Уважаемые коллеги, загляните в кабинет "Решаем вместе".
Совместное решение предложенных вами олимпиадных задач (для любой возрастной группы) и задач высокого уровня сложности, взаимные консультации по оптимизации алгоритмов решения задач, математические софизмы, оказание помощи ученикам, обратившимся к членам сообщества за помощью в решении задачи, просто интересные задачи, которые можно предложить ученикам. Помещайте ваши задачи. Участвуйте в решении!
Задачка, конечно, не новая, но может быть интересна ребятам и взрослым, которые с ней не встречались.
- У тебя три внука, -сказал один математик другому, - а сколько им лет?
- Догадайся. Произведение их возрастов равно 36.
- Этих данных недостаточно.
- Сумма возрастов совпадает с номером дома напротив.
- Все равно недостаточно.
- Ах да, у старшего завтра день рождения.
- Тогда, понятно!
Размещено пн, 01/03/2010 - 17:20 пользователем Сергей Юрьевич Кулабухов.
Валентина Михайловна!
В задаче - внукам 9, 2 и 2 года?
Я вспоминаю, что как-то, в автобусе, когда я сопровождал олимпиадников г. Шахты на олимпиаду по математике, мне подобную задачу (немного не такую, но на ту же идею) сформулировал один школьник 8 класса. Он сказал, что их учительница не смогла ее решить и сказала, что она некорректно сформулирована. Я с такой тогда впервые столкнулся и решал ее, наверно, минут 15. Затем, я ему рассказал как ее решать, а потом, ради интереса, дал ее порешать ученикам 10 (физико-математического) класса. Так они решили ее минуты за 3...
Комментарий был изменен с момента создания (kul, пн, 01/03/2010 - 17:20).
Размещено ср, 10/03/2010 - 13:45 пользователем Сергей Юрьевич Кулабухов.
Валентина Михайловна!
А откуда это уравнение? Что-то я не помню, когда я его решал. Но вообще-то вопрос о количестве его корней - дело очень скользкое. Я встречал такую точку зрения, что ОДЗ этого уравнения должно быть x>2. Тогда выходит, что оно имеет один корень х=3. Лично я считаю, что оно имеет всё-таки 4 корня (-3, 1, 2 и 3). Но, повторяю, вопрос спорный, так как в школе функции вида f(x)^g(x) не изучаются.
Моя точка зрения основывается на определении корней уравнения (корень - это число, которое при подстановке его в уравнение обращает его в верное числовое равенство). Но один эксперт ФИПИ, когда рецензировал нашу книгу в 2008 году, считал, что это уравнение имеет 1 корень. Я пытался его убеждать, но бесполезно. Просто он мыслит, что функция вида f(x)^g(x) определена только при f(x)>0. И, так как, в учебниках такая, условно говоря, степенно-показательная функция не рассматривается, то, в конце концов, мы договорились, что в задачах ЕГЭ (которые предназначены для всех школьников и не должны вызывать никаких споров) такие функции использовать нельзя. Такую же позицию принял и ФИПИ.
Кстати, аналогичная ситуация сложилась еще с одним видом задач. Он тоже вызвал споры. И эти споры были не только у нас с экспертом, но, как мне потом рассказали, разные мнения по такого типа задачам высказывались сотрудниками МГУ и МФТИ в составе ФИПИ. В конце концов в ФИПИ решили, чтобы такого рода задач на аттестациях не было. Вот пример такой задачи: "Найдите все значения параметра a при которых все решения неравенства f(x,a)>0 являются положительными числами."
Основной вопрос - необходимо ли в ответ включать значения параметра а при которых неравенство не имеет решений? Представители МФТИ считают, что такие значения не имеет смысла рассматривать, а, тем более, включать в ответ. А в МГУ (основываясь на формальной логике) считают, что надо включать. Я считаю, что надо (видимо потому, что изучал логику!). Так как, если множество решений пусто, то об его элементах любое высказывание будет истинным (в том числе - любой элемент пустого множества есть положительное число). А если по-школьному, то можно рассуждать, например, так: "Множество состоит только из положительных чисел тогда и только тогда, когда оно не содержит неположительных чисел. Множество решений пусто, значит оно не содержит неположительных чисел, то есть выполняется условие задачи".
В конце концов формулировка этой задачи, предложенная Л.О. Денищевой была такова: "Найдите все значения параметра a при которых неравенство f(x,a)>0имеет решения и все его решения являются положительными числами." Тут, конечно, уже все споры утихли.
Спасибо за ответ, Сергей Юрьевич. Просто тогда (2-3? года назад) мне показалось, что вы были противником включения в книгу такого уравнения. Возможно, я ошибалась.Теперь я понимаю, по крайней мере ,из каких соображений это могло бы быть (если было). Хотя с точки зрения школьной практики такая задача и не должна вызывать никаких споров именно потому, что в школе функции вида f(x)^g(x) не изучаются, а определение корня уравнения дается четко и однозначно. Спасибо.
Сообщение с "детской" задачкой, конечно, для почина. Но скоро начнется предэкзаменационная пора. В это время появляется большое количество задач с заверениями, что "это из реальных вариантов". Заверения никогда не оправдываются, но решение хороших задач, их обсуждение приносит и пользу и удовольствие, тренирует нас на работу с учениками следующих выпусков. А есть у вас задачи, придуманные вами или увиденные в хороших сборниках, которые вы считаете "достойными" быть помещенными во вторую часть экзаменационной работы? Присылайте, давайте решим и обсудим.
Комментарий был изменен с момента создания (onishkova, вс, 21/02/2010 - 00:00).
Предлагаю мастер-класс. Серию занятий по теме "Функционально-графический метод решения уравнений". Эта тема востребована при решении заданий высокого уровня сложности ЕГЭ. Жду комментарий. С уважением Л.С. Сагателова.
Комментарий был изменен с момента создания (lisersag, вс, 21/02/2010 - 17:03).
Очень интересный материал. Предлагаются методы решения по широкому классу заданий повышенного и высокого уровня сложности. Большое число уравнений приведены с полным решением, демонстрирующим применение рекомендованного способа решения. Большой банк задач для самостоятельного решения. Материал, безусловно, будет полезен для подготовки к выполнению заданий группы С.
Нетрудно убедиться, что прямоугольники составлены из равновеликих фигур. Тогда и площади прямоугольников должны быть равны. Но площадь первого равна 65 клеткам, а площадь второго 64 таким же клеткам.
В прямоугольном треугольнике проведены биссектриса (из вершины) и серединный перпендикуляр основания. Из точки их пересечения проведены перпендикуляры к гипотенузе и второму катету. Доказывается, что длина гипотенузы равна длине второго катета (боьшие верхние треугольники равны по гипотенузе и острому углу, тогда боковые маленькие равны по гипотенузе и катету).
Но, честно говоря, я практически не знаю хороших головоломок. Кроме этих двух, ну разве что доказательства, что 2*2=5. Если есть хорошие - поделитесь, пожалуйста.
Комментарий был изменен с момента создания (onishkova, ср, 03/03/2010 - 15:17).
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Задачка, конечно, не новая, но может быть интересна ребятам и взрослым, которые с ней не встречались.
- У тебя три внука, -сказал один математик другому, - а сколько им лет?
- Догадайся. Произведение их возрастов равно 36.
- Этих данных недостаточно.
- Сумма возрастов совпадает с номером дома напротив.
- Все равно недостаточно.
- Ах да, у старшего завтра день рождения.
- Тогда, понятно!
Сколько лет каждому из внуков?
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Валентина Михайловна!
В задаче - внукам 9, 2 и 2 года?
Я вспоминаю, что как-то, в автобусе, когда я сопровождал олимпиадников г. Шахты на олимпиаду по математике, мне подобную задачу (немного не такую, но на ту же идею) сформулировал один школьник 8 класса. Он сказал, что их учительница не смогла ее решить и сказала, что она некорректно сформулирована. Я с такой тогда впервые столкнулся и решал ее, наверно, минут 15. Затем, я ему рассказал как ее решать, а потом, ради интереса, дал ее порешать ученикам 10 (физико-математического) класса. Так они решили ее минуты за 3...
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Да, ваш ответ правильный, Сергей Юрьевич. А вот почему вы решили, что в уравнении (х-2)^(х^2+2х)=(х-2)^3 не четыре корня?
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Валентина Михайловна!
А откуда это уравнение? Что-то я не помню, когда я его решал. Но вообще-то вопрос о количестве его корней - дело очень скользкое. Я встречал такую точку зрения, что ОДЗ этого уравнения должно быть x>2. Тогда выходит, что оно имеет один корень х=3. Лично я считаю, что оно имеет всё-таки 4 корня (-3, 1, 2 и 3). Но, повторяю, вопрос спорный, так как в школе функции вида f(x)^g(x) не изучаются.
Моя точка зрения основывается на определении корней уравнения (корень - это число, которое при подстановке его в уравнение обращает его в верное числовое равенство). Но один эксперт ФИПИ, когда рецензировал нашу книгу в 2008 году, считал, что это уравнение имеет 1 корень. Я пытался его убеждать, но бесполезно. Просто он мыслит, что функция вида f(x)^g(x) определена только при f(x)>0. И, так как, в учебниках такая, условно говоря, степенно-показательная функция не рассматривается, то, в конце концов, мы договорились, что в задачах ЕГЭ (которые предназначены для всех школьников и не должны вызывать никаких споров) такие функции использовать нельзя. Такую же позицию принял и ФИПИ.
Кстати, аналогичная ситуация сложилась еще с одним видом задач. Он тоже вызвал споры. И эти споры были не только у нас с экспертом, но, как мне потом рассказали, разные мнения по такого типа задачам высказывались сотрудниками МГУ и МФТИ в составе ФИПИ. В конце концов в ФИПИ решили, чтобы такого рода задач на аттестациях не было. Вот пример такой задачи: "Найдите все значения параметра a при которых все решения неравенства f(x,a)>0 являются положительными числами."
Основной вопрос - необходимо ли в ответ включать значения параметра а при которых неравенство не имеет решений? Представители МФТИ считают, что такие значения не имеет смысла рассматривать, а, тем более, включать в ответ. А в МГУ (основываясь на формальной логике) считают, что надо включать. Я считаю, что надо (видимо потому, что изучал логику!). Так как, если множество решений пусто, то об его элементах любое высказывание будет истинным (в том числе - любой элемент пустого множества есть положительное число). А если по-школьному, то можно рассуждать, например, так: "Множество состоит только из положительных чисел тогда и только тогда, когда оно не содержит неположительных чисел. Множество решений пусто, значит оно не содержит неположительных чисел, то есть выполняется условие задачи".
В конце концов формулировка этой задачи, предложенная Л.О. Денищевой была такова: "Найдите все значения параметра a при которых неравенство f(x,a)>0 имеет решения и все его решения являются положительными числами." Тут, конечно, уже все споры утихли.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Спасибо за ответ, Сергей Юрьевич. Просто тогда (2-3? года назад) мне показалось, что вы были противником включения в книгу такого уравнения. Возможно, я ошибалась.Теперь я понимаю, по крайней мере ,из каких соображений это могло бы быть (если было). Хотя с точки зрения школьной практики такая задача и не должна вызывать никаких споров именно потому, что в школе функции вида f(x)^g(x) не изучаются, а определение корня уравнения дается четко и однозначно. Спасибо.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Сообщение с "детской" задачкой, конечно, для почина. Но скоро начнется предэкзаменационная пора. В это время появляется большое количество задач с заверениями, что "это из реальных вариантов". Заверения никогда не оправдываются, но решение хороших задач, их обсуждение приносит и пользу и удовольствие, тренирует нас на работу с учениками следующих выпусков. А есть у вас задачи, придуманные вами или увиденные в хороших сборниках, которые вы считаете "достойными" быть помещенными во вторую часть экзаменационной работы? Присылайте, давайте решим и обсудим.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Предлагаю мастер-класс. Серию занятий по теме "Функционально-графический метод решения уравнений". Эта тема востребована при решении заданий высокого уровня сложности ЕГЭ. Жду комментарий. С уважением Л.С. Сагателова.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Очень интересный материал. Предлагаются методы решения по широкому классу заданий повышенного и высокого уровня сложности. Большое число уравнений приведены с полным решением, демонстрирующим применение рекомендованного способа решения. Большой банк задач для самостоятельного решения. Материал, безусловно, будет полезен для подготовки к выполнению заданий группы С.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Софизм вызывает недоумение у учеников, заставляет задуматься даже самых равнодушных. К сожалению, не помню откуда у меня эта задача.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Такая же идея в основе другой задачки. Сейчс найду и пришлю.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Нетрудно убедиться, что прямоугольники составлены из равновеликих фигур. Тогда и площади прямоугольников должны быть равны. Но площадь первого равна 65 клеткам, а площадь второго 64 таким же клеткам.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Раз уж нас потянуло на детство... Старая задачка:
В прямоугольном треугольнике проведены биссектриса (из вершины) и серединный перпендикуляр основания. Из точки их пересечения проведены перпендикуляры к гипотенузе и второму катету. Доказывается, что длина гипотенузы равна длине второго катета (боьшие верхние треугольники равны по гипотенузе и острому углу, тогда боковые маленькие равны по гипотенузе и катету).
Но, честно говоря, я практически не знаю хороших головоломок. Кроме этих двух, ну разве что доказательства, что 2*2=5. Если есть хорошие - поделитесь, пожалуйста.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Около шара описаны цилиндр объема 1 и конус. Найдите наименьшее значение объема конуса.
У меня получается громоздкое решение, "некрасивое". Хочется покороче.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Уважаемая Валентина Михайловна! Интересное решение предложенной Вами задачи можно найти в журнале "Математика в школе" № 10, 2009. - С. 25-32. Л.С.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Спасибо, Лиана Сергеевна! Но у меня этого номера нет и в сети сейчас не нашла.
На: Новый кабинет "Решаем вместе"
Нашла. Красиво. Спасибо!
На: Кабинет "Решаем вместе"
На всякого мудреца довольно простоты.
Если 611, то 1
Если 537, то 0
Если 109, то 2
Если 786, то 3
Если 296, то ...?