Опубликован доклад по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена, подготовленный Комиссией Президента, возглавляемой Сергеем Нарышкиным
Доклад подготовлен Комиссией по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена, образованной по поручению Президента 14 октября 2009 года.
Председатель комиссии — Руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин.
По результатам рассмотрения итогов проведения в 2009 году Единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Выпускники школ, их родители и педагоги были достаточно подготовлены к повсеместному введению ЕГЭ как способу оценки результата обучения в школе.
В 2009 году ЕГЭ впервые проведен на всей территории Российской Федерации. В течение предыдущих восьми лет он проходил апробацию, и к 2009 году в этот процесс были вовлечены все субъекты Федерации. Государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли 930 тысяч выпускников текущего года и около 200 тысяч выпускников прошлых лет.
2. Существуют значительные позитивные стороны перехода на оценку результата обучения в школе в форме ЕГЭ и его учёта при поступлении в учреждения профессионального образования:
– ЕГЭ существенно снизил нагрузку на выпускников, связанную с необходимостью сдавать экзамены в два этапа (при окончании школы и при поступлении в учреждение профессионального образования);
– единый экзамен дал возможность каждому выпускнику, независимо от его места жительства, участвовать в конкурсе в любые вузы (о чём свидетельствует как рост числа сельских школьников, поступивших в вузы, так и увеличение числа студентов из других регионов в вузах Санкт-Петербурга и Москвы);
– анализ итогов ЕГЭ может использоваться для выявления сильных и слабых мест в преподавании отдельных предметов, в учебных программах и учебниках, в работе учителей, образовательных систем в отдельных регионах России и стране в целом;
– в результате проведения ЕГЭ начало складываться сообщество высококвалифицированных экспертов по проверке и оценке работ выпускников;
– ЕГЭ послужил катализатором формирования системы общественного контроля за качеством образования, в том числе института общественного наблюдения за соблюдением процедур проведения ЕГЭ;
– Единый государственный экзамен стал первым шагом к нормативному осуществлению и фиксации оценки результатов обучения в электронном виде.
3. Система ЕГЭ вносит вклад в движение России и отдельных её регионов к информационному обществу. Цели, технологии и инфраструктура ЕГЭ дают каждому выпускнику и обществу в целом новую модель аттестационных процедур (квалификационных экзаменов), в рамках которых профессионал, претендующий на занятие определённой должности, демонстрирует свои знания и компетентность.
4. В обществе сформировалось значительное число сторонников ЕГЭ.
5. В качестве ключевой публичной проблемы ЕГЭ Комиссия отмечает неверное восприятие этой формы как единственной, отражающей все результаты школьного образования и его качество в целом. Результаты ЕГЭ, в том числе «средний балл», число «отличников» и «двоечников», ошибочно считаются основным показателем работы учителя, школы, региона. ЕГЭ начинает восприниматься не как один из инструментов оценки ученика, учителя и школы, не как ориентир для вуза, а как цель обучения.
По мнению членов Комиссии, ЕГЭ является лишь первым опытом независимой общегосударственной аттестации результатов школьного образования по ряду предметов. Это инструмент оценки всего одного из результатов образования, а именно: академических знаний. Для оценивания других результатов необходимы другие формы оценки (олимпиады, конкурсы, испытания творческой направленности, учёт внеучебных достижений).
6. При проведении ЕГЭ в 2009 году не удалось избежать нарушений и нечестного поведения, в том числе в пунктах сдачи экзамена, что может привести к значительной деформации контингента учащихся при приёме в вуз.
В этой связи членами Комиссии были обсуждены предложения по характеру предлагаемых заданий, по критериям их оценивания, по возможности учёта всего объёма содержания изучаемых предметов в контрольно-измерительных материалах.
Значительная часть предложений связана с необходимостью обеспечения максимальной открытости заданий, из которых формируются контрольно-измерительные материалы, с возможностью их обсуждения.
7. Комиссией отмечен также ряд технологических недостатков ЕГЭ, которые приводили к ненужному напряжению и трудностям для выпускников, в том числе к длительному ожиданию результатов, а также информации о том, какие именно экзамены нужно сдать в конкретный вуз.
Комиссией подготовлены рекомендации по совершенствованию ЕГЭ и развитию системы независимой оценки качества образования. При подготовке нижеследующих рекомендаций рассматривались все предложения, поступившие в Комиссию. В данный доклад включены самые существенные выводы и рекомендации, по которым имеется консолидированная позиция членов Комиссии. Определены конкретные задачи на ближайшее время и перспективу.
Так, в ближайшее время необходимо решить следующие задачи, связанные с совершенствованием ЕГЭ:
– закрепить, что нормативная база по ЕГЭ в том или ином конкретном году не может меняться после определённой для всей территории страны даты;
– усовершенствовать технологию проведения ЕГЭ с целью повышения объективности результатов (в том числе с использованием ИКТ);
– закрепить требования к уровню квалификации экспертов на федеральном уровне;
– своевременно и подробно разъяснять педагогам, учащимся и их родителям, как именно проводится ЕГЭ: от составления списков экзаменующихся до процедуры зачисления в вузы;
– сделать содержание ЕГЭ соответствующим требованиям и результатам, зафиксированным в Федеральном государственном образовательном стандарте (обеспечив формирование задания таким образом, чтобы проверялись и знания, и умение их применять);
– активизировать работу по созданию единой независимой системы оценки качества образования, включающей учебные и внеучебные достижения школьников, одним из элементов которой является ЕГЭ.
Перечень конкретных предложений прилагается.
Ряд предложений членов Комиссии не был поддержан большинством её участников, в т.ч.:
– ввести добровольность сдачи ЕГЭ;
– установить минимальный балл, который позволяет считать ЕГЭ сданным, до аттестации;
– установить возможность выдачи аттестатов выпускникам, получившим неудовлетворительные отметки;
– отменить обязательный ЕГЭ при поступлении в учреждения среднего профессионального образования;
– установить право сдачи экзаменов в традиционной форме для выпускников вечерних школ, не желающих поступать в вузы;
– отказаться от использования тестовых заданий;
– заменить ЕГЭ по литературе сочинением, по истории – устным экзаменом.
|
На: Доклад по совершенствованию проведения Единого государственн
Перечень предложений по совершенствованию проведения ЕГЭ
Краткосрочные меры.
1. Внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую процедуры и содержание Единого государственного экзамена.
1.1. Предусмотреть предельную дату внесения изменений в нормативно-правовые документы, регламентирующие проведения ЕГЭ (сентябрь предшествующего года, в 2010 г. – не позднее марта).
1.2. Создать условия для работы общественных наблюдателей в каждом пункте приёма экзамена и определить статус системы общественного наблюдения за соблюдением объективности и прозрачности процедуры проведения ЕГЭ.
1.3. Определиться с правовыми последствиями нарушений порядка проведения ЕГЭ.
1.4. Установить технологические, материальные, кадровые и иные требования, обеспечивающие качество организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников; осуществлять независимый контроль за их применением в каждом субъекте Российской Федерации.
1.5. Предоставить право поступать на очные отделения вузов на основании вступительных испытаний (без сдачи ЕГЭ) выпускникам прошлых лет (окончивших среднюю школу до 2009 года).
1.6. Установить запрет на наличие в помещениях, где проводится экзамен, мобильных телефонов и иных средств связи, обеспечив при этом условия для их хранения в пунктах проведения экзамена.
1.7. Привлечь профессиональное сообщество (Российский союз ректоров, Союз директоров средних специальных учебных заведений, профессиональные ассоциации учителей, экспертные структуры РАН и РАО, другие институты, осуществляющие анализ учебников и разработку стандартов) к обсуждению и разработке экзаменационных материалов.
2. Совершенствование процедур ЕГЭ.
2.1. Обеспечить регламентацию сроков технологической обработки материалов, относящихся к сданным ЕГЭ, и предоставления информации учащемуся. Исключить возможности задержек и некорректной работы с данными.
2.2. Применение информационных и коммуникационных технологий в ЕГЭ привести в соответствие с использованием этих технологий в образовательном процессе, требования к которым будут определены новым федеральным государственным стандартом общего образования (включая его начальную ступень). Сформировать планы по поэтапному переходу ЕГЭ по всем сдаваемым предметам в электронный формат.
2.3. Рассмотреть возможность использования в процедуре ЕГЭ иных экзаменационных форм (в том числе устной коммуникации – при сдаче экзамена по иностранным языкам, электронной версии сдачи экзамена по информатике).
2.4. Обеспечить проверку результатов ЕГЭ экспертами независимо от региона проживания эксперта и обучающегося.
2.5. Рассмотреть возможность более широкого выбора экзаменов по иностранному языку с учётом востребованности знания этого языка на рынке труда.
2.6. Обеспечить соблюдение безопасности проведения ЕГЭ, в том числе в части защиты персональных данных его участников.
2.7. Обеспечить нахождение перечня заданий ЕГЭ в открытом доступе через сеть Интернет.
2.8. Предусмотреть расширение возможностей сдачи ЕГЭ за пределами Российской Федерации.
3. Совершенствование содержания и форм ЕГЭ, правил приёма в учреждения профессионального образования.
3.1. Совершенствовать практику отбора талантливой молодёжи по результатам олимпиад; развивать олимпиады школьников в части расширения их географии, усиления роли ведущих вузов в их проведении, объединения нескольких близких по профилю вузов в целях проведения одной масштабной олимпиады по данному профилю.
3.2. Восстановить и развить сеть специализированных учебно-научных центров и академических гимназий при ведущих вузах для обучения в старших классах школьников, проявивших особые способности к наукам.
3.3. Обеспечить поступление выпускников школ и ссузов в вузы по единому перечню вступительных испытаний.
3.4. Проработать вопросы об упорядочении целевого и льготного приёма в вузы, включая необходимость учёта минимального для поступления в данный вуз результата по профильным предметам, а также обеспечить открытость, прозрачность его результатов.
3.5. Установить единые правовые нормы для граждан, поступающих в вузы и ссузы, имеющие аккредитацию или только лицензию.
3.6. Рассмотреть возможность сдачи по выбору ЕГЭ по математике с заданиями на более высоком уровне, в том числе в целях учёта результатов при поступлении в профильные вузы.
4. Информационная поддержка ЕГЭ.
4.1. Подготовить учебный модуль «Процедурные и правовые вопросы ЕГЭ», ориентированный на практические потребности выпускников, для возможного изучения в рамках предмета обществознание или в другой форме.
4.2. На уровне каждого муниципалитета, региона и Российской Федерации в целом предусмотреть меры по сопровождению выпускников среднего полного общего образования, не прошедших государственную итоговую аттестацию.
5. Долгосрочные меры по развитию системы оценки качества образования.
5.1. Построение системы управления качеством в образовании, необходимыми элементами которой являются системы оценивания, мониторинга (сбора и хранения данных), анализа результатов:
– качество работы учителя необходимо оценивать по динамике индивидуального прогресса учащихся и в сопоставлении с работой других учителей; при аттестации учителя следует учитывать в том числе умение выполнять задания ЕГЭ и оценивать работы выпускников, выполненные в ЕГЭ;
– требуется завершить разработку различных форм оценивания учащегося, учителя, школы, системы образования муниципалитета, региона; определить роль и место ЕГЭ в комплексных оценках.
5.2. Создание института федерального уровня по оценке качества образования.
5.3. Реализация программы научных исследований и подготовки кадров в области управления качеством образования.
5.4. Введение практики объективных испытаний, формируемой в рамках ЕГЭ, в вузовские экзамены, в системы аттестации работников в различных сферах.