Интегрированный урок литературы и биологии в 11 классе
Тема: Творчество в жизни человека и общества.
Цели:
Образовательная.
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты;
заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством.
Развивающая.
Продолжить формирование умений кратко высказывать мысль и доказывать её; сравнивать и анализировать тексты.
Воспитательная.
Формировать у учащихся нравственные качества души на примере творческих личностей; принимать участие в дискуссии, умение слушать, слышать, задавать вопросы, вступать в диалог и пробуждать воображение.
Тип урока: интегрированный, работа с использованием элементов методики обучения сочинению по ассоциативному воображению.
Творчество – это работа для души
Н. Сапунов
Ход урока.
I. Этап урока. Организационный.
II. Мотивация. Побуждение к действию.
Индуктор. Пробуждение воображения. Вода – великая стихия.
III. Написать слово «Марина» так, чтобы линии и формы букв отражали различные сущности этой стихии.
(На фоне песни «Кто создан из камня» в исполнении Киры Малыгиной
в творческий процесс включаются учащиеся: они пишут смысловые ассоциации. Рисуют буквы в виде завитушек, капель, водопадов: идёт чувственно-образное оживление слова)
IV. Индивидуальная работа. Творчество – изысканный вид наслаждения. (Раздаются карточки с заданиями, где собирается материал для мини-сочинения "Слово о М.Цветаевой")
Карточка
1. Что для вас означает образ Марины Цветаевой?
2. Какие ассоциации возникают при прочтении стихотворений М. Цветаевой?
3. Попытайтесь составить план варианта мини- сочинения «Слово о Марине Цветаевой»
После чего учащиеся прослушивают работы одноклассников и записывают наиболее понравившиеся фразы и словосочетания для мини-сочинения.
V. Работа в парах. (Учащиеся отвечают на вопросы).
1. Что такое творчество и в чём оно проявляется?
2. Может ли прожить человек без творчества?
3. Какую роль играет творчество в жизни общества?
4. Как соотносится духовное, социальное и телесное в жизнедеятельности человека?
5. Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?
VI. Просмотр презентации "Елабуга".
Вывод: Любое самоубийство – тайна, замешанная на непереносимой боли. Но увидеть изнутри человека в этой предельной ситуации – задача почти невозможная. И тем более, когда это касается личности столь незаурядной, как личность Марины Цветаевой. Загадка Елабуги остаётся; быть может, она останется навсегда. «Есть лишь убийства на свете – запомните./ Самоубийств не бывает вообще» (Е.Евтушенко).
Фронтальный опрос:
1. Какую роль играют деревья в природе.
2. Что такое фотосинтез?
3. Что происходит с деревьями, когда они погибают?
VII. Чтение и анализ стихотворения "Деревья".
К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы – пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!
Зелёных отсветов рои…
Как в руки – плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
Задание: 1. Какие чувства рождаются в душе во время чтения стиха?
2. Вспомните случай из своей жизни, когда пришлось испытать подобное эмоциональное состояние?
3. Напишите отклик на стихотворение.
VIII. Работа со стихотворением.
Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди
Винограда и рябины.
Ржавый – август!
Задание. Прочесть и прослушать стихотворение, представить образ человека по имени Август и составить короткие рассказы-характеристики.
IX. Работа над мини-сочинением "Слово о М. Цветаевой".
Марина Цветаева – царственная, свободная женщина, трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине, наша душа полна мечтаний и надежд, стремления противостоять трудностям, готова строить свою судьбу.
X.Рефлексия. Синквейн.
1. Название.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Предложение.
5. Существительное.
XI.Домашнее задание. 1.Написать сочинение по творчеству Марины Цветаевой. 2.Изучить параграф 13 из учебника «Общая биология» и составить вопросы-понятия, вопросы-суждения по теме «Творчество в жизни человека и общества»
Литература:
1. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэзия XX века. М. «Профиздат».1998г.
2. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дрофа: Вече, 2002г.
3. Ж. «Русский язык и литература» №6 2007. Биография писателя.
4. И. Понамарёва. Общая биология. М. Вентана-Граф. 2005
5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение
Юлия Фёдоровна! Иван Августович! Большое спасибо за разработку урока и прикреплённый материал к нему. Я думаю он многим пригодится. Урок интегрированный. Идёт работа с использованием элементов методики обучения сочинению по ассоциативному воображению. Знакомство с творчеством М. Цветаевой произошло с несколько необычного упражнения: индуктора, то есть пробуждения воображения с последующим закреплением смысловыми ситуациями, возникающими в воображении, когда мы произносим имя Марины Цветаевой. Этим заданием старшеклассники включились в творческий процесс. Использованные приёмы при работе над стихотворениями помогают восприятию поэтических символов, стимулируют интенсивное развитие воображения, индивидуальное прочтение поэзии. Этап урока работы над стихотворением "Деревья"связан с эмоциональным состоянием учащихся. Выдающийся литературовед, психолог М.М. Бахтин утверждал: "Жизнь по природе своей диалогична". Школьный урок как кусочек жизни тоже был диалогичным.
Лидия Петровна, большое спасибо за Ваш комментарий. Да, на уроке проводилась большая творческая работа. Учащимся была предоставлена возможность творить, а это важно! Такие уроки нужно проводить чаще, а тем более интегрированные.
На: Интегрированный урок по литературе и биологии по теме: "Твор
На: Интегрированный урок по литературе и биологии по теме: "Твор
Лидия Петровна, большое спасибо за Ваш комментарий. Да, на уроке проводилась большая творческая работа. Учащимся была предоставлена возможность творить, а это важно! Такие уроки нужно проводить чаще, а тем более интегрированные.