Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа модуля "Практика работы на компьютере" 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Каменский

Красноармейского района Саратовской области»

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/___________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________200___г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «СОШ №       »

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________200___г.

 

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ №    »

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____200___г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

учителя начальных классов I категории

Козлицкой Ирины Владимировны

 

 

по Технологии.

 Раздел «Практика работы на компьютере »

(использование информационных технологий).

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200_ - 200_  учебный год

 

Пояснительная записка

 

Программа раздела «Практика работы на компьютере» (образовательная область «Технология») создана на основе примерной программы по технологии (труду) и программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор А.В.Горячев) для учащихся 3 класса общеобразовательных школ. При её создании учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа из 68 часов в год, выделяемых на уроки технологии). Реализуется во втором полугодии 3 класса (1 урок в неделю). Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.

 Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Включение в примерную программу технологии нового содержания – обучение работе на компьютере -  позволяет решить проблему информатизации начальной школы, обозначенную Концепцией модернизации российского образования.

Цели информатизации начальной школы:

1.               Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.

2.               Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.

3.               Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического  здоровья детей.

  Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

·          овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

·          развитие мелкой моторики рук;

·          развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

·          освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

·          формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

·          воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

·          воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;

·          практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

·          воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

·          начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

·          создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

·          ознакомление со способами организации и поиска информации;

·          создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание текстов», «Поиск информации». Структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технология».

 

№ п/п

Название темы

Обязательность изучения

(по отношению к стандарту)

Число уроков

1

Знакомство с компьютером

Обязательно

5-6

2

Создание рисунков

Обязательно

4-5

3

Создание текстов

Обязательно

5-4

4

Поиск информации[1]

Обязательно

3-2

 

Итого:

 

17

 

 

При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников  с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:

1.               Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»);

2.               Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа  их деятельности);

3.               Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль[2];

4.               Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).

 

       В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе (журнал «Начальная школа» №5, 2002) работа непосредственно за компьютером не  должна превышать 15-20 минут.

       Поэтому можно взять за основу следующий регламент урока:

1.               Организация класса.  Инструктаж по ТБ                    5 мин.

2.               Объяснение нового материала. Работа с учебником.

 Просмотр презентаций –                                                                 15-20 мин.

3.               Практическая работа  на компьютере                    15-20 мин.

4.               Выключение ПК.   Итог урока. Оценки.  

      Домашнее  задание   -                                                             5-10 мин.

В кабинете информатики должны быть не только ПК, но и обычные ученические места.

 

Критерием успеха курса можно считать:

А) уровень подготовки и защиты проектов по окончании изучения тем;

Б) результаты итогового игрового  занятия «Лучший знаток информатики» (теоретическая часть – презентация игры, вопросы по изученному материалу для соревнующихся команд; практическая часть – индивидуальное компьютерное  тестирование);

 В) сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики в 5 классе.  

 

Обучение может проводиться по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер» (автор А.В.Горячев). В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Но возможна организация учебного процесса без использования этого УМК (например, при невозможности приобретения учебников, дисков). В качестве вспомогательного пособия для изучения темы «Знакомство с компьютером» можно использовать учебник Лутцевой Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 4 класс (см. список литературы).

Учебные темы не привязаны к конкретному программному обеспечению. Выбор компьютерной программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

 

Содержание тем учебного курса

Тема «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь: пользоваться мышью и клавиатурой;

запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, для выступления с коротким сообщением перед другими учениками.

Тема «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Тема «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов Выравнивание абзацев.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Тема «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Поисковые системы в сети Интернет. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных публикаций.

 

 

 

 

 

 

         Учебно– тематическое планирование

раздела «Практика работы на компьютере»

 


 

№ п/п

 

Тема раздела

Тема урока

 

Содержание  урока

Учебно-методическое обеспечение

 

«Знакомство с компьютером»

 

Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для 3 класса. 

 

Или:

Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. Учебник для 4 класса.

 

Мультимедиа проектор, экран

 

Презентации «Техника безопасности при работе за компьютером», «Правила поведения в компьютерном классе»

 

Персональные компьютеры по числу учащихся.

 

Компьютерные программы по выбору учителя  (Калькулятор. Блокнот.)

 

Клавиатурный тренажёр

 

 

1.

Введение.

Информационные технологии.

Что такое технология. Технологии материальные и информационные.

Основной инструмент информационных технологий – компьютер.

 

2.

Компьютеры вокруг нас.

Начало работы над проектом «Что умеют компьютеры»

Компьютеры вокруг нас.

Новые профессии

Компьютеры в школе.

 Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.

3.

Основные устройства

компьютера.

Основные устройства компьютера. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура.

4.

Компьютерные программы.

Компьютерные программы.

 Как работают компьютерные программы. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

 

5.

Компьютерное письмо.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы.

 

6.

Источники информации для компьютерного поиска.

Источники  информации для компьютерного поиска: постоянная память ПК. Просмотр подобранной по теме информации. Авторское право на продукт информационной деятельности человека.

 

7.

Защита проектов

 «Что умеют компьютеры»

Результаты проекта выполняются на листе формата А 4. Состоят из текста и изображений, полученных из разных источников информации: книги, журналы, ПК.

 

«Создание рисунков и текстов»[3]

 

 

Электронные энциклопедии

и словари по выбору

учителя (Большой энциклопедический словарь русского языка)

 

 

 

Персональные компьютеры

 

 

Мультимедиа проектор, экран

 

 

 

 

Интерактивная доска

 

Графический редактор по выбору

учителя  (Paint,

TuxPaint -«такс пэйнт» - детский графический редактор)

 

 

 

Текстовый редактор по выбору учителя (Word, Word Pad, Блокнот)

 

 

Клавиатурный тренажёр

 

 

 

 

 

 

 

Доступ к сети Интернет

8.

Источники информации для компьютерного поиска. Начало работы над проектом «Фильм! Фильм! Фильм!» (создание диафильма с субтитрами)

Источники информации для компьютерного поиска: CD или DVD – диски. Электронные энциклопедии и словари. Использование средств поиска

в электронных изданиях.

 Цель поиска: значение слов диафильм, сценарист, сценарий, иллюстратор,  кадр, субтитр, монтаж

9.

Компьютерная графика.

Компьютерная графика. Графический редактор. Панель инструментов графического редактора. Начало создания рисунков-кадров. (Произведение можно выбрать из тех, что изучаются в это время на уроках чтения. Раскадровку  выполнить на уроке чтения или дома).

10.

Основные операции

при рисовании.

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Продолжение работы по созданию диафильма.

11,12.

Правила клавиатурного письма. Создание субтитров для кадров диафильма.

Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текста: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Создание субтитров для кадров.

13.

Основные операции

при создании текстов.

 

Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Выравнивание абзацев.

14.

Источники информации для компьютерного поиска.

Источники информации для компьютерного поиска: использование специальных поисковых систем в сети Интернет. Алгоритм поиска картинок (для заставки диафильма)

15.

Оформление текста. Редактирование рисунков.

Монтаж диафильма

Основные операции при рисовании рисунка и создании текста. Коллективное обсуждение индивидуальных работ. Выбор лучших кадров. Монтаж диафильма (сборку фильма производит учитель во внеурочное время, используя программу  Power Point)

 

Программа Microsoft Office Power Point (для учителя)

 

 

Мультимедиа проектор, экран

 

Презентация «Лучший знаток информатики»

 

Тестовые задания, выполненные с помощью программы Microsoft Office Power Point

 

16.

17.

Презентация проекта

 «Фильм! Фильм! Фильм!»

Итоговое игровое занятие

«Лучший знаток информатики». Тестирование.

Открытое мероприятие с приглашением родителей, администрации школы.


 

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

 

 

Предполагается, что к концу изучения раздела «Практика работы на компьютере»  у детей сформируются  следующие общеучебные умения и навыки:

· умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

· создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

· овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

· поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;

· элементарное обоснование высказанного суждения;

· выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

 

В результате по окончании 3 класса учащийся должен знать/понимать:

· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

· область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

· основные источники информации;

· назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

· правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

 

Уметь:

· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

· создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;

· искать информацию с использованием простейших запросов.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

· использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

· соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.

 

2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2008.

 

3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.

 

4. Информатика: Учебник для третьего класса / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

 

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

 

6. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.

 

7. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.

 

8. Примерные программы начального общего образования.

 

9. Тихомирова К.М., Сазонцева Т.В. Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности школьников//Начальная школа, 2006. - №12. – с. 26-30.

 

10. Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004

 

11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.

 

 

Терминологический словарь

 

Алгоритм – описание последовательности шагов решения задачи. Алгоритм на понятном компьютеру языке называют программой.

Виды информации по способу восприятия человеком – зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.

Виды информации по способу представления – текстовая, числовая, графическая.

Вкусовая информация – вид информации. Вкусовую информацию человек получает с помощью языка; эту информацию несёт человеку вкус чего-либо.

Графическая информация – вид информации. Графическая информация представляется человеком в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм.

Данные – это закодированная информация.

Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.

Документ электронный – набор данных, хранящихся в памяти компьютера.

Звуковая информация – вид информации. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей; эту информацию несут человеку различные звуки.

Значение слова – то, что мы понимаем под данным словом, его смысл. Значение слова можно найти в словаре, справочнике, энциклопедии (в том числе и электронных). Значение слова часто зависит от ситуации, в которой слово используется.

Знак – графическое изображение, обозначающее  букву, цифру, знак препинания, знак арифметического действия и другое.

Изображение объекта – представленная человеком информация об объекте на носителе в виде рисунка, схемы или иным образом; вручную (карандашом, кистью) или с помощью технических средств (фотоаппарата, видеокамеры, компьютера). Изображения (рисунки, карты, схемы, фотографии) являются источниками зрительной информации об объектах.

Информационный объект – описание или изображение некоторого другого объекта.

Информация – то, что несут человеку объекты окружающего мира, устные или письменные сообщения, содержащие тексты, числа, рисунки, схемы и прочее. Человек воспринимает информацию с помощью своих органов чувств.

Источник информации – любой объект, который поставляет человеку информацию.

Использование информации – действие с информацией для решения человеком своих проблем, учебных или жизненных задач.

Информационные технологии – это способ обработки информации.

Компьютер – универсальное электронное программно управляемое устройство, созданное человеком для хранения, обработки и передачи информации; основной инструмент информационных технологий.

Медиатека – хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.

Носитель информации – всё то, на чём можно оставить знак или след с целью сохранить или передать информацию.

Обонятельная информация – вид информации. Обонятельную информацию человек получает с помощью носа; эту информацию несут человеку запахи.

Обработка графической информации – дорисовка лил изменение рисунка, схемы, диаграммы.

Обработка информации   преобразование одного вида информации в другой или любое изменение данных – либо по смыслу, либо по форме представления, либо по способу организации.

Обработка текстовой информации - вставка пропущенной буквы, слова, предложения, подчёркивание нужных букв, слов или предложений по определённому правилу и прочее.

Осязательная (тактильная) информация – вид информации. Осязательную информацию человек получает с помощью кожи; эту информацию несут человеку ощущения твёрдости, гладкости, жёсткости и прочее.

Письменность – способ выражения мыслей в виде письменного текста, построенного на основе алфавита, словаря и совокупности правил с целью сохранить или предать информацию.

Представление информации – такое действие с информацией, когда она фиксируется (сохраняется) на носителе информации с помощью каких-либо знаков: букв, цифр, иероглифов, рисунков, схем и других.

Приёмник информации – тот, кто может воспринимать информацию в виде сигналов, звуков, речи, музыки, изображений, запахов и вкусов и использовать её для решения своих задач. Приёмниками информации могут быть только человек и животные.

Сообщение – способ передачи информации  устно (в виде устной речи), письменно (в виде письменной речи), а также музыкой, танцем, позой, мимикой, условным сигналом и прочими средствами.

Сохранение информации – действие с информацией или данными, которое можно выразить такими словами: «запомнить», «записать», «представить», «выразить рисунком», «выразить графически», «выразить письмом» и так далее.

Способы представления информации – текст, число, рисунок, схема, диаграмма, таблица и другие.

Текстовая информация – вид информации. Текстовая информация представляется человеком в виде текста, то есть письменного сообщения.

Файл – набор данных, имеющих имя и хранящихся во внешней памяти компьютера.

Хранение информации – действие с информацией, которое можно выразить словами: «хранить», «беречь», «содержать в безопасности», «содержать в целости», «помнить», «записать», «представить на носителе в виде…» и другими.



[1] Изучение темы «Поиск информации» целесообразно организовать не отдельным блоком, а в составе предыдущих тем (по одному часу в каждой).

[2] Изучение каждой темы  предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения темы.  Для реализации проектов возможно использование не только уроков технологии, но и уроков изобразительного искусства (тема «Создание рисунков»), литературного чтения, русского языка (тема «Создание текстов»), внеурочного времени (тема «Поиск информации»).

 

[3] Автор рабочей программы считает целесообразным изучение  двух тем одновременно, так как это необходимо для  организации работы над проектом диафильма


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн