Под технологическими требованиями к ЭОР мы будем понимать те требования, которые могут (и должны) обеспечиваться возможностями технологии, в данном случае, ИКТ. Эти требования можно разделить на следующие группы: требования к пользовательскому интерфейсу, требования к навигации и поиску, требования к обратной связи и требования к тестовым заданиям.
Требования к пользовательскому интерфейсу
Важным требованием к ЭОР является дружественность и интуитивность интерфейса (общепринятый характер используемой терминологии, понятность аббревиатур и мнемоники, ясный механизм внутренней и внешней навигации). Дружественность и интуитивность интерфейса с технической точки зрения выглядит следующим образом: для обеспечения удобного, понятного и легко осваиваемого интерфейса требуется:
· наличие контекстно-зависимой справочной информации;
· предоставление максимально удобных возможностей для ввода информации;
· наличие единых правил работы со всеми меню;
· одинаковый или сходный и легко доступный выход из любого режима;
· обязательный запрос подтверждения в «опасных» ситуациях (выход из программы, возможность удаления информации и т.п.);
· предупреждение пользователя о любом длительном процессе;
· корректная обработка нестандартных ситуаций и некорректных действий пользователя;
· возможность отмены сделанных изменений, возврата на несколько шагов назад.
Требования к организации систем поиска, навигации и гиперссылок
Эффективность ориентирования в учебном материале во многом зависит от того, насколько хорошо организована система оглавлений, указателей и ссылок. Можно выделить следующие требования к организации систем поиска, навигации, гиперссылок:
· ЭОР должен иметь ключевой экран, на котором представляется схема, отражающая текущее положение обучающегося в ЭОР;
· пользователю должна быть доступна функция «Поиск»;
· гиперссылки должны содержать предварительную информацию о том, куда они ведут; должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок; гиперссылки должны быть четко обозначенными; следует исключить выделение фрагментов текста подчеркиванием (там, где нет гиперссылок);
· текст должен помещаться на 1-2 экрана; если текст значительно больше, то вначале следует разместить его оглавление (метки) и от них организовать локальные ссылки – «якоря» в пределах раздела; в конце каждого раздела должны быть кнопки «возврат в начало», «переход к оглавлению», «переход к следующему разделу».
Требования к организации обратной связи (помощи) в ЭОР
Основное назначение предметной помощи – «надоумить», «навести на мысль», «напомнить», «посоветовать». Это позволяет рассматривать помощь как уместное средство коррекции знаний обучающихся, способ активизации их мыслительной деятельности, одну из частей интерактивного диалога. Информация об ошибках при проведении контроля обладает особой эвристической ценностью: 1) ошибка даёт исследователю информацию о протекающих у обучаемых когнитивных (познавательных) процессах; 2) ошибка предоставляет обучающемуся сведения, помогающие ему регулировать собственную деятельность; 3) ошибка – источник креативности, побуждающий к поиску новых решений.
В ЭОР выделяется два вида помощи:
· техническая, дающая информацию о правилах работы с программой и её возможностях;
· предметная, несущая информацию по изучаемой дисциплине.
По способу предъявления выделяют текстовую, графическую, звуковую, видео, гипертекстовую и комбинированную системы помощи.
По характеру выделяют следующие виды помощи:
· прямая помощь – содержит конкретную информацию; рекомендуется при ответе на вопросы, требующие репродуктивного запоминания;
· косвенная помощь – не включает непосредственной информации об ответе; содержит методические рекомендации, описывающие способ нахождения ответа.
Косвенная помощь является более предпочтительной, по сравнению с прямой, так как она стимулирует умственную активность обучаемых. Косвенная помощь, в свою очередь, подразделяется на:
· фактологическую; содержит информацию о конкретных фактах (свойствах, величинах, формулах), требующихся для формулирования правильного ответа;
· ориентирующую; сообщает, где можно взять недостающую для решения той или иной задачи информацию;
· теоретическую; несет информацию о правилах, теоретических положениях, знание которых необходимо для решения конкретного вопроса;
· логическую; система наводящих вопросов и умозаключений, подводящая обучающего к решению конкретной задачи, фактически, краткие методические рекомендации; она в большей степени задействует мыслительную активность учащихся и имеет частично-поисковый характер.
В этой связи в зависимости от сложности вопроса или задания целесообразна организация помощи в два или три шага. Первые два шага помощи не должны содержать подсказки, что очень важно для поддержания творческого уровня задачи. Первый шаг помощи желательно направлять на усиление концентрации внимания обучаемого, включая в него советы типа «Не торопитесь с ответом, введите ответ снова», «Не торопитесь с ответом, подумайте», «Вы ошиблись при вводе ответа, будьте внимательнее». Второй шаг помощи может содержать советы, отсылающие учащегося к справочнику. Третий шаг помощи может содержать подсказку или вывод правильного ответа, что, фактически, переводит задачу на данном этапе решения из творческой в нетворческую.
Основные характеристики системы помощи:
1) мотивированность;
2) своевременность;
3) направленность на решение конкретной проблемы;
4) соответствие возможностям обучаемых;
5) адекватность тем затруднениям, которые испытывает обучаемый;
6) лаконичность выдаваемых сообщений;
7) доступность в любое время.
Реализация этих характеристик в конкретном ЭОР достигается выполнением следующих требований:
· разбиение процесса решения сложной задачи на несколько этапов;
· реализация многоуровневого принципа оказания помощи «от меньшей к большей»;
· организация интерактивного, диалогового режима с целью определения и уточнения истинных причин затруднений в ходе самого процесса оказания помощи;
· подробное разъяснение, раскрытие цели предъявления дополнительного материала или вспомогательной учебной задачи, выдаваемой системой помощи;
· сообщения по каналу обратной связи должны даваться в течение нескольких секунд; задержка сообщений от 10 секунд и больше может отрицательно сказаться на отношении обучаемых к помощи компьютера.
Требования к формированию тестовых заданий
В тестовые задания рекомендуется включать только наиболее важные, ключевые элементы знания. Элементы содержания должны быть не только значимыми, но и достаточными для контроля. Но репрезентативность теста не предполагает обязательного включения в него всех значимых элементов содержания, так как многие из них могут быть связаны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой, иерархически подчинены. С целью диагностики как можно большего количества видов знаний рекомендуется использовать разнообразные формы тестовых заданий.
Тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:
· иметь логическую форму высказывания; быть краткими, доступными;
· обеспечивать максимальный охват изученной информации при минимальной продолжительности контроля;
· быть по возможности вариативными: в случае необходимости повторной выдачи задания, оно должно быть сформировано с другими данными;
· содержать межпредметные связи, быть акцентированными на практическое применение;
· инструкция должна быть адекватна форме и содержанию задания;
· иметь унифицированную форму представления на экране;
· иметь одинаковые правила оценки ответов;
· минимизировать затраты времени на проверку результатов контроля.
В общем виде тестовое задание должно состоять из четырех частей: инструкции, текста задания, вариантов ответа и правильного ответа. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание. Как правило, дается одна инструкция для группы однотипных заданий. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, ее следует снабжать одним или несколькими примерами. Правильный ответ – обязательный атрибут тестового задания. Основное требование к тестовым заданиям, предполагающим автоматизированную проверку – иметь однозначный правильный ответ.
* * *
ИКТ обладают столь мощными и разнообразными средствами взаимодействия с пользователями, что невозможно ограничить проектирование ЭОР достаточно подробной системой требований. Сформулированные требования позволяют избежать грубых ошибок при проектировании, но не гарантируют создания выдающегося ресурса. Точно также, окончание педагогического вуза не гарантирует появления выдающегося учителя. Проектирование ЭОР сейчас уже можно считать самостоятельной профессией, и создание выдающегося продукта есть функция собственных творческих усилий, а не слепого следования системе требований.
|