Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Цели:
Обучающие:углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
Развивающие:совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
Воспитывающие:продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики.
Оформление к уроку: компьютер, слайды, презентации учащихся, дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока.
Слово учителя:
- Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме.
Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Сегодня мы будем отрабатывать практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.
а) 3 ученика работают с карточками индивидуального задания в тетрадях
б) в Пока трое работают в тетрадях, мы проведем устный опрос.
- Какое предложение называется сложным? Почему?
- Какие типы сложного предложения вам известны? (ССП, CПП, БСП)
–Какие предложения называются СПП?
–На какие 3 группы по значению придаточных они делятся?
- Как отделяется придаточное предложение от главного?
А теперь проверим, как справились наши ребята со своими заданиями.
Учитель:Ребята, есть случаи, когда между главной и придаточной частью запятая не ставится. Вы должны их запомнить. Давайте рассмотрим такие случаи на примерах.
Он обиделся, но не сказал ___почему.
Придаточное состоит из одного союзного слова
Не представлял себе ____и как он выберется из этого положения.
Перед придаточным стоит сочинительный союз
Я пришел ___не чтобы вам мешать.
Перед придаточным стоит отрицательная частица НЕ
Делал он всё____как попало.
Придаточное является фразеологическим оборотом
2) Укажите номер СПП с союзным словом. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.
Укажите номер СПП с указательным словом. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.
1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.
3. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
4. Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи
3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.
5. Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.
Ребята, на предыдущем уроке мы остановились на видах подчинения в СПП. Кто нам расскажет об этих подчинениях?
Бывает, что,если не повезло с утра, не везет весь день.
Бывает, что если не повезло с утра, то не везет весь день.
Параллельное:
(Если -=),[-= -.- ],(который =)
Еслибудет хорошая погода, мы пойдём в поход, которыйдавно запланировали.
Неоднородное:
[ - = ], (чтобы - =),(так как =)
Мы торопились, чтобыприйти на турбазу вовремя, так какуже темнело.
[ = - ],(что -=), ( что = - )
И всем казалось, чторадость будет,чтовтихой гавани все корабли.
Внимание!
[ - = ], (как -= ) и (как = -)
[ - =],(где =),(где -=) и (где =)
[ = - ], (что - =) и ( - = )
Он был рад, что весело провел время ичто все довольны.
(ЗП такие же, что при однор.чл)
Иногда в СПП с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно и параллельное, и последовательное и т.д. подчинение.
Комбинированное подчинение
(Если - = ) , [ - = ],(как =) , (как =)
Еслимы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, какважно знать правила движения,какнадо вести себя на улице.
Задание: Начертите графические схемы данных предложений, укажите вид подчинения, определите вид придаточных.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Когда я сказал, что розы будут цвести все лето, если правильно ухаживать за ними, дети были в восторге.
Графический диктант.Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного.
1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
(Однородное подчинение с придаточными изъяснительными)
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
(Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и изъяснительным)
3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
(Последовательное подчинение с придаточными изъяс. и места)
4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
(Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением).
А теперь давайте проверим, как мы справились с заданием. На оборотной стороне доски я начертила схемы продиктованных предложений. Обменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте, сверяя их со схемами, написанными на доске. А теперь прокомментируем составленные схемы. Обратите внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.
Подводится итог работы:
- Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").
4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б")
Задание А выполняются устно.
Задание Б - письменно.
Комплексный анализ текста
Вариант «А»
Задание № 1:
А) Определить тему и основную мысль текста; озаглавить.
Определить стиль речи, доказать свое мнение.
К какому типу речи относится текст?
Б) Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.
1. М..л..сердие приветливость доброта делают человека красивым.
2. Когда видишь человека лицо которого искаж..но злобой понима..ш.. как оно безобразно.
3. Дело в том что злая реакция на окружающих это признак душевной и духовной слабости который говорит о (не)способности и (не)умении жить.
4. Что(бы) (не)обеднять свою жизнь что(бы) быть счастливым человек должен уметь понимать другого.
Задание № 2:
Предложение № 2 – выполнить синтаксический разбор;
Предложение № 3, 4 – определить характер подчинения, виды придаточных;
Составить графическую схему предложений №2,3,4.
Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.
Д/З написать текст о ВОВ, используя СПП с несколькими придаточными.