Ковалева С.В. - учитель истории Гатчинского лицея №3
Выступление на методическом семинаре:
Тема: Проблемно – диалогическая технология открытия знаний в обучении истории.
«Будущее — в руках школьного учителя» - так считал Виктор Гюго.
Это будущее — наши ученики. Именно они составят интеллектуальную элиту России, им мы передадим из рук в руки великое государство, они будут множить делами своими славу Отечества.
Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным. Эффективность образования - вопрос государственной безопасности! Поэтому образование названо руководством РФ приоритетной областью.
Подготовка успешных выпускников — главная миссия, которую для себя определяет педагогический коллектив нашего лицея. В ней одна из главных задач — формирование у лицеистов нравственно-этических качеств успешной личности. Среди этих качеств умение работать в команде, принимать ответственное решение. Конечно, важно и формирование внутренней мотивации к учению.
Я - учитель-практик. Я не пишу свои программы и учебники: моя задача насколько возможно эффективно, учить по тем учебникам, которые написаны талантливыми авторами. Я хочу, чтобы мои ученики сохранили в себе ту жажду познания, которая горит в их глазах сегодня, чтобы, кем бы они ни стали, в каждом их деле и слове был виден творческий потенциал.
Главное — личность каждого ученика!
Успех учителя — это успех всех его учеников!
Учительский опыт невозможно представить без воплощения именно в них, в наших детях!
Поставить цель — полдела, а вот как добиться ее реализации?
Мне всегда хотелось, чтобы на моих уроках было интересно всем, но интересы у всех разные, как же их учесть, как соединить? Эту проблему я решаю на своих уроках, ведь каждый ученик, должен быть вовлечен в процесс познания. Реализации этой задачи помогает величайший дар природы и одновременно величайшее достижение человечества — образное мышление.
Много лет я работала по традиционной программе. В поиске наиболее эффективного обучения я перешла на программы Ассоциации "Школа 2100…"В 2008 году группа учёных, разработавших и сумевших практически реализовать и внедрить в практику массовой школы образовательную систему нового поколения «Школа 2100» была удостоена премии правительства РФ в области образования. Никогда в истории России столь высокая награда не присуждалась за создание новой образовательной системы. Этот проект, выполненный группой академиков РАО А. А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.
Главная идея, лежащая в основе образовательной системы "Школа-2100" по которой я работаю, – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Это не набор отдельных приемов, а философия образования, предполагающая совсем иной уровень взаимоотношений между учителем и учеником. Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.
На мой взгляд, реализация этой программы в наибольшей степени позволяет:
- воспитывать социально–активную творческую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию
- организовать такой учебно–воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность не только овладевать базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.
- формировать и развивать познавательный интерес к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности.
Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них.
Работа по технологии «Школа 2100» позволяет устранять ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у молодого человека его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрытыми. Воспользовавшись забытой, но не потерявшей актуальности идеей, что ученик должен обогнать своих учителей, строю свою работу по принципу сотрудничества, при этом отводя себе роль проводника, консультанта, оппонента ученика; моя задача – разбудить у ребенка любовь к познанию и привить желание к самосовершенствованию.
Мы сотрудничаем - работая в единой команде. Учитель - это партнер, готовый помочь и поддержать. И техника урока, согласно технологиям, принятым образовательной системой «2100», несколько необычна: урок формируется вместе с учениками: - мы вместе определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы. Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения.
Данный подход возможно осуществить при использовании проблемно-диалогической технологии, которая позволяет урок объяснения нового материала превратить в урок открытия новых знаний. Это создает мотивацию, а главное - позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, к тем ситуациям в жизни, когда им приходится использовать полученные знания и умения.
Есть вопросы, без ответа на которые немыслимо преподавание истории. Это «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить результативно?» Ответы на эти вопросы можно найти в технологиях обучения системы 2100.
Если ответить на первый вопрос, то это будет не сумма каких-то фактов, дат. Это будет развитие способности мыслить, выявлять и ставить проблемы, находить пути их решения. Словом, задавать умные вопросы. Это суть проблемного подхода, без которого невозможно преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Здесь и формирование мировоззрения, и развитие коммуникативных качеств, и все другое, что позволяет ребятам впоследствии быть успешными в жизни. Так рождаются уроки, в основу которых положен принцип обучения деятельности.
Применяя этот принцип, учитель на каждом уроке формирует личность ученика. Его развитие происходит не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания, и главное слово здесь - сотрудничество. Дети учатся не просто воспроизводить учебные знания, они постоянно что-то изобретают, творят.
Основу каждого урока составляет поиск ответа, на проблемный вопрос, поставленный в начале урока самими учениками при помощи учителя.
Такой вопрос позволяет создать на уроке атмосферу загадочности, открытия некой исторической тайны.
Пример: 5-й класс, тема урока: «Свобода рабовладельцев».
Проблемой, рассматриваемой на уроке, может стать вопрос: «Почему свободные греки пользовались трудом рабов?». Для того, чтобы ребята сами сформулировали этот вопрос, мы рассматриваем сначала слова Перикла: «Наш государственный строй служит для подражания другим. Он называется демократическим, потому что основан не на меньшинстве, а на большинстве граждан. На государственные должности выдвигают каждого по достоинству, из–за личной доблести…. Все обладают равными правами».
При этом 300 тысяч жителей Афин, каждый третий был рабом. Про них великий Аристотель говорил: «Человек не может обходиться без орудий. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и самое совершенное из всех орудий».
Сравнивая высказывания Перикла и Аристотеля, находим противоречие и формулируем вопрос урока. Так поставлена задача, которую нам предстоит решить за 45 минут урока.
Для этого нам необходимо вспомнить: что такое полис, демократия, раб, гражданин? (в этом нам может помочь словарь). Что нам нужно узнать, чтобы ответить на главный вопрос:
1. Кто мог стать рабом?
2. Где и как использовали труд рабов?
3. Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?
Работая с текстом и иллюстрациями учебника, ищем ответы на поставленные вопросы, ответы в краткой форме фиксируем в тетради. Обсуждая устройство демократии в Афинах, при Перикле, анализируем схему (Приложение). И отвечаем на вопрос, какие из этих порядков, на ваш взгляд, можно было бы использовать в современном обществе, а какие – нет?
Критериями правильности ответа можно считать следующие:
+
|
_
|
· Выбор должностных лиц,
· Свобода слова,
· Голосование,
· Суд присяжных,
· Отчет должностных лиц перед гражданами.
|
· Изгнание из Афин на 10 лет по подозрению в угрозе местным порядкам.
|
Как вы думаете, какова роль и принципиальные отличие свободных и рабов в афинском обществе? Ответ на этот вопрос позволяет подвести итог и ответить на наш проблемный вопрос:
- свободные греки пользовались трудом рабов, так как это давало прямую выгоду и возможность участвовать в государственных делах.
- использование рабского труда оправдывалось греками, так как рабами были не эллины, а варвары.
Таким образом, совершенное маленькое историческое открытие, сделанное ребятами самостоятельно, становится личностно значимым.
Не менее важным я считаю использование в своей работе принципа минимакса. Учебники, по которым мы работаем, содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) узнать минимум.
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем.
Во-первых, все ученики разные, нельзя ориентироваться только на слабого или сильного ученика. Свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, это обеспечивает индивидуальный подход к каждому школьнику.
Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы находить и использовать эту нужную им информацию учились сами ученики (задания с поиском в тексте главной мысли). Методическое обеспечение учебника построено с учетом перечисленных технологий и помогает учителю реализовать их средствами учебника. Вопросы-задания в конце параграфа соответствуют линиям развития личности, предполагают варианты ответов по уровням успешности. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт всё, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. И каждый ученик обретает чёткую перспективу своего личностного роста и развития познавательных интересов. «… Только при опоре на принцип минимакса школа станет действительно адаптивной, «школой для всех» - считает А.А. Леонтьев, один из авторов программы «Школа 2100».
Нередко в своей работе я использую интегрированные уроки, – что позволяет раскрыть целостность научной картины мира. Примером такой интеграции служит урок физики и истории, подготовленный и проведенный вместе с учителем физики по теме: « Научные знания древних египтян. Измерение массы вещества», на котором были наглядно продемонстрированы научные открытия древних египтян и их использование в современном мире. Рассматривая изображения на папирусах древних египтян, мы обнаружили современные предметы, среди них весы. И уже в реальной действительности пятиклассники взвешивали различные предметы, определяя массу вещества. Так же, как Осирис взвешивал души умерших в подземном царстве. Так полученные учениками исторические знания были применены на практике. Трудно переоценить пользу и значение таких приемов для формирования целостного образа мира и ощущение ребенком самого себя в этом мире.
Работая по технологии «Школа 2100», стараюсь организовывать обучение таким образом, чтобы результат деятельности ученика на заключительном этапе урока обеспечивал начало следующего этапа урока – начало урока и мотивация учащихся. Этому способствуют учебники, в которых логическая связь понятий и преемственность содержания учебного материала и методический аппарат учебника направляют деятельность учащихся на использование информации, что достигается за счет наличия в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания.
Не менее важным дл достижения результативности в обучении считаю создание на уроке атмосферы психологической комфортности. Во-первых, это проявляется в снятии стрессобразующих факторов учебного процесса: боязнь ошибиться, страх перед оценкой за неправильный ответ. На уроке каждый успешен; диалог, выстраиваемый на уроке, дает возможность ученику не бояться ошибок, выбрать то задание, которое ему по силам.
Это позволяет создать на уроке комфортную творческую атмосферу, стимулирующую творческую активность школьников. А принцип минимакса как раз и помогает этому.
Пример: отработка навыков обобщения и систематизации, 5-й класс.
Необходимый уровень. Соедини стрелками понятия (названия, имена) с тем, что они означают.
Программный уровень. Впиши в первую колонку недостающие слова к оставшимся предложениям.
Максимальный уровень. Впиши в последнюю строку известное тебе слово с соответствующим ему значением.
Понятия, названия, имена
|
|
Что означают
|
Зевс
|
|
Свободный человек, член общины, имеющий право на часть земли в общине и за это исполняющий перед ней обязанности.
|
|
|
Город- государство, община свободных полноправных граждан.
|
Гражданин
|
|
Высший слой общества – родовая знать.
|
|
|
Ученик Сократа, основатель школы – Академии.
|
Платон
|
|
Громовержец, который повелевает грозовыми облаками.
|
|
|
|
История - это память многих поколений. Одно дело, когда учитель рассказывает о том, как все было, другое дело, когда ученики сами ставят цель, участвуют в дискуссии, конструируют новые знания, анализируя, сравнивая, делая выводы, на основе выдвинутых гипотез решают учебные задачи.
Основой изучения истории является исследование, поэтому очень важен процесс вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, которая предусматривает самостоятельную постановку проблемы, отбор источников и литературы, интерпретацию и оценку событий. В конечном итоге даже выбор работы — от текстового исследования до составления компьютерной презентации или съемок фильма — становится исследовательской составляющей.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Результатом творчества становится исследовательская работа. В лицее созданы все возможности для исследовательской деятельности учащихся.
Представление своей работы на конференции (школьной или за пределами школы) дает учащимся большой опыт, который способствует социализации личности. Важное условие успешности исследовательской деятельности — это, конечно же, продвижение работ лицеистов на различных конкурсах и конференциях. При этом отрадно заметить, что исследовательской деятельностью они продолжают заниматься и будучи студентами вузов.
Я всегда надеюсь, что чувство истории, которое рождает в нас ощущение сопричастности к судьбе государства, останется с моими учениками, что они пронесут это чувство через года и передадут новым поколениям.
История, как школьный предмет, дает возможность учителю проявить талант и мастерство, быть одновременно актером и педагогом, учителем и учеником. Именно учеником, так как каждое новое поколение учащихся для учителя — новый опыт, новый заряд жизненных сил.
Приложение.
Заголовок параграфа как средство повышения мотивации обучения
Традиционный учебник
История государства и народов России. XIX в.: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа
|
Школа 2100
Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С.,Павлова Н.С., Рогожкин В.А., Российская история XIX –начало XXвека : Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс
|
· Глава 1. Россия в первой четверти XIX века
· Отечественная война 1812 года
· Крестьянская реформа 1861 года.
· Либеральные реформы 60-70-х годов.
|
· Глава 1. Выбор пути развития России при Александре I.
· Гроза 1812 года.
· Освобождение слова и дела
· Что дала свобода?
|
Постановка проблемного вопроса методом анализа документов.
Пример: урок в 7-ом классе , тема: «Россия к началу Нового времени: страна и жители в XVI веке».
Анализируем документы.
Из записок англичанина Ричарда Ченслера (середина XVI века):
«Голландские купцы имеют в Новгороде свой складочный дом; очень много в Новгороде и кожи, равно как и в городе Пскове… Находится здесь и город Вологда, его предметы торговли: сало, воск, лен, конопля… От Вологды до Холмогор течет река Двина, впадающая затем в море. Холмогорцы снабжают Новгород, Вологду, и Москву солью и соленой рыбой… Россия – страна, богатая землей и населением, в изобилии имеющим находящиеся там произведения… Земля эта изобилует хлебом, который обитатели в огромном количестве возят в Москву».
Судя по этому источнику, каков был уровень развития торговли в России XVI века? Свидетельствует ли это, на твой взгляд, о сохранении или разрушении аграрного общества?
Из записок итальянца Франческо Тьеполо (середина XVI):
«Во всем этом государстве не чеканят монет из золота… Серебряные монеты делают разной цены, частными мастерами без отчисления в пользу государя. В более северных областях вовсе не употребляют ни золота, ни серебра… Торговля, которая ведется в этой стране, почти вся состоит в обмене товаров…»
Судя по этому источнику, каков был уровень развития торговли в России XVI века? Свидетельствует ли это, на твой взгляд, о сохранении или разрушении аграрного общества?
Находим противоречия, появившиеся при анализе документов; формулируем главный вопрос урока:
Началось в России XVI века разрушение аграрного общества или нет?
|