Недавно в России прошел опрос населения о степени полезности различных школьных предметов. Опрос прооводил ВЦИОМ (wciom.ru) 22-23 августа 2009 г. у 1600 человек из 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Цитирую:
Самими полезными предметами из школьной программы россияне считают алгебру и математику (50%) и русский язык (47%). Несколько реже наши сограждане указывают на иностранный язык (25%), историю (24%), физику (17%), литературу (16%), информатику (13%). Еще реже россияне считают полезными химию (9%), географию (7%), физкультуру (4%), биологию (3%), ОБЖ (2%). Наименее важным россияне считают преподавание обществоведения, труда, экономики, этики и культурологии (по 1%). В свою очередь, 12% считают, что изучать нужно все предметы, еще 1% уверены, что все зависит от индивидуальных интересов.
Вот такие результаты. Какй возраст опрошенных, неизвестно. Последняя цифра смущает: одна должна быть намного выше. Как вы считаете: процент "нужности" информатики соответствует действительности? Или он мог быть и ниже?
А что значит самый полезный предмет? Это тот, который пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности? Или может быть тот который способствует формированию умений и навыков XXI века? Или тот что позволит комфортно ощущать себя в любом обществе?
На мой взгляд такой вопрос не совсем корректен, для полноценного развития личности человека необходимо изучение всех школьных дисциплин в полном объеме. Но это мое мнение...
Грустно за предметы художественно-гуманитарного цикла, но все ли опросы могут быть объективными? Думаю, доля объективности может меняться в ту или другую сторону в зависимости от состава респондентов
Абсолютно с Вами согласна, Наталья Вячеславовна,для такой серьезной проблемы, формулировка вопроса имеет огромное значение. Уровень культуры человека напрямую зависит от багажа общечеловеческих знаний, а для для наших учеников он (этот багаж) частенько становится все легче и легче... С уважением, Валентина Ивановна
Комментарий был изменен с момента создания (vaulchenko, вс, 06/09/2009 - 21:15).
Размещено вс, 06/09/2009 - 18:32 пользователем Екатерина Андреевна Кузнецова.
Мне близка позиция Антонины Александровны: " с кого спрос"? Кто они, респонденты? Ведь о полезности предметов можно судить по-разному по многим причинам, выбор определяется уровнем образования, профессией, кругом интересов, успешностью в усвоении того или иного предмета.
Размещено чт, 10/09/2009 - 19:18 пользователем Татьяна Михайловна Максимова.
Видимо "полезность" математики и русского языка определил обязательный ЕГЭ по этим предметам. Ну а остальные предметы... вот здесь степень их важности для учеников зависит от учителя.
Размещено чт, 10/09/2009 - 20:02 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Татьяна Михайловна, а как степень важности предмета зависит от учителя? Поясните, пожалуйста. Интересно, увлекательно преподает - важность повышается, скучно ребенку, и важности не представляет предмет. Или как-то иначе?
Размещено вт, 22/09/2009 - 22:39 пользователем Ирина Валентиновна Беземская.
Ольга Михайловна! Вы действительно считаете, что полезность предмета зависит от того хорош учитель или нет? Тогда выходит, что у нас нет хороших учителей биологии и химии ( полезность этих предметов низкая)? А вот математики и филологи - хорошие учителя? На мой взгляд понятия "полезность" и "интерес" различаются. Ребенок с увлечением занимается биологией,а после школы поступает на экономический или юридический (и причин этого может быть масса). и его интерес к биологии так и останется интересом, не найдя практического применения. и все предметы одинаково интересными для всех не будут Есть - гуманитарии, есть -технари. и это заложено природой..С ув.Беземская И.В.
Размещено пн, 28/09/2009 - 20:59 пользователем Виктор Васильевич Рубан.
Значит только 4% школьников понимают значение физической культуры в укреплении здоровья.Или у 4% - ов школьников этот предмет вёлся интересно.А если глубже посмотреть, то 4% это показатель физически культурно воспитанных детей и з числа опрошенных.
56% моих выпускников сдавали ЕГЭ по английскому. Он оказался востребованным при поступлении в вузы. Как и информатика этот предмет универсален и необходим любому профессионалу. К сожалению "нравится" и "надо" не всегда совпадает. А именно предметы естественнонаучного цикла будут в ближайшее время самыми востребованными
Размещено вт, 29/09/2009 - 18:38 пользователем Татьяна Михайловна Максимова.
Ради интереса я провела подобный опрос в нескольких классах своей школы. Вот результат: степень важности предмета оказалась напрямую зависимой от учителя (нравится ребятам учитель - они считают этот предмет важным). Правда многие 11-классники говорили о значимости математики и русского языка, а также тех предметов, которые им необходимы для поступления в вуз.
Размещено пт, 09/10/2009 - 19:23 пользователем Елена Владимировна Чудаева.
Я рада за то, что математике отдали предпочтение 50%, а ведь в 10-11 классах она не такая уж и простая. Я с Вами согласна, что востребованы будут предметы естественно-научного циклаа, так как стране нужны не юристы и экономисты, а инженеры и программисты. И информатику нужно изучать(!), а не в игрушки играть.
Коллеги! Самое важно в школе - не какой-то определенный предмет, а то, что наши дети здесь научаются умению получать нужные знания самостоятельно, им прививают желание учиться и дальше. И то, что именно здесь они получают возможность стать настоящими людьми!
Размещено вс, 08/11/2009 - 05:41 пользователем Татьяна Владимировна Дугина.
Ни одной минуты не сомневаюсь в профессиональности сотрудников ВЦИОМ, только вот меня в свое время в институте (противоречие какое-то) учили: проводимый опрос должен отражать интересы определенной группы лиц, одного возраста, примерно одинакового уровня образования - ну и дальше по списку.... Вопрос должен быть составлен корректно, а иначе полученные данные нельзя будет применить на практике... Только в таком случае данные, полученные при опросе, будут соответствовать (более-менее) действительности.Я полученные данные ну никак не могу использовать в своей работе. Вопрос из разряда - а врач какой специализации , как вы считаете , более необходим жителям страны? ///. Кстати, еще более интересные материалы найдете на сайте ВЦИОМ - я, например, долго странички перелистывала... Например:
В.ФЕДОРОВ: «По мнению относительного большинства россиян, худшие времена уже позади. Это существенный прогресс» -
а в курсе обществознания изучаются основы экономической теории.... Зачем? - опроси сограждан,и по самочувствию выноси вердикт/
Мня поразил 1% считающих обществоведение!!! полезным предметом (про другие просто промолчу). А потом мы говорим о Гражданах и правовых нормах: люди, которые не знают свои права и обязанности - потому, что им это НЕПОЛЕЗНО. О каком ПРАВОВОМ государстве можно говорить.
При этом посчитайте процент выпускников, которые сдают этот ненужный предмет
Размещено вт, 01/12/2009 - 14:14 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
А мне этот опрос и его результаты еще раз показывают состояние нашего общества. Думаю, что для общего развития важны и нужны все предметы, а для получения профессии - каждому свои.
Уважаемая Елена Евгеньевна, полностью с вами согласна. Надо обсуждать не полезность предметов и квалификацию учителей, а приходить в ужас от ограниченности общества!!!! Математика и русский нужны для сдачи ЕГЭ. Но как же общее культурное развитие человека??? Человек должен иметь знания во всех областях, пусть где-то больше, где-то меньше - это стимул для получения знаний. Но многим ничего уже не интересно, от этого грустно.
Комментарий был изменен с момента создания (baryischevan, ср, 27/01/2010 - 17:00).
Соглашусь со своими коллегами в том, что к сожалению в правовых вопросах не только ребята, но и мы взрослые не очень сильны. А обществоведению так мало голосов отдано. Но и тот факт, что личность учителя играет не маловажное значение со счетов не сбросишь. Моя дочь обожает обществоведение потому, что был очень сильный учитель по этому предмету. И унеё(дочери) даже не возникало сомнений по какому предмету ЕГЭ сдавать. Сказать что она у меня гуманитарий не могу, но и не технарь. Зато в своих правах и обязанностях очень хорошо разбирается. Огромное спасибо за это Ширяевой Г.И. А вот то, что на информатике пора заканчивать играть, а пора серьёзно заниматься, я беими руками "за". Но хороших специалистов по информатике "днём с огнём" не найдёшь, на ту ззарплату, которую им предлагают. Только как подработка. Но этот момент не всех интересует. Грустно становится.
Очень трудный вопрос. Знания нужны рызные.Мне думается, что школа должна дать основы разных наук. Но тщательнее надо подходить к отбору содержания: выпускник школы должен владеть знаниями и умениями для реальной жизни. Вспомним, сколько лишнего пришлось в жизни выучить нам! С 8 или 9класса -профильное обучение, но умело организованное, предполагающее возможность выбора, поиска, предоставления разнообразных русурсов социума.
Размещено сб, 13/02/2010 - 12:19 пользователем Татьяна Владимировна Озерова.
Здравствуйте, коллеги! Я представляю предмет, который по опросу попал в "ненужный" 1%. Что же не устраивает респондентов? И не на этот ли опрос ориентирется Министерство образования, когда убирает предмет "Технология" из учебного плана 9 класса, а также профильных классов старшей школы? Начнем с того, что предмет называется не "труды", а "технология". И задачи данного предмета несколько иные. Пока не будут решены проблемы данного предмета: оснащение мастерских (подчас 40-летней давности), квалифицированные учителя (особенно направления "технический труд"), и на уроках дети будут выполнять программу предмета, а не подметать школьный двор и оттирать стены в коридорах, отношение будет на уровне 1%.
Размещено сб, 06/03/2010 - 15:00 пользователем Ольга Владимировна Королева.
Я представляю информатику и черчение. Что касается информатики, я согласна с тем, что программирование нужно в дальнейшей профессиональной деятельности будет далеко не всем нашим ученикам, но сводить все на информационные технологии тоже не стоит. В зависимости от возраста предпочтения ребят меняются. А черчение в школе проскакивает за один год как и не было. Нужен этот предмет или нет дети часто не могут дать ответ, вот только придя в вуз, техникум и т.д. сталкиваются с тем, что оказывается все технические специальности требуют знание этого предмета.
—
Жизнь - интерактивная игра: задумана не очень, графика обалденная, и сохраниться нельзя.
Информатика, безусловно, очень нужный предмет. Наверное, смущает программирование. Нужно больше практических занятий, всё-таки программы писать будут далеко не все, а навыки владения компьютером нужны будут абсолютно каждому.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Кто же в школе всех нужнее...
На: О степени полезности различных школьных предметов
Хорошие учителя!!!
На: О степени полезности различных школьных предметов
А как же три сущности мира: вещество, энергия, информация? Значит, плохо учим информатике (просто для многих информатика - забава на компьютере).
А вообще, всяк кулик...
На: О степени полезности различных школьных предметов
Ну, если руссий язык полезен лишь для 47%, то что говорить о преподаваемом мной предмете история? А вы говорите воспитание патриотизма....
На: О степени полезности различных школьных предметов
А что значит самый полезный предмет? Это тот, который пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности? Или может быть тот который способствует формированию умений и навыков XXI века? Или тот что позволит комфортно ощущать себя в любом обществе?
На мой взгляд такой вопрос не совсем корректен, для полноценного развития личности человека необходимо изучение всех школьных дисциплин в полном объеме. Но это мое мнение...
На: О степени полезности различных школьных предметов
Грустно за предметы художественно-гуманитарного цикла, но все ли опросы могут быть объективными? Думаю, доля объективности может меняться в ту или другую сторону в зависимости от состава респондентов
На: О степени полезности различных школьных предметов
Получается,что лишь 1 % опрашиваемых отдали свой голос в пользу личностно-ориентированного образования.
На: О степени полезности различных школьных предметов
На: О степени полезности различных школьных предметов
Мне близка позиция Антонины Александровны: " с кого спрос"? Кто они, респонденты? Ведь о полезности предметов можно судить по-разному по многим причинам, выбор определяется уровнем образования, профессией, кругом интересов, успешностью в усвоении того или иного предмета.
На: О степени полезности различных школьных предметов
"...выбор определяется уровнем образования,..."
Выбор зависит от учителя, который помогает ребенку, "влюбляет" в свой предмет, помогает понять "зачем мне это надо" и т.д.
Из переписки моих детей: "Познакомились с новыми учителями. Теперь русский мой любимый предмет!" (7.09.2009 5 класс)
На: О степени полезности различных школьных предметов
На: О степени полезности различных школьных предметов
Видимо "полезность" математики и русского языка определил обязательный ЕГЭ по этим предметам. Ну а остальные предметы... вот здесь степень их важности для учеников зависит от учителя.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Татьяна Михайловна, а как степень важности предмета зависит от учителя? Поясните, пожалуйста. Интересно, увлекательно преподает - важность повышается, скучно ребенку, и важности не представляет предмет. Или как-то иначе?
На: О степени полезности различных школьных предметов
Ольга Михайловна! Вы действительно считаете, что полезность предмета зависит от того хорош учитель или нет? Тогда выходит, что у нас нет хороших учителей биологии и химии ( полезность этих предметов низкая)? А вот математики и филологи - хорошие учителя? На мой взгляд понятия "полезность" и "интерес" различаются. Ребенок с увлечением занимается биологией,а после школы поступает на экономический или юридический (и причин этого может быть масса). и его интерес к биологии так и останется интересом, не найдя практического применения. и все предметы одинаково интересными для всех не будут Есть - гуманитарии, есть -технари. и это заложено природой..С ув.Беземская И.В.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Значит только 4% школьников понимают значение физической культуры в укреплении здоровья.Или у 4% - ов школьников этот предмет вёлся интересно.А если глубже посмотреть, то 4% это показатель физически культурно воспитанных детей и з числа опрошенных.
На: О степени полезности различных школьных предметов
56% моих выпускников сдавали ЕГЭ по английскому. Он оказался востребованным при поступлении в вузы. Как и информатика этот предмет универсален и необходим любому профессионалу. К сожалению "нравится" и "надо" не всегда совпадает. А именно предметы естественнонаучного цикла будут в ближайшее время самыми востребованными
ВН
На: О степени полезности различных школьных предметов
Ради интереса я провела подобный опрос в нескольких классах своей школы. Вот результат: степень важности предмета оказалась напрямую зависимой от учителя (нравится ребятам учитель - они считают этот предмет важным). Правда многие 11-классники говорили о значимости математики и русского языка, а также тех предметов, которые им необходимы для поступления в вуз.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Я рада за то, что математике отдали предпочтение 50%, а ведь в 10-11 классах она не такая уж и простая. Я с Вами согласна, что востребованы будут предметы естественно-научного циклаа, так как стране нужны не юристы и экономисты, а инженеры и программисты. И информатику нужно изучать(!), а не в игрушки играть.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Коллеги! Самое важно в школе - не какой-то определенный предмет, а то, что наши дети здесь научаются умению получать нужные знания самостоятельно, им прививают желание учиться и дальше. И то, что именно здесь они получают возможность стать настоящими людьми!
На: О степени полезности различных школьных предметов
Не определяется ли полезность предметов, выбранных респондентами необходимостью сдавать по ним ЕГЭ?
На: О степени полезности различных школьных предметов
Ни одной минуты не сомневаюсь в профессиональности сотрудников ВЦИОМ, только вот меня в свое время в институте (противоречие какое-то) учили: проводимый опрос должен отражать интересы определенной группы лиц, одного возраста, примерно одинакового уровня образования - ну и дальше по списку.... Вопрос должен быть составлен корректно, а иначе полученные данные нельзя будет применить на практике... Только в таком случае данные, полученные при опросе, будут соответствовать (более-менее) действительности.Я полученные данные ну никак не могу использовать в своей работе. Вопрос из разряда - а врач какой специализации , как вы считаете , более необходим жителям страны? ///. Кстати, еще более интересные материалы найдете на сайте ВЦИОМ - я, например, долго странички перелистывала... Например:
В.ФЕДОРОВ: «По мнению относительного большинства россиян, худшие времена уже позади. Это существенный прогресс» -
а в курсе обществознания изучаются основы экономической теории.... Зачем? - опроси сограждан,и по самочувствию выноси вердикт/
На: О степени полезности различных школьных предметов
Мня поразил 1% считающих обществоведение!!! полезным предметом (про другие просто промолчу). А потом мы говорим о Гражданах и правовых нормах: люди, которые не знают свои права и обязанности - потому, что им это НЕПОЛЕЗНО. О каком ПРАВОВОМ государстве можно говорить.
При этом посчитайте процент выпускников, которые сдают этот ненужный предмет
На: О степени полезности различных школьных предметов
На: О степени полезности различных школьных предметов
Уважаемая Елена Евгеньевна, полностью с вами согласна. Надо обсуждать не полезность предметов и квалификацию учителей, а приходить в ужас от ограниченности общества!!!! Математика и русский нужны для сдачи ЕГЭ. Но как же общее культурное развитие человека??? Человек должен иметь знания во всех областях, пусть где-то больше, где-то меньше - это стимул для получения знаний. Но многим ничего уже не интересно, от этого грустно.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Соглашусь со своими коллегами в том, что к сожалению в правовых вопросах не только ребята, но и мы взрослые не очень сильны. А обществоведению так мало голосов отдано. Но и тот факт, что личность учителя играет не маловажное значение со счетов не сбросишь. Моя дочь обожает обществоведение потому, что был очень сильный учитель по этому предмету. И унеё(дочери) даже не возникало сомнений по какому предмету ЕГЭ сдавать. Сказать что она у меня гуманитарий не могу, но и не технарь. Зато в своих правах и обязанностях очень хорошо разбирается. Огромное спасибо за это Ширяевой Г.И. А вот то, что на информатике пора заканчивать играть, а пора серьёзно заниматься, я беими руками "за". Но хороших специалистов по информатике "днём с огнём" не найдёшь, на ту ззарплату, которую им предлагают. Только как подработка. Но этот момент не всех интересует. Грустно становится.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Очень трудный вопрос. Знания нужны рызные.Мне думается, что школа должна дать основы разных наук. Но тщательнее надо подходить к отбору содержания: выпускник школы должен владеть знаниями и умениями для реальной жизни. Вспомним, сколько лишнего пришлось в жизни выучить нам! С 8 или 9класса -профильное обучение, но умело организованное, предполагающее возможность выбора, поиска, предоставления разнообразных русурсов социума.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Здравствуйте, коллеги! Я представляю предмет, который по опросу попал в "ненужный" 1%. Что же не устраивает респондентов? И не на этот ли опрос ориентирется Министерство образования, когда убирает предмет "Технология" из учебного плана 9 класса, а также профильных классов старшей школы? Начнем с того, что предмет называется не "труды", а "технология". И задачи данного предмета несколько иные. Пока не будут решены проблемы данного предмета: оснащение мастерских (подчас 40-летней давности), квалифицированные учителя (особенно направления "технический труд"), и на уроках дети будут выполнять программу предмета, а не подметать школьный двор и оттирать стены в коридорах, отношение будет на уровне 1%.
С уважением, Озерова Т. В.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Я представляю информатику и черчение. Что касается информатики, я согласна с тем, что программирование нужно в дальнейшей профессиональной деятельности будет далеко не всем нашим ученикам, но сводить все на информационные технологии тоже не стоит. В зависимости от возраста предпочтения ребят меняются. А черчение в школе проскакивает за один год как и не было. Нужен этот предмет или нет дети часто не могут дать ответ, вот только придя в вуз, техникум и т.д. сталкиваются с тем, что оказывается все технические специальности требуют знание этого предмета.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Информатика, безусловно, очень нужный предмет. Наверное, смущает программирование. Нужно больше практических занятий, всё-таки программы писать будут далеко не все, а навыки владения компьютером нужны будут абсолютно каждому.
На: О степени полезности различных школьных предметов
Примерно, как у Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан"