Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок Русского языка по теме: " Имя числительное как часть речи".

Фото пользователя Ирина Валентиновна Федоркина
Submitted by Ирина Валентиновна Федоркина on чт, 11/02/2010 - 12:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федоркина Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №4, г.Черепаново, учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Познакомить учащихся с именем числительным как самостоятельной частью речи. 2. Развить умения отграничивать количественные числительные от порядковых. 3. Изучить признаки слов с количественным значением, не являющихся числительными. 4. Воспитать любовь к родному языку.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык, теория, 5-9 классы.

Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова и др. Русский язык, практика, 6 класс.

Используемое оборудование: 

Таблицы  " Вопросник", " Ассоциации"; индивидуальные карточки с цифрами.

Краткое описание: 
1. Вступительное слово учителя. 2. Материал для наблюдений (работа с таблицей). 3. Тренировочные задания. 4. Работа с индивидуальными карточками. 5. Закрепление изученного материала 6. Итоги урока. 7. Домашнее задание.

                                                                                                                ХОД УРОКА 

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

  -Тема сегодняшнего урока говорит нам о предстоящем знакомстве с самостоятельной частью речи-именем числительным. Кроме того, мы научимся отличать количественные числительные от порядковых.

2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ.

 -Обратите внимание на таблицу "Вопросник" и ответьте на вопросы обоих столбиков письменно.

                                                                                                            Таблица  " Вопросник" 

1. Сколько тебе лет? 1. В каком году ты родился?
2. Сколько лет ты учишься в этой школе? 2. Какой год ты посещаешь школу?
3. Сколько предметов вы изучаете? 3. На каком этаже ты живёшь?
4. Сколько этажей имеет здание твоей школы? 4. Какой год был для тебя удачным и памятным?
5. Сколько человек учится в твоем классе? 5. В каком году ты закончил школу?
6. Из скольких человек состоит ваша семья? 6. В каком году ты поступил в трерий класс?
7. Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу? 7. Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

( Ученики записывают в тетрадь ответы таким же образом: в два столбика).

 -Итак, ребята, какие ответы у вас? ( учащиеся зачитывают ответы).

 -Вы использовали имена числительные. В первом столбике - количественные, во втором - порядковые числительные.

 -В чём же отличие числительных друг от друга? ( количественные обозначают количество, порядковые - порядок при счете - название разряда числительных - подсказка).

 -На какой вопрос  отвечают количественные числительные? ( Сколько?). 

 -На какие вопросы отвечают порядковые числительные? ( Какой? Который?).

 -Сверьте свои ответы с учебником теории. ( параграф 108)

3. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ.

 1.   -На доске записаны цифры, а вы запишите словосочетания: 1.  "колич. числ. + существ." 2. "порядк. числ.+ существ.".

                                                                                ЦИФРЫ:

                                5                7                19                  25 

                               32              100             247               400

                    Образец: 5 лет ( пять), 5-й год (пятый год) или семь этажей - седьмой этаж.

                    Условие: у числительных 19, 25, 32, 100, 247, 400 существительные должны быть другие и не должны повторяться.

- А сейчас проверим что у вас получилось.( 1-2 ученика выходят к доске и записывапют цифры словами).

 - Обратите внимание, что некоторые числительные состоят из одного слова, а некоторые из двух слов, а числительное 247 - из трёх слов. Как называются такие числительные?( смотрим параграф 108). ( учащиеся называют виды числительных по строению - простые. сложные и составные).

2. Творческое задание.

Учащиеся составляют небольшой текст из 6 -7 предложений "Режим дня". Условие: в тексте должны встречаться как порядковые числительные, так и количественные. Затем несколько учеников (по желанию) читают текст, называют, какие числительные порядковые, какие - количественные.

3. -Рассмотрим примеры слов с количественными значениями, не являющихся числительными..

а) Числительные не имеют рода, числа ( имеются в виду количественные). Исключение: один (одна - ж.р., одно - ср.р., одни - мн.ч.,); два (две - ж.р.).

б) Счетные существительные имеют род, склонение. Цифровое значение лишь в корне слова. Например: сотня - ж.р., 1 склонение, десяток - м.р., 2 скл.

в) Прилагательные отличаются от порядковых числительных тем, что обычно имеют суффиксы, с помощью которых они образовались от числительных, а порядковые числительные (кроме сороковой, тысячный, миллионный, миллиардный) таких суффиксов не имеют: второй -порядковое числительное; вторичный - прилагательное, десятый - порядковое числительное; десятичный -прилагательное.

г) Наречия имеют также соответствующие суффиксы или приставки, оканчиваются, например, на -жды (как однажды): дважды, трижды; или на -ое: вдвое, втрое.

Особое внимание уделяем следующим предложениям, делая акцент на ударение в выделенных словах:

Пятью два - десять. (Пятью - наречие)  Мальчик пришед в школк с пятью книгами и тетрадями. (Пятью - числительное в творительном падеже)

Девятью девять - восемьдесят один. (девятью - наречие). Нелегко разобраться с девятью музами человеку, не любящему мифологию.

4. Доклады учащихся на тему: " Чем отличаются числительные тысяча, миллион, и миллиард от счетных существительных".( Материал для доклада - книга: Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985, с.99 - 101.)

5. Разминка " Числительные в пословицах".

Игра состоит из двух частей.

1-я часть: Учащиеся должны вспомнить пословицу, фразеологизм, в которых бы встретилось число "семь". Например: семь раз отмерь, один раз отрежь; семи пядей во лбу; за семью замками; на седьмом небе; семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе; седьмая вода на киселе и т.д.  

2-я часть: шестиклассники вспоминают устойчивые сочетания, в которых была бы любая другая цифра: заблудиться в трех  соснах; на два фронта; первый блин - комом; тридцать три несчастья; один сын - нет сына, два сына - полсына, три сына - есть сын; похвалу слушай одним ухом, а критику - двумя; доносчику первый кнут.

4. РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.

Ученики получают карточку, на которой записана цифра: 1, 2,........ и т.д. Цифра соответствует их номеру в журнальном списке. Шестиклассники придумывают с цифрой два словосочетания: 1. "числ. порядк. + существ.", 2. "числ. количест. + существ."

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа с таблицей "Ассоциации"

2 3 5 7 12 13
31 50 100 500 1000 10

 -Расскажите какие ассоциации, воспоминания, впечатления вызывают у вас эти числа.

 -Расскажите все, что узнали о числительных.

 - А теперь выполните упражнение392 (учебник -  практика, 6 кл.) (взаимопроверка)
 

6. ИТОГИ УРОКА.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн