Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/___________/
ФИО
Протокол № ___ от «__»
____________200___г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МОУ «СОШ № »
_____________/______________/
ФИО
«__»____________200___г.
|
«Утверждено»
Руководитель МОУ «СОШ № »
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___ от «__»____200___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
учителя начальных классов I категории
Козлицкой Ирины Владимировны
по Технологии.
Раздел «Практика работы на компьютере »
(использование информационных технологий).
3 класс
200_ - 200_ учебный год
Пояснительная записка
Программа раздела «Практика работы на компьютере» (образовательная область «Технология») создана на основе примерной программы по технологии (труду) и программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор А.В.Горячев) для учащихся 3 класса общеобразовательных школ. При её создании учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа из 68 часов в год, выделяемых на уроки технологии). Реализуется во втором полугодии 3 класса (1 урок в неделю). Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Включение в примерную программу технологии нового содержания – обучение работе на компьютере - позволяет решить проблему информатизации начальной школы, обозначенную Концепцией модернизации российского образования.
Цели информатизации начальной школы:
1. Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
3. Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.
Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
· овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
· развитие мелкой моторики рук;
· развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
· освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
· формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
· воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
· воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
· практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
· воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
· начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
· создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
· ознакомление со способами организации и поиска информации;
· создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание текстов», «Поиск информации». Структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технология».
№ п/п
|
Название темы
|
Обязательность изучения
(по отношению к стандарту)
|
Число уроков
|
1
|
Знакомство с компьютером
|
Обязательно
|
5-6
|
2
|
Создание рисунков
|
Обязательно
|
4-5
|
3
|
Создание текстов
|
Обязательно
|
5-4
|
4
|
Поиск информации
|
Обязательно
|
3-2
|
|
Итого:
|
|
17
|
При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:
1. Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»);
2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности);
3. Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль;
4. Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе (журнал «Начальная школа» №5, 2002) работа непосредственно за компьютером не должна превышать 15-20 минут.
Поэтому можно взять за основу следующий регламент урока:
1. Организация класса. Инструктаж по ТБ – 5 мин.
2. Объяснение нового материала. Работа с учебником.
Просмотр презентаций – 15-20 мин.
3. Практическая работа на компьютере – 15-20 мин.
4. Выключение ПК. Итог урока. Оценки.
Домашнее задание - 5-10 мин.
В кабинете информатики должны быть не только ПК, но и обычные ученические места.
Критерием успеха курса можно считать:
А) уровень подготовки и защиты проектов по окончании изучения тем;
Б) результаты итогового игрового занятия «Лучший знаток информатики» (теоретическая часть – презентация игры, вопросы по изученному материалу для соревнующихся команд; практическая часть – индивидуальное компьютерное тестирование);
В) сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики в 5 классе.
Обучение может проводиться по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер» (автор А.В.Горячев). В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Но возможна организация учебного процесса без использования этого УМК (например, при невозможности приобретения учебников, дисков). В качестве вспомогательного пособия для изучения темы «Знакомство с компьютером» можно использовать учебник Лутцевой Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 4 класс (см. список литературы).
Учебные темы не привязаны к конкретному программному обеспечению. Выбор компьютерной программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.
Содержание тем учебного курса
Тема «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь: пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, для выступления с коротким сообщением перед другими учениками.
Тема «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тема «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов Выравнивание абзацев.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Тема «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Поисковые системы в сети Интернет. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных публикаций.
Учебно– тематическое планирование
раздела «Практика работы на компьютере»
№ п/п
|
Тема раздела
Тема урока
|
Содержание урока
|
Учебно-методическое обеспечение
|
|
«Знакомство с компьютером»
|
Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для 3 класса.
Или:
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. Учебник для 4 класса.
Мультимедиа проектор, экран
Презентации «Техника безопасности при работе за компьютером», «Правила поведения в компьютерном классе»
Персональные компьютеры по числу учащихся.
Компьютерные программы по выбору учителя (Калькулятор. Блокнот.)
Клавиатурный тренажёр
|
1.
|
Введение.
Информационные технологии.
|
Что такое технология. Технологии материальные и информационные.
Основной инструмент информационных технологий – компьютер.
|
2.
|
Компьютеры вокруг нас.
Начало работы над проектом «Что умеют компьютеры»
|
Компьютеры вокруг нас.
Новые профессии
Компьютеры в школе.
Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.
|
3.
|
Основные устройства
компьютера.
|
Основные устройства компьютера. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура.
|
4.
|
Компьютерные программы.
|
Компьютерные программы.
Как работают компьютерные программы. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
|
5.
|
Компьютерное письмо.
|
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы.
|
6.
|
Источники информации для компьютерного поиска.
|
Источники информации для компьютерного поиска: постоянная память ПК. Просмотр подобранной по теме информации. Авторское право на продукт информационной деятельности человека.
|
7.
|
Защита проектов
«Что умеют компьютеры»
|
Результаты проекта выполняются на листе формата А 4. Состоят из текста и изображений, полученных из разных источников информации: книги, журналы, ПК.
|
|
«Создание рисунков и текстов»
|
Электронные энциклопедии
и словари по выбору
учителя (Большой энциклопедический словарь русского языка)
Персональные компьютеры
Мультимедиа проектор, экран
Интерактивная доска
Графический редактор по выбору
учителя (Paint,
TuxPaint -«такс пэйнт» - детский графический редактор)
Текстовый редактор по выбору учителя (Word, Word Pad, Блокнот)
Клавиатурный тренажёр
Доступ к сети Интернет
|
8.
|
Источники информации для компьютерного поиска. Начало работы над проектом «Фильм! Фильм! Фильм!» (создание диафильма с субтитрами)
|
Источники информации для компьютерного поиска: CD или DVD – диски. Электронные энциклопедии и словари. Использование средств поиска
в электронных изданиях.
Цель поиска: значение слов диафильм, сценарист, сценарий, иллюстратор, кадр, субтитр, монтаж
|
9.
|
Компьютерная графика.
|
Компьютерная графика. Графический редактор. Панель инструментов графического редактора. Начало создания рисунков-кадров. (Произведение можно выбрать из тех, что изучаются в это время на уроках чтения. Раскадровку выполнить на уроке чтения или дома).
|
10.
|
Основные операции
при рисовании.
|
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Продолжение работы по созданию диафильма.
|
11,12.
|
Правила клавиатурного письма. Создание субтитров для кадров диафильма.
|
Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текста: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Создание субтитров для кадров.
|
13.
|
Основные операции
при создании текстов.
|
Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Выравнивание абзацев.
|
14.
|
Источники информации для компьютерного поиска.
|
Источники информации для компьютерного поиска: использование специальных поисковых систем в сети Интернет. Алгоритм поиска картинок (для заставки диафильма)
|
15.
|
Оформление текста. Редактирование рисунков.
Монтаж диафильма
|
Основные операции при рисовании рисунка и создании текста. Коллективное обсуждение индивидуальных работ. Выбор лучших кадров. Монтаж диафильма (сборку фильма производит учитель во внеурочное время, используя программу Power Point)
|
Программа Microsoft Office Power Point (для учителя)
Мультимедиа проектор, экран
Презентация «Лучший знаток информатики»
Тестовые задания, выполненные с помощью программы Microsoft Office Power Point
|
16.
17.
|
Презентация проекта
«Фильм! Фильм! Фильм!»
Итоговое игровое занятие
«Лучший знаток информатики». Тестирование.
|
Открытое мероприятие с приглашением родителей, администрации школы.
|
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Предполагается, что к концу изучения раздела «Практика работы на компьютере» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
· умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
· создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
· овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
· поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
· элементарное обоснование высказанного суждения;
· выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
В результате по окончании 3 класса учащийся должен знать/понимать:
· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
· область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
· основные источники информации;
· назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
· правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
· создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;
· искать информацию с использованием простейших запросов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
· использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
· соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Список литературы
1. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2008.
3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
4. Информатика: Учебник для третьего класса / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
6. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.
7. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
8. Примерные программы начального общего образования.
9. Тихомирова К.М., Сазонцева Т.В. Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности школьников//Начальная школа, 2006. - №12. – с. 26-30.
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
Терминологический словарь
Алгоритм – описание последовательности шагов решения задачи. Алгоритм на понятном компьютеру языке называют программой.
Виды информации по способу восприятия человеком – зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.
Виды информации по способу представления – текстовая, числовая, графическая.
Вкусовая информация – вид информации. Вкусовую информацию человек получает с помощью языка; эту информацию несёт человеку вкус чего-либо.
Графическая информация – вид информации. Графическая информация представляется человеком в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм.
Данные – это закодированная информация.
Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.
Документ электронный – набор данных, хранящихся в памяти компьютера.
Звуковая информация – вид информации. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей; эту информацию несут человеку различные звуки.
Значение слова – то, что мы понимаем под данным словом, его смысл. Значение слова можно найти в словаре, справочнике, энциклопедии (в том числе и электронных). Значение слова часто зависит от ситуации, в которой слово используется.
Знак – графическое изображение, обозначающее букву, цифру, знак препинания, знак арифметического действия и другое.
Изображение объекта – представленная человеком информация об объекте на носителе в виде рисунка, схемы или иным образом; вручную (карандашом, кистью) или с помощью технических средств (фотоаппарата, видеокамеры, компьютера). Изображения (рисунки, карты, схемы, фотографии) являются источниками зрительной информации об объектах.
Информационный объект – описание или изображение некоторого другого объекта.
Информация – то, что несут человеку объекты окружающего мира, устные или письменные сообщения, содержащие тексты, числа, рисунки, схемы и прочее. Человек воспринимает информацию с помощью своих органов чувств.
Источник информации – любой объект, который поставляет человеку информацию.
Использование информации – действие с информацией для решения человеком своих проблем, учебных или жизненных задач.
Информационные технологии – это способ обработки информации.
Компьютер – универсальное электронное программно управляемое устройство, созданное человеком для хранения, обработки и передачи информации; основной инструмент информационных технологий.
Медиатека – хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
Носитель информации – всё то, на чём можно оставить знак или след с целью сохранить или передать информацию.
Обонятельная информация – вид информации. Обонятельную информацию человек получает с помощью носа; эту информацию несут человеку запахи.
Обработка графической информации – дорисовка лил изменение рисунка, схемы, диаграммы.
Обработка информации – преобразование одного вида информации в другой или любое изменение данных – либо по смыслу, либо по форме представления, либо по способу организации.
Обработка текстовой информации - вставка пропущенной буквы, слова, предложения, подчёркивание нужных букв, слов или предложений по определённому правилу и прочее.
Осязательная (тактильная) информация – вид информации. Осязательную информацию человек получает с помощью кожи; эту информацию несут человеку ощущения твёрдости, гладкости, жёсткости и прочее.
Письменность – способ выражения мыслей в виде письменного текста, построенного на основе алфавита, словаря и совокупности правил с целью сохранить или предать информацию.
Представление информации – такое действие с информацией, когда она фиксируется (сохраняется) на носителе информации с помощью каких-либо знаков: букв, цифр, иероглифов, рисунков, схем и других.
Приёмник информации – тот, кто может воспринимать информацию в виде сигналов, звуков, речи, музыки, изображений, запахов и вкусов и использовать её для решения своих задач. Приёмниками информации могут быть только человек и животные.
Сообщение – способ передачи информации устно (в виде устной речи), письменно (в виде письменной речи), а также музыкой, танцем, позой, мимикой, условным сигналом и прочими средствами.
Сохранение информации – действие с информацией или данными, которое можно выразить такими словами: «запомнить», «записать», «представить», «выразить рисунком», «выразить графически», «выразить письмом» и так далее.
Способы представления информации – текст, число, рисунок, схема, диаграмма, таблица и другие.
Текстовая информация – вид информации. Текстовая информация представляется человеком в виде текста, то есть письменного сообщения.
Файл – набор данных, имеющих имя и хранящихся во внешней памяти компьютера.
Хранение информации – действие с информацией, которое можно выразить словами: «хранить», «беречь», «содержать в безопасности», «содержать в целости», «помнить», «записать», «представить на носителе в виде…» и другими.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения темы. Для реализации проектов возможно использование не только уроков технологии, но и уроков изобразительного искусства (тема «Создание рисунков»), литературного чтения, русского языка (тема «Создание текстов»), внеурочного времени (тема «Поиск информации»).
|