентированного обучения. Вып.3 – Самара, 2004.
85. Шибаева, Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1995. –103 с.
86. Ackerman, M. S., & Halverson, С. А. (1999). Organizational memory: processes, boundary objects, and trajectories. Proceed¬ings of Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS-32).
87. Allen S., Donna Ure, Stephen Evans. Virtual Communities of Practice as Learning Networks Executive Summary. Brigham Young University Instructional Psychology and Technology, 2003. <http://www.masie.com/researchgrants/2003/BY_Final_Report.pdf>.
88. Barabasi A.-L., 2002, LINKED: The New Science of Networks Perseus Publishing, Cambridge, Massachusets.
89. Berners-Lee Т., Cailliau R., Luotonen A., Nielsen H., Secret A. 1994 The World-Wide Web, Communications of the ACM 37 No.8,p.76-82
90. Boase J. Wellman В., 2004, Personal Relationships: On and Off the Internet Forthcoming in the Handbook of Personal Relations. Edited by Dan Perlman and Anita L. Vangelisti. Oxford: Black-well July 19, 2004
91. Bollen J. 1994 The Principia Cybernetica Web — Using the Inter¬net to consult a knowledge Newsletter of the International Fed¬eration for Systems Research No. 34/35
92. Bowker G., Star L. 1999, Sorting Things Out: Classification and Its Consequences. Cambridge, MA, MIT Press.
93. Bruckman, A., 1998, Community Support for Constructionist Learning. Computer Supported Cooperative Work, 7, 47-86.
94. Churchill E., Girgesohn A., Nelson Lee, Lee Alison, 2004 Building Digital and Physical Spaces for Ubiquitous Community Participa¬tion. Communications of the ACM, Vol. 47, N 2, pp. 39 — 44.
95. Cuthbert A., Clark D., Linn M., 2002, WISE Learning Commu¬nities: Design Considerations// in Building Virtual Communities: learning and change in cyberspace/ edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press,, pp 215 — 246
96. Dewey John. «The School and Society» in The Child and the Curriculum and The School and cociety (Chicago: University of Chicago Press, 1956), p. 14
97. Dysthe О. 1999 Web-mediated discussions from a learning per¬spective 27th annual Congress of the Nordic Society for Educa¬tional Research (NFPF)
98. GartonL., Haythornthwaite C.,Wellman B., 1997, Studying Online Social Networks, JCMC 3 (1) June 1997.
99. Goodwin M. 1994 Nine Principles for Making Virtual Communi¬ties Work.. Wired, 2.06 (June):72-73
100. Harrington, H., & Hathaway, R. S. (1994). Computer Conferencing, Critical Reflection, and Teacher Development.Teaching and Teacher Education, 10(5), 543-554.
101. Haythornthwaite C, 2002, Building Social Networks Via Com¬puter Networks: Creating and Sustaining Distributed Learning Communities // Building Virtual Communities: learning and change in cyberspace/ edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press, 2002 pp. 159 — 190
102. Hoadley C, Pea.R. 2002, Finding the Ties That Bind: Tools in Support of a Knowledge-Building Community // Building Vir¬tual Communities: learning and change in cyberspace/ edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press, pp. 321-354
103. Illich, I. 1982 Silence is a Commons, in Asahi Symposium Sci¬ence and Man — The computer-managed Society, Tokyo.
104. Kavanaugh, A. 1999, The impact of computer networking on community. A social network analysis approach. In Proceeding of the Telecommunications Policy Research Conference (Alex¬andria, VA, Sept. 27 -29)
105. Lave, J. Wenger. E. 1991 Situated learning : legitimate peripheral participation New York : Cambridge University Press
106. Marchionini G., Nolet V., Williams H., Ding W., Beale J., Jr., Gordon A., Enomoto E., Harbinson L., 1997 Content + connectivity = community: digital resources for a learning community, Proceedings of the second ACM international conference on Digital libraries, p.212-220, July 23-26, 1997, Philadelphia, Pennsylvania, United States
107. Murphy E.; Laferriere T. (2003). Virtual communities for professional development: Helping teachers map the territory in landscapes without bearings. Alberta Journal of Educational Research, Vol. XLIX, No.1. (pp. 71-83). <http://www.ucs.mun.ca/~emurphy/ajeronline.html>.
108. Nelson, T.N. 1983 As we we will think in Online. Proceedings of the International Conference on Online Interactive Computing. Uxbridge, UK: Online Computer Systems Ltd. 1983 pp. 439-454
109. Norman D. 1988 The Psychology of Everyday Things. New York: Basic Books, 1988, ISBN 0-465-06709-3.
110. Norrie D., Gaines B. 1995 The learning web: An agent-oriented network supporting knowledge access,col Proceedings of EDMEDIA'95 : World Conference on Educational Multimedia and
111. Shields R. 2000 Hypertext links in The World Wide Web and Contemporary Cultural Theory. Edited by A. Herman & T. Swiss. Published by Routledge New York, NY pp. 145 — 160
112. Shirky C, 2002, Communities, Audiences, and Scale. http://www.shirky.com/writings/community_scale.html
113. Slaughter, L., Marchionini, G. and Geisler, G. (2000). OpenVideo: A Framework for a Test Collection. Journal of Network and Computer Applications, Vol. 23(3). San Diego: Academic Press.
114. Visser J. 1999 Learning together in an environment of shared re¬sources: Challenges on the Contribution to the preparation by UNESCO of the report UNESCO: Horizon 202
115. Wall L., 1999, Diligence, Patience, and Humility in: Open Sourc¬es: Voices from the Open Source Revolution, 1st Edition January 1999, Available: http://www.oreilly.com/catalog/opensources/ book/larry.html
116. Wallace P. 1999 The psychology of the Internet. Cambridge Uni¬versity Press, 1999.
117. Walsh J. & Bayma T. (1996) Computer netrworks and scientific work. Social studies of Science, 26, 661-703.
118. Wenger E. Communities of practice. <http://www.ewenger.com/theory />
|