1.Здравствуйте! Любой музыкальный инструмент нуждается в настройке. Голос – это тоже музыкальный инструмент. Давайте настроим наши голоса.
Распевка. Легато CGCна баррэ, и так далее до 11 лада.
Стаккато BFдо 5 лада. (Ария 2 фразы)
2.Сегодня речь пойдёт о музыке великого композитора. Его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Мы прикоснёмся с вами к одному из шедевров этого композитора.
3. Тема урока: «Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры».
Сегодня мы познакомимся с новой музыкальной формой – рондо, закрепим навык разбора музыкального произведения, на основе анализа образа Фигаро, ответим на основной вопрос.
Кто хочет рассказать о Моцарте? Ответы.
Слайд 1. Моцарт – австрийский композитор 18 века. Он прожил короткую жизнь, но оставил нам богатейшее музыкальное наследие.
Звучит увертюра (48 секунд).
Это произведение называется увертюра. Что значит слово увертюра? Ответы.
Слайд 1. Увертюра выражает черты и дух оперы, которой она предшествует. Как вы думаете, какие события будут происходить в опере после такой увертюры? Ответы.
Правильно! Невозможно без улыбки слушать эту увертюру. Она излучает веселье и радость. Эта увертюра написана Моцартом к опере «Свадьба Фигаро». Что значит слово опера? Ответы.
Слайд 1.
Слайд 2. Вопрос: Почему образ Фигаро так актуален сегодня?
3.Кто может рассказать сюжет оперы «Свадьба Фигаро»? Ответы.
Опера «Свадьба Фигаро» была написана Моцартом по комедии Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро».
В доме графа Альмавива готовится свадьба двух слуг: Сюзанны и Фигаро. Но графу самому нравится Сюзанна и он пытается отсрочить свадьбу. Фигаро в его борьбе с графом нужны союзники. Он выбирает пажа Керубино. Это мальчик резвый, кудрявый, живущий в окружении кружев, духов, влюблённый во всех женщин замка. Граф для исправления хочет отправить его в армию. Остроумно, с добродушной усмешкой Фигаро рисует юному Керубино его будущее. Ум, находчивость, умение ладить с людьми, предприимчивость и ловкость Фигаро ломают все преграды. Опера заканчивается весёлой свадьбой.
4.Наиболее выпукло музыкальный портрет Фигаро очерчен в его арии. Что значит слово ария?
Ответ. Слайд 3.
Слушаем арию Фигаро на русском языке.
Эта ария написана в форме рондо. Слайд 3.
Музыкальный анализ.Мы сделаем музыкальный разбор арии. Основная маршевая тема – рефрен- повторяется в арии три раза, каждый раз с одними и теми же словами «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый». В промежутках между проведениями основной темы появляются то лёгкая изящная музыка (на слова «Распростись ты с духами, с помадой») это первый эпизод, то второй эпизод – фанфарная тема ( на слова «Будешь воином суровым»).
Исполнение арии Фигаро вместе с учителем.
С каким настроением вы исполняли арию вместе со мной? Ответ.
Мы сейчас зайдём в американский театр Метрополитэн-опера (слайд 4), где на сцене идёт опера «Свадьба Фигаро» на итальянском языке. Роль Фигаро исполняет британский певец Брин Терфил. В сцене участвуют знакомые нам Сюзанна и Керубино.
Какой музыкальный образ возник в вашем воображении? Ответ.
Ответы: Фигаро простой человек из народа. Насмешливый, весёлый, маршевая музыка говорит о решительности и смелости. Он добродушно подшучивает над Керубино.
5. Разрешение проблемы: Почему образ Фигаро так актуален сегодня?
Ответы: Фигаро человек умный, решительный в своих действиях, жизнерадостный, умеющий организовать вокруг себя людей. Такие люди интересны и нужны.
Заключение.
Обратите внимание, ребята, что образ Фигаро живёт уже несколько веков и не теряет своей актуальности. Вы убедились, насколько он современен, близок и понятен нам, людям XXI века. Это поистине бессмертный образ.
Желаю вам, ребята, чтобы музыка Моцарта и других композиторов всегда шла с вами по жизни. И воспитывайте в себе черты характера Фигаро: решительность, умение находить друзей и настойчиво идти к своей благородной цели.
Добрый вечер, Лидия Викторовна. У меня будет много вопросов, если есть возможность ответить, ответьте пожалуйста.
По какой программе Вы работаете? Есть ли УМК? В этом уроке только два вида деятельности - хоровая деятельность и восприятие музыки. Это стандартно или есть какие-то творческие задания?
Мне у вас в уроке понравилась, так называемая "связь с жизнью". Опера "Свадьба Фигаро" и Метрополитэн-опера, хороший приём.
Образ Фигаро у Моцарта-Бомарше и актуальность качеств его характера сегодня.
Уважаемая Наталья Валентиновна! Отвечаю на ваши вопросы. Вот уже 18 лет я преподаю музыку. Из них 16 работаю по программе Леухиной Натальи Анисимовны, учителя -методиста гимназии №3 г.Астрахани. УМК нет. Вы верно подметили: на уроке нет творческих заданий. Ведь это 30ти минутный урок на конкурсе "Учитель года-2009" и мне было важно научить их за столь короткое время выразительному исполнению арии Фигаро (под гитару, урок я проводила в кабинете географии и ф-но там не было) и показать ту самую связь с жизнью. В нашем городе многие мои коллеги выбрали и работают уже много лет по этой программе. Она утверждена на самом высоком уровне и очень интересна для детей и педагогов.
Комментарий был изменен с момента создания (kasya18, вс, 07/03/2010 - 22:42).
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
Лидия Викторовна, спасибо за материал! Было бы хорошо сделать ссылки на материалы к уроку или разместить их на этой страничке.
С уважением, Антонина Александровна
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
Лида, я в музыке не большой знаток, но я очень хотела бы, чтобы в моей школе работал такой творческий учитель музыки! Молодец! :)
Предлагаю добавить тегов по теме, иначе этот материал не увидят другие учителя музыки.
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
Спасибо, Люба!
С уважением Лидия Манаенко.
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
Да, таких учителей музыки я тоже не встречала. Очень рада знакомству с Лидой
С уважением, Савинкина Светлана Юрьевна
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
Добрый вечер, Лидия Викторовна. У меня будет много вопросов, если есть возможность ответить, ответьте пожалуйста.
По какой программе Вы работаете? Есть ли УМК? В этом уроке только два вида деятельности - хоровая деятельность и восприятие музыки. Это стандартно или есть какие-то творческие задания?
Мне у вас в уроке понравилась, так называемая "связь с жизнью". Опера "Свадьба Фигаро" и Метрополитэн-опера, хороший приём.
Образ Фигаро у Моцарта-Бомарше и актуальность качеств его характера сегодня.
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
Уважаемая Наталья Валентиновна! Отвечаю на ваши вопросы. Вот уже 18 лет я преподаю музыку. Из них 16 работаю по программе Леухиной Натальи Анисимовны, учителя -методиста гимназии №3 г.Астрахани. УМК нет. Вы верно подметили: на уроке нет творческих заданий. Ведь это 30ти минутный урок на конкурсе "Учитель года-2009" и мне было важно научить их за столь короткое время выразительному исполнению арии Фигаро (под гитару, урок я проводила в кабинете географии и ф-но там не было) и показать ту самую связь с жизнью. В нашем городе многие мои коллеги выбрали и работают уже много лет по этой программе. Она утверждена на самом высоком уровне и очень интересна для детей и педагогов.
С уважением Лидия Манаенко.
На: "Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры"
"Сведьбе Фигаро" Моцарта - 230 лет